будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 11, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Энергетический прорыв

Реформа электроэнергетики, о необходимости которой говорят уже три года подряд, как никогда близка к реализации. Думские центристские объединения v фракции "Единство", "Отечество=v Вся Россия", депутатские группы "Народный депутат" и "Регионы России" v согласовали между собой пакет поправок к проекту закона "Об электроэнергетике". Теперь у этого закона появляется шанс пройти через Думу. Немаловажно, что поправки вроде бы совпадают с замечаниями Правительства РФ.

Еще неделю назад предположить подобное развитие ситуации было трудновато. Закон шел через Думу с большим скрипом. Подавляющее большинство депутатов считало, что его принятие немедленно приведет к скачку цен на электричество и отопление и, что самое плохое, к массовым отключениям потребителей электроэнергии от питания, так как после такого скачка цен просроченные долги должны обязательно появиться. Поэтому казалось, что надо перенести принятие этого закона, пока не пройдут думские выборы, а еще лучше v президентские. А пока, для повышения собственного рейтинга, неплохо бы эту реформу чаще ругать, выставляя себя в роли защитника народных интересов. Но решение центристских фракций о согласовании поправок и осторожно высказанное предположение о том, что закон будет принят в первые недели февраля текущего года, свободы для такого предвыборного маневра не оставляют.

Тем не менее центристы тоже не лыком шиты и, настаивая на столь смелом решении в предвыборный год, скорее всего просчитали все шаги. И, в частности, время, которое потребуется на реализацию такого непростого закона.

Напомним, что в ходе реформы должно произойти выделение из ныне единого энергокомплекса трех его составных частей: электростанций, передающих сетей и сбытовых организаций. Передающие сети останутся в госсобственности, а сбытовые организации и сами электростанции будут проданы в частные руки. При этом государство оставляет за собой контроль над поставками электроэнергии и ценами. Для этого будут использоваться как прямые, так и косвенные инструменты. Под прямым (или директивным) контролем понимается установление правил расчета оптовой цены для производителей, временное прикрепление потребителей к сбытовой организации, многолетние контракты на поставку электроэнергии и тому подобное. Под косвенными методами v резервирование части электростанций за государством на тот случай, если каким-нибудь частным электрокомпаниям захочется поспекулировать электроэнергией и поиграть на повышение ее цены. Вот тогда государство и должно вмешаться, предлагая рынку электричество со своих станций, но уже по более низкой цене. При этом предполагается, что продажа электроэнергии, произведенной сверх долгосрочных контрактов, должна идти на так называемой энергетической бирже, где, собственно, и будет происходить уравновешивание спроса и предложения. С течением времени доля реализации на энергетической бирже должна постоянно расширяться, а по прямым долгосрочным договорам производителей с потребителями v сокращаться.

Эта схема совсем не проста. Сразу воплотить ее в жизнь не получится. Для безболезненной перестройки энергохозяйства реформа будет проводиться поэтапно. И каждый шаг займет, по всей видимости, год, а то и больше. Именно поэтому центристские фракции могут сейчас, ничем не рискуя, проголосовать за начало реформирования. Они прекрасно понимают, что только на подготовительные мероприятия, вроде выделения отдельных субъектов рынка из состава единой энергокомпании,=понадобится уйма времени, в течение которого успеют пройти не только парламентские, но и президентские выборы. И что пока цены на электроэнергию будут утверждаться централизованно, перед принятием очередного федерального бюджета. Ну а имидж справедливого (или мудрого) реформатора иногда помогает даже победить на выборах.

Оставить в меньшинстве своих думских коллег слева и справа центристы, наверное, смогут, но для окончательной победы электрической реформы придется преодолеть давление Верхней палаты. А это будет посложнее, так как у сенаторов (в отличие от думцев) есть губернаторы и законодательные собрания, делегировавшие их в Совет Федерации. А у губернаторов есть "материальные" причины саботировать реформу v они, прямо или косвенно, контролируют все энергообъекты, расположенные на территории=их регионов=v или хотя бы претендуют на это.=И отдавать этот контроль кому попало не собираются. Поэтому борьба между Верхней и Нижней палатой может оказаться тяжелее, чем внутри Нижней палаты. В конце концов, риски у региональных властей и депутатов разные. Депутаты, голосуя за реформы, которые начнутся после выборов, практически ничего не теряют. Региональные власти, через своих представителей (пусть и не всегда дисциплинированных), предпринимая реформу такой, как им предлагается, потеряют многое. Если не сумеют оставить себе кусочки новых, совершенно частных компаний.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).