будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 15, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Энергетическая гора родила мышь. Но очень знакомую и полезную

Закон «Об электроэнергетике» наконец-то прошел второе чтение в Государственной Думе. За его принятие проголосовали 260 депутатов, против v 159, то есть закон был принят с перевесом в целых 34 голоса по сравнению с необходимым минимумом для его прохождения. Это по-своему странно для одного из наиболее скандальных законопроектов последних лет. Принятие этого документа, внесенного в Думу около года назад, почти всеми наблюдателями прогнозировалось не ранее 2005 года v после того, как пройдут парламентские и президентские выборы, поскольку предполагалось, что после вступления его в действие ныне действующая система единого энергоснабжения страны, созданная еще в советские времена, чуть ли не прекратит свое существование, а взамен мы получим только мрак и хаос на всем постсоветском пространстве. Тем не менее депутаты не испугались грядущего электрического апокалипсиса накануне народного волеизъявления и одним махом приняли сразу шесть законопроектов, входящих в «энергетический законопроект».

Смелость представителей народа хорошо понимаешь после того, как, абстрагировавшись от политических гаданий, опускаешься на уровень текстов. Их либеральный дух загнан в клетку государственного регулирования так надежно и старательно, что сразу становится спокойно за будущее нашей энергосистемы и народных депутатов. Они и дальше будут функционировать в штатном (сегодняшнем) режиме.

Отметим два существенных момента энергетического пакета, которые сразу бросаются в глаза. Во-первых, государство сохраняет достаточно жесткий контроль за ценами, причем как в переходный период, длительность которого определяется Правительством РФ, так и во времена «свободного» электрорынка. В переходный период регулирование проводиться директивными методами v установлением предельных цен, тарифов и наценок для всех участников энергетического хозяйства. А после его окончания v использованием резервных энергомощностей в каждом регионе, с помощью которых может быть ликвидирован практически любой дефицит электроэнергии и любой скачок цен на нее.

Сохранение этих резервных мощностей у государства и является вторым существенным моментом принятых законопроектов. В принципе, почти любое государство имеет резервы, в том числе и энергетические. Другое дело, в какой форме они существуют. Если, например, госорганы арендуют энергоблок (или электростанцию целиком) у той или иной частной электрокомпании, то отношения собственности не меняются. Электростанции как были частными, так ими и остаются, а государство является только одним из рыночных пользователей, пусть и привилегированным. Но если ради благой цели поддержания свободы конкуренции самые крупные электростанции, производящие львиную долю электричества v атомные и гидроэнергетические, остаются в руках государства, то даже о регулировании рынка можно говорить с большой натяжкой. Скорее речь может идти о новых правилах функционирования государственного энергетического сектора, к которому для некоторого разнообразия добавят некоторое количество частных компаний, не слишком заметных в тени государственного гиганта.

А если учесть еще один немаловажный аспект закона v норму о государственной собственности на 75% акций единой национальной электрической сети (по которой, собственно, и будет двигаться электроэнергия от производителя к потребителю), то становиться очевидным, что говорить о рынке в электроэнергетике невозможно. Хорош рынок, в котором большая часть генерирующих мощностей и все передающие сети находятся у одного собственника!

Конечно, частный капитал не будет полностью отключен от нового энергохозяйства. Ему дозволяется, например, строить свои сети, которые в обязательном порядке должны подключаться к магистральным, чтобы затем выделялись ресурсы общей сети для транспортировки электричества, произведенного на собственных станциях. Но вот строительство магистральных сетей остается за государством. Также частные станции могут принимать активное участие в оптовой торговле электроэнергией, выставлять свои заявки на продажу электричества по рыночным ценам и тому подобное. Но свобода ценообразования на рынке, и оптовом, и розничном, надежно блокируется самым крупным производителем. Может ли частный капитал строить новые станции? Конечно! Но при этом все проекты должны пройти от двух до трех государственных экспертиз (в зависимости от типа станции). И даже вывести из эксплуатации ненужную станцию можно будет только после специального разрешения регулирующих органов.

Так что, несмотря на декларируемые свободы, сферой приложения частного капитала в электроэнергетике будут замкнутые энергохозяйства, размещенные там, где находятся основные предприятия потенциальных претендентов на приватизацию энергетических мощностей v нефтяных, газовых и угольных компаний. Им надо иметь гарантированный сбыт своей продукции и не менее гарантированное поступление электроэнергии. И где менее значима такая неудобная группа потребителей, как население и бытовой сектор. Естественно, при таких условиях свободные цены оказываются фикцией, так как частный производитель электроэнергии одновременно является и ее крупным потребителем.

Влияние государства укрепляется не только по горизонтали v производительvпотребитель, но и по вертикали v центрvпериферия. Влияние местных органов власти на энергохозяйство сужается до минимума, несмотря опять же на декларируемое расширение самостоятельности в принятии хозяйственных решений. Например, чего только стоит пассаж из статьи 20 законопроекта «Об электроэнергетике» (описывающей полномочия исполнительных органов различных уровней): органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют «установление тарифов на тепловую энергию, за исключением тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими комбинированную выработку электрической и тепловой энергии». Надо понимать, что электростанции, «осуществляющие комбинированную выработку электрической и тепловой энергии» v это так называемые ТЭЦ, чьи трубы высятся чуть ли не в каждом российском городе. И которые являются органической частью местного хозяйства v производят пар, горячую воду и электричество в первую очередь для коммунальных служб городов, где они расположены, а также для предприятий промышленности и транспорта, действующих на тех же территориях. То есть это вполне местные производства, работающие исключительно на местный рынок. И вот теперь, по новым правилам, цены на теплоэнергию, которую и продать-то можно только в радиусе 10v15 километров от ТЭЦ, будут регулировать из федерального центра.

Резюмируя, можно сказать, что рассматриваемый пакет законопроектов направлен не на то, чтобы превратить государственный энергетический сектор экономики России в рыночный, а на то, чтобы повысить эффективность функционирования этого самого госсектора. И метод для этого применяется очень простой и хорошо себя зарекомендовавший во многих странах мира: из государственного сектора выделяется несколько производств, приватизируется, а потом их деятельность является индикатором для оценки деятельности государственных компаний. И у центральных органов власти всегда будет прекрасная возможность ткнуть носом какого-нибудь директора периферийной электростанции в факт отставания вверенного ему объекта от такого же частного. Без всякой возможности для него оправдаться ссылками на «общую тяжелую ситуацию в отрасли».

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).