Реформа электроэнергетики, о необходимости которой говорят уже три года подряд, как никогда близка к реализации. Думские центристские объединения v фракции "Единство", "Отечество=v Вся Россия", депутатские группы "Народный депутат" и "Регионы России" v согласовали между собой пакет поправок к проекту закона "Об электроэнергетике". Теперь у этого закона появляется шанс пройти через Думу. Немаловажно, что поправки вроде бы совпадают с замечаниями Правительства РФ.
Еще неделю назад предположить подобное развитие ситуации было трудновато. Закон шел через Думу с большим скрипом. Подавляющее большинство депутатов считало, что его принятие немедленно приведет к скачку цен на электричество и отопление и, что самое плохое, к массовым отключениям потребителей электроэнергии от питания, так как после такого скачка цен просроченные долги должны обязательно появиться. Поэтому казалось, что надо перенести принятие этого закона, пока не пройдут думские выборы, а еще лучше v президентские. А пока, для повышения собственного рейтинга, неплохо бы эту реформу чаще ругать, выставляя себя в роли защитника народных интересов. Но решение центристских фракций о согласовании поправок и осторожно высказанное предположение о том, что закон будет принят в первые недели февраля текущего года, свободы для такого предвыборного маневра не оставляют.
Тем не менее центристы тоже не лыком шиты и, настаивая на столь смелом решении в предвыборный год, скорее всего просчитали все шаги. И, в частности, время, которое потребуется на реализацию такого непростого закона.
Напомним, что в ходе реформы должно произойти выделение из ныне единого энергокомплекса трех его составных частей: электростанций, передающих сетей и сбытовых организаций. Передающие сети останутся в госсобственности, а сбытовые организации и сами электростанции будут проданы в частные руки. При этом государство оставляет за собой контроль над поставками электроэнергии и ценами. Для этого будут использоваться как прямые, так и косвенные инструменты. Под прямым (или директивным) контролем понимается установление правил расчета оптовой цены для производителей, временное прикрепление потребителей к сбытовой организации, многолетние контракты на поставку электроэнергии и тому подобное. Под косвенными методами v резервирование части электростанций за государством на тот случай, если каким-нибудь частным электрокомпаниям захочется поспекулировать электроэнергией и поиграть на повышение ее цены. Вот тогда государство и должно вмешаться, предлагая рынку электричество со своих станций, но уже по более низкой цене. При этом предполагается, что продажа электроэнергии, произведенной сверх долгосрочных контрактов, должна идти на так называемой энергетической бирже, где, собственно, и будет происходить уравновешивание спроса и предложения. С течением времени доля реализации на энергетической бирже должна постоянно расширяться, а по прямым долгосрочным договорам производителей с потребителями v сокращаться.
Эта схема совсем не проста. Сразу воплотить ее в жизнь не получится. Для безболезненной перестройки энергохозяйства реформа будет проводиться поэтапно. И каждый шаг займет, по всей видимости, год, а то и больше. Именно поэтому центристские фракции могут сейчас, ничем не рискуя, проголосовать за начало реформирования. Они прекрасно понимают, что только на подготовительные мероприятия, вроде выделения отдельных субъектов рынка из состава единой энергокомпании,=понадобится уйма времени, в течение которого успеют пройти не только парламентские, но и президентские выборы. И что пока цены на электроэнергию будут утверждаться централизованно, перед принятием очередного федерального бюджета. Ну а имидж справедливого (или мудрого) реформатора иногда помогает даже победить на выборах.
Оставить в меньшинстве своих думских коллег слева и справа центристы, наверное, смогут, но для окончательной победы электрической реформы придется преодолеть давление Верхней палаты. А это будет посложнее, так как у сенаторов (в отличие от думцев) есть губернаторы и законодательные собрания, делегировавшие их в Совет Федерации. А у губернаторов есть "материальные" причины саботировать реформу v они, прямо или косвенно, контролируют все энергообъекты, расположенные на территории=их регионов=v или хотя бы претендуют на это.=И отдавать этот контроль кому попало не собираются. Поэтому борьба между Верхней и Нижней палатой может оказаться тяжелее, чем внутри Нижней палаты. В конце концов, риски у региональных властей и депутатов разные. Депутаты, голосуя за реформы, которые начнутся после выборов, практически ничего не теряют. Региональные власти, через своих представителей (пусть и не всегда дисциплинированных), предпринимая реформу такой, как им предлагается, потеряют многое. Если не сумеют оставить себе кусочки новых, совершенно частных компаний.