будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
СССР
Июль 11, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Экономические корни узбекского бунта

Экономические корни узбекского бунта
98_04

Горячие события в Узбекистане заставили внимательнее присмотреться и к экономической стороне вопроса. Это государство – одно из немногих на постсоветском пространстве, в котором проект отделения от большой империи и создания независимого государства более или менее получился.

Как правило, когда речь заходит о республиках бывшего СССР, тут же всплывают понятия “национальные меньшинства” и “экономическая разруха”. Национальные меньшинства или национальные автономии есть практически везде – в Грузии, Молдавии, в некоторых среднеазиатских республиках, они были в Азербайджане и Армении, и, страшно сказать, на Украине и в странах Балтии, где роль этнического меньшинства выполняют русские, составляющие там существенную часть населения. И вот эти этнические меньшинства постоянно мешают властям новых независимых государств строить чисто национальные общества. Мешают, в частности, тем, что постоянно провоцируют разные волнения и беспорядки, требуя для себя гражданских прав и свобод, этническим меньшинствам не положенных.

Про экономику этих новых политических образований и говорить нечего. Она была так плотно встроена в экономику СССР и России, что и теперь, после 15 лет независимости, никак не может от нее оторваться. Причем если раньше предприятиям, скажем, Молдовы или Латвии сбыт был гарантирован, то теперь за каждый рубль российского потребителя им приходиться сражаться в жесткой конкурентной борьбе с производителями аналогичных товаров со всех сторон света. А это очень трудно, конкуренцию они практически всегда проигрывают, поэтому единственным источником существования у них остается плата за транзит российских нефти и газа. И если этого транзита не будет, то всей экономике будет очень плохо. Чему наглядное свидетельство - состояние дел с топливом на Украине после попытки ее правительства регулировать цены на бензин.

Узбекистан эти сложности постсоветского государственного строительства миновали. Конечно, национальный состав там тоже пестрый – это естественно, но удельный вес представителей других народностей не очень велик. При общей численности населения на конец 2004 года в 26 млн. человек доля узбеков составляет около 22 млн. человек, то есть подавляющее большинство. Кроме того, самая крупная по численности этническая община – это русские, которые, похоже, не собираются активно участвовать в тамошней политической жизни. С их стороны властям Узбекистана вроде бы ничего не угрожает. Другие этнические общины гораздо меньше русской.

Не спотыкаясь о национальные проблемы, независимый Узбекистан мог начинать спокойно заниматься экономическим строительством, тем более, что от прежней власти ему достались серьезные диспропорции. Они, как это не странно прозвучит, сконцентрировались в сельском хозяйстве.

Мы все прекрасно помним, что в советские времена республика вынужденно специализировалась на выращивании хлопка, в ущерб другим культурам. Поэтому сначала для устранения этой диспропорции пришлось сократить посевы под “белым золотом” (хотя оно и являлось валютным товаром) и расширить посевы продовольственных культур. Этот структурный сдвиг удался: по сравнению с 1990 годом сбор пшеницы вырос в 10 раз (а хлопка - почти в два раза), республика стала полностью обеспечивать себя продовольствием.

Но, как мы знаем, изменение структуры посевов – это еще не решение проблемы продовольственного обеспечения. Главное для нее – это топливо и удобрения. И вот с ними у них у Узбекистана оказался полный порядок. Производство удобрений вполне достаточно для покрытия внутреннего спроса, а что касается энергоносителей, то их Узбекистан даже экспортирует. В первую очередь, это касается природного газа, который добывается в размере 56 млрд. кб. м в год, из которых около 8 млрд. кб. м покупает российский “Газпром”. Остальной же газ, вместе с углем, используется для производства электроэнергии, которой республика тоже полностью обеспечена. Своей нефти в Узбекистане сейчас тоже хватает, причем, что самое интересное, так было не всегда. До 1995 года она поступала на нефтеперерабатывающие заводы из России. Но с 1995 года получение нефти по импорту прекратилось, и все потребности закрываются за счет собственной добычи. Кроме того, в дополнение к двум старым НПЗ, работающим еще с советских времен, был построен еще один перерабатывающий завод, что является, пожалуй, уникальным случаем на территории СНГ.

Говоря об Узбекистане, нельзя не упомянуть о проживающих там корейцах и об автомобильном заводе корпорации Daewoo, на котором они, скорее всего, работают. Есть подозрение, что этот завод был специально построен в месте компактного проживания корейцев в Узбекистане, чтобы дать работу “национальному меньшинству”, а так же соблюсти жесткие стандарты качества продукции, принятые у этой компании. Конечно, производство организовывалось с расчетом на экспорт во все страны СНГ, так как для внутреннего узбекского рынка 200 тысяч легковых автомобилей и микроавтобусов в год – слишком большая величина. Правда, мощности эти загружены не полностью, в прошлом году было произведено только 70 тыс. легковых автомобилей, из которых половина пошла на экспорт, а другая – на внутренний рынок. На 2005 год планировалось производство 110 тыс. шт., но из-за событий в Андижане, где и находится завод, этот план, скорее всего, выполнен не будет.

Нельзя не сказать и о золотодобывающей промышленности страны. Добыча этого металла для такой относительно небольшой территории кажется слишком большой. В последние несколько лет она колебалась от 80 до 85 тонн (в России для сравнения – в районе 170-180 тонн). Естественно предположить, что почти все золото экспортируется, а национальная валюта Узбекистана – сом – на все 100% обеспечена золотом. Но, к сожалению, это только предположение, потому что официальных данных о составе золотовалютных резервов Узбекистана нет, и, соответственно, невозможно судить о степени покрытия национальных денег разнообразными ценностями.

Состояние экономики Узбекистана говорит о том, что нынешние волнения, хотя и могут быть спровоцированы религиозным экстремизмом, но подоплеку, похоже, они имеют, как всегда, экономическую: слишком лакомый кусок представляет из себя эта среднеазиатская республика, и слишком много лиц испытывает непреодолимое желание этим куском овладеть.

См. также:

  • Лейбин. Перманентная революция в СНГ
  • Гриценко. Убытки от многослойности
  • Гриценко: СССР никак не распадется: настоящая повестка дня СНГ
  • Гриценко: Откуда растет экономика Украины
  • Гриценко: Конец газовой войны
  • Лейбин: Человеческое лицо российского империализма
Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).