будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 16, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Экономический багаж американского президента

Экономический багаж американского президента
98_04

О том, как сейчас обстоят дела в американской экономике, широкой публике толком ничего не известно. Иногда, как правило, раз в квартал, российские СМИ разражаются информацией о том, что ВВП США вырос на столько-то процентов, и этот рост обманул (оправдал) ожидания аналитиков. После чего делается не совсем корректный вывод о предстоящем укреплении (ослаблении) американской валюты. Правда, в дополнение к этому, время от времени мы узнаем о действиях Федеральной резервной системы США (ФРС), которая то и дело повышает (понижает) процентные ставки. Напрямую нас эти процентные ставки, конечно, не касаются, зато продвинутые люди знают, что если ФРС ставки понизит, то курс доллара по отношению к евро упадет, а если ФРС ставки повысит, то доллар, наоборот, вырастет. Собственно говоря, это все, что нужно знать о состоянии самой большой в мире экономики простому российскому обывателю, а особо интересующиеся должны искать сведения самостоятельно. Наблюдая за сегодняшними выборами президента США, важно помнить, с каким неоднозначным багажом пришел к ним действующий президент .

Мы все прекрасно знаем, что после атак террористов 11 сентября 2001 года экономика США попала в штопор, и выбраться из него смогла только благодаря активному государственному вмешательству. Что, кстати, совсем нехарактерно для Республиканской партии США, которая всегда выступала за либерализм, свободное предпринимательство и невмешательство государства в естественные экономические процессы. Но тут, видимо, сильно припекло, и республиканская администрация принялась увеличивать дефицит бюджета, расширять государственный долг и насыщать экономику «дешевыми деньгами». Правда, к чести ее можно сказать, что кое-какую либеральную идею, а именно снижение налогов, она все-таки пропихнула. Но в целом упор был сделан на государственное вмешательство, а не на выдающиеся способности американского бизнеса.

По мысли авторов этой политики, рост расходов бюджета позволяет выдать государственные заказы крупным корпорациям, и удержать их от банкротства после резкого сокращения частного спроса. Поскольку расходы бюджета будут больше доходов, их покрытие произойдет за счет денежной эмиссии, то есть облигации государственных займов будет покупать в основном ФРС. Выплеск дополнительных денежных знаков, по идее, должен привести к внутренней инфляции, но это на самом деле не очень страшно. Цены на товары американских производителей останутся прежними, а вот цены на импортируемые товары, конечно, возрастут (в пересчете на доллары), так как курс доллара относительно валют основных торговых партнеров США снизится. Для американских потребителей это создаст определенные неудобства, так как огромное количество товаров, потребляемых в США, ввозится из-за границы. Но им придется немного потерпеть, и это воздастся сторицей. Удорожание импортных товаров при относительной стабильности цен на товары, произведенные в США, должно подогреть патриотизм и переключить спрос потребителей на отечественное, что позволит промышленности нарастить обороты и выйти из кризиса.

При этом американский потребитель, он же американский производитель, должен был потерпеть дважды. Сначала — годик-другой отказаться от покупки некоторых импортных товаров или приобретать их по завышенным ценам, а потом согласиться работать за меньшую заработную плату с большей интенсивностью, чтобы не дать вырасти ценам на товары собственного производства. Эта горькая пилюля была подслащена низкими процентными ставками по потребительским кредитам. В результате всех этих мытарств большинства американских граждан экономика страны должна была восстановиться и снова стать здоровой, как никогда.

Таким образом, весь расчет стратегов из администрации США строился на расширении государственных заказов (которые должны достаться исключительно американским производителям) и замещении иностранных товаров изделиями отечественной промышленности. Но, как показал опыт прошедших 2,5 лет, расчеты эти оказались не совсем точными. По данным американской статистики, максимальный объем промышленного производства в США был зафиксирован в мае-июне 2000 года — 116% к уровню 1997 года. Потом уровень производства стал постоянно снижаться и достиг низшей точки (109% от уровня 1997 года) еще в августе 2001 года — аккурат перед атаками террористов. После чего США и были приняты описанные меры, но толку от них сначала оказалось мало: индекс промышленного производства весь 2002 и 2003 годы находился в районе 111% от уровня 1997 года, то есть до максимума 2000 года он так и не дотянул. И только в 2004 году проводимая политика, кажется, стала давать результаты, и индекс поднялся до уровня предкризисного 2000 года. При этом степень использования производственных мощностей на протяжении текущего года составляла 77%, что, конечно, выше, чем в прошлом году (75%), но все-таки гораздо ниже предыдущего максимума использования, достигнутого в 1994/95 годах (85%). Уровень использования мощностей в 77% гораздо ближе к минимуму 78,5%, который имел место в 1990/91 годах. То есть сейчас, несмотря на выправленную ситуацию, американская экономика только приблизилась к уровню 1990/91 годов, который считается кризисным. Но, может быть, еще не все потеряно, так как основное оружие, с помощью которого Америка пока выигрывает борьбу против своих иностранных конкурентов, стало действовать не так давно.

Как мы уже упоминали, ФРС проводила политику «слабого доллара» — постоянно падающие процентные ставки по долларовым кредитам плюс постоянное падение курса доллара относительно валют стран — основных торговых партнеров США. Но сначала эта политика действовала не очень эффективно, так как Центральные банки этих стран тут же стали скупать избыточные доллары в свои резервы, не допуская ревальвации своих национальных валют. Поэтому, начав девальвировать доллар в первой половине 2002 года, позитивных результатов удалось добиться только через два года. Но сейчас положительный эффект от падения доллара налицо. Начав ослабляться с уровня 1 евро = 0,886 доллара, который был в апреле 2002 года, за прошедшие 2,5 гола доллар снизился на 41% и достиг уровня 1 евро = 1,25 доллара, что вовсе не является пределом. Вопрос состоит только в том, стоит ли игра свеч. Потому что любое дальнейшее ослабление доллара теперь может привести к внутренней инфляции без всякого роста производства. И тогда администрации США (не важно — новой или обновленной старой) придется искать какие-то новые пути для выхода из длительной депрессии, так как старые уже исчерпали свою полезность. Свидетельством этому — повышение процентной ставки с 1% до 1,75% годовых, проведенное ФРС в этом году.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).