будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 12, 2025
Хозяйство

Экономика должна быть постиндустриальной

Экономика должна быть постиндустриальной
aga

Разговор о развитии постиндустриальной экономики в России парадоксальным образом обращается к проблеме участия в процессе государства. Оказывается, что государство — основной ограничитель процесса. И одновременно его почти уникальный провайдер. По крайней мере такой вывод можно было сделать из состоявшегося накануне совещания по инновациям премьера Путина. И обсуждения в Политехническом музее темы «Россия на пороге постиндустриальной эпохи» с Игорем Агамирзяном и Татьяной Малкиной.

Вопрос инвестиций государства в область знаний накануне заботил российского  премьера Владимира Путина. На поддержку науки в 2011 году будет выделено 11 миллиардов рублей, доложил он на заседании комиссии по высоким технологиям и инновациям.

По словам премьера, государственные фонды, которые получат эти деньги, должны тратить их «рачительно» – на действительно прорывные проекты. «Деньги истрачены, результаты получены. Это какие результаты? – задает вопрос премьер. — Это результаты, которые в папках где-то остались и пылятся на полках? Либо лежат где-то там на сайтах компьютерных и не востребованы? Или это то, что реально работает в жизни, то, что дает отдачу в реальной экономике либо фундаментальную науку развивает. Нужно создать систему мониторинга использования результатов, как я уже сказал, проектов». Забота государства ясна — как сделать вложения в сферу экономики знаний рабочими с его, государства, точки зрения. И запустить новую экономику России, не зависимую преимущественно от экспорта сырой нефти, газа и металлов.

Как России перестроиться на инновационный и модернизационный лад и построить экономику 21-го века, постиндустриальную экономику? Рецепты намедни (помимо совещания у Путина) пытались обсудить глава Российской венчурной компании Игорь Агамирзян, профессор Университета штата Нью-Йорк и адъюнкт-профессор МГУ, почетный профессор Гуйлиньского университета Артем Оганов и специалист по автоматическому извлечению и анализу данных, руководитель проектов OpenGovData.ru и "Гослюди.Ру"  Иван Бегтин.

Исходный тезис дискутантов таков: мир переживает с середины 70-х годов прошлого века переход от индустриальной экономики к постиндустриальной. Тезис традиционнный, только проблема перехода на различных национальных и наднациональных рынках решается (или не решается) по-своему. Россия здесь никоим образом не исключение, чему следствием и создание ряда институтов, призванных помочь переходу, и обсуждение на различных площадках и в высоких кабинетах темы «модернизации и инноваций». Обсуждение, надо сказать, уже порядком обессмыслило сам процесс и заставляет сомневаться и в его содержании, и в рецептах.

Много государства

Если отвлечься от описания постиндустриальной экономики и заняться анализом условий sine qua non, то картина выявляется отнюдь не благостная. Вызовы, стоящие перед российской экономикой тем серьезнее, если вспомнить, что имеется серьезный уже кадровый голод в сфере квалифицированных кадров — что в сфере реализации бизнес-решений, что в сфере прикладной науки, что в сфере фундаментальных исследований. Отсутствует де-факто и инновационная среда в целом — бизнесу инновации неинтересны, ибо административные барьеры демотивируют его напрочь.

К тому же за период с момента распада советской системы экономика деградировала — существенно упростилась, констатирует глава РВК, превратилась в экономику «купли-продажи» (или «добычи-перекачки»). По мнению Агамирзяна, все не совсем плохо не только поэтому: он видит большой предпринимательский потенциал у россиян, лишь сдерживаемый административными барьерами. А спрос на инновационные продукты значителен, свидетельством тому - страсть российских граждан к разнообразным импортным гаджетам, едва ли не самая большая на душу мобильная телефонизация и тому подобное. Однако за счет собственного производства, хотя бы сборочного, спрос никоим образом не удовлетворяется. Ведь невозможно ввести комплектующие для производства хайтек-продукта — на каждую комплектующую необходимы отдельные документы, пошлина, разрешение и т.д.

Из зала  за время беседы сказали много нелестных слов в адрес государственных инициатив— поминали Чичваркина (читай — товарное рейдерство, демотивирующее любой бизнес) и отсутствие стратегии у государевых людей. Справедливо: наличие избыточного внимания к бизнесу или науке - никоим образом не подвергаем тезисы премьера критике — умервщляет самый здоровый организм. По 94-му ФЗ, который не так давно критиковал и президент, для получения госденег на научное исследование надо указывать и экономическое обоснование и даже наименование «продукта», который получает государство. Это при том, что в работе с некоторыми специфическими прикладными материями, вроде филологии, это просто невозможно, а при экспериментальной (и чисто прикладной) научной постановке вопроса отрицательный результат — часто тоже результат.

Мало государства

В сфере бизнес-решений простоты не больше: снятие барьеров само по себе проблемы не решает. Для создания среды нужно понимание, зачем инновации нужны. Необходимы «мостики» между фундаментальной наукой, прикладными исследованиями и бизнес-решениями (для сопряжения последних двух сфер создается шумный проект «Сколково»).

Здравая политика властей еще одно непременное условие успехов политики в области перестройки экономики. По оценке Агамирзяна, создание автомобильного кластера в Санкт-Петербурге, например, было очевидной ошибкой. Проект не встраивается в рынок, по сути копируя китайские аналоги, он неконкуретоспособен. Маржинальность в условиях Северной столицы мала, поэтому бизнес-решение неадекватно потребностям экономики. Зато за время создания автомобильного кластера «сам по себе» в том же регионе вырос сильный IT-сектор, один из ведущих в мире.

Функция госвласти заключается, в том числе, и в выработке стратегии и поиска нишевого дл национальной экономики продукта (а вернее — линейки продуктов). И главное (полагает Игорь Агамирзян) места в глобальном распределении труда. Если транснациональные корпорации, базирующиеся по преимуществу в США, уже являются мировым сборочным конвейром, мировым логистом и всемирным заказчиком инноваций, то у остальных «мозговых центров», коим является и Россия, своего места в системе производства пока нет. Как полагает глава РВК, по уровню прибыльности разные стадии процесса производства различаются. В процессе разработки решения маржа выше, чем при производстве. А при «продаже» (маркетинг плюс продажа плюс упаковка) опять выше, чем при производстве. «Провальной» с точки зрения прибыльности во всемирном хозяйстве оказывается как раз «индустрия» продукта, а при наличии почти бесплатной рабочей силы в Китае и Индии, стратегия занятия этой ниши — является провальной. Надо определиться, что будем производить.

И чем.  Артем Оганов полагает, что российская наука уже при смерти. А прикладная — вовсе мертва, практически не способна на производство продукта. Здесь имеется ловушка, которую озвучивали в присутствии российского премьера Путина — там, где мало что есть, надо четко понимать, как потратить деньги. Никто, кроме государства вложиться в это не способен. Проблема в контроле и избыточности контроля одновременно.

Много «государства» и нет государства

Со своей стороны мы попытаемся добавить еще дегтя. Так, фокус административных барьеров заключается в том, что они не разрушаются посредством воли власти. И посредством устранения барьеров на бумаге. Любое ведомство как дважды два докажет, что ограничители необходимы, ведь без них всерьез вырастает число злоупотреблений, в том числе откровенно криминального характера. Так введение особой экономической зоны в Ингушетии в 90-е не привело к развитию региона, зато сделало его внутренним оффшором, через который переправлялась продукция американского и европейского автопрома.

Системная проблема, конечно, не в том, что бизнесмены — поголовно жулики, а чиновники — ищут материальных благ. А в том, что сросшийся с государством бизнес для получения конкурентных преимуществ (в случае коррумпирования бизнесом власти) или для установления квазимонопольной ситуации (при контроле власти над бизнесом) приводит к выдумыванию новых, взамен устраненных, барьеров. Представитель корпоративного лобби в  сфере IT Ольга Ускова  как-то пожаловалась, что доля откатов на рынке составляет 70 процентов, а это, по ее словам, уже грань рентабельности. При такого рода взаимодействии агентов государства с бизнесом иная, внекоррупционная система продвижения новой экономики вряд ли пока представима. Но и бурный расцвет инноваций на грани рентабельности невозможен.

С наукой разговор особый — фундаментальная наука является исключительным приоритетом государственных и надгосударственных образований. Прикладная — государственной и крупных корпораций (в том числе с госучастием). Только вот государство редко может оценить адекватность задач, по причине косности бюрократического аппарата. В случае, когда российское государство сталкивается с соображениями широко понимаемой ведомствами проблемы безопасности, оно впадает в ведомственный раж, стараясь засекретить то, что секретным может и не являться. И упускать простую выгоду от кооперации с «вероятным противником» или реальным конкурентом.

Для преодоления ситуации, как представляется, и созданы институты развития (что «Сколково», с его особым правовым режимом, что «Роснано», что РВК) — через эти инструменты бизнесменам дается гарантия, что придут деньги, будет поддержка и защита проектов.

И многочисленные агенты государства — пусть даже из самых благих намерений «контролировать» — не будут ходить ежечасно с проверками и наставлениями. Появление нового климата и новых бизнесов в сфере постиндустриальной экономики может изменить в перспективе лицо российской экономики. Если будут найдены ниши в глобальном постиндустриальном хозяйстве, о чем красноречиво говорит глава РВК. Альтернатива — превращение в углеводородную державу, вплоть до конца эпохи дешевых ресурсов с большой трубопроводной маржой.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).