Как хорошо известно, когда мало валюты – это плохо. Но также известно, что когда много валюты – еще хуже. Потому что когда ее снова станет мало, отыгрывать назад будет уже поздно. Такова дилемма современной экономической политики в России.
Трудность разрешения ее состоит в том, что пока идет большой поток нефтедолларов (или газодолларов), то у хозяйственных агентов возникает иллюзия, что теперь мы можем все – то есть решить одним махом все экономические проблемы, которые накопились к сегодняшнему числу. Мы сможем расплатиться по внешнему долгу, создать большие резервные фонды, заменить натуральные льготы денежными выплатами и вообще поднять доходы социально незащищенных слоев населения, развернуть широкий фронт капитального строительства, снизить налоги на частный сектор, ликвидировать инфляцию, расширить финансирование государственного оборонного заказа, ну и так далее и тому подобное.
И вот когда правительство, поддавшись давлению заинтересованных кругов, начинает решать перечисленные выше задачи, оно попадает в ловушку. Потому что пока нефтедоллары есть, то можно профинансировать почти все, что угодно. А вот если их поток иссякнет, то тогда финансирование придется резать по живому. Или, как это у нас больше принято, задерживать его на несколько месяцев, пока постоянно растущая инфляция не обесценит отложенные финансовые обязательства.
Соответственно, принятое годом ранее решение о создании стабилизационного фонда можно охарактеризовать как самое что ни на есть здравое, так как действительно создается резерв на крайний случай, а с другой стороны - временно избыточные финансовые ресурсы в некотором смысле оберегаются от бездумного проедания. К тому же, если у нас в самом деле наметился подъем в частном секторе, то тогда зачем государственному сектору влезать на рынок со своими инвестиционными расходами и создавать избыточный спрос на факторы производства, который только стимулирует рост цен?
Единственное, чем сейчас госсектор может помочь частному сектору, так это уменьшить свое присутствие в экономике. Сделать это он может следующим образом. Во-первых, снизить налоги (например, импортные таможенные пошлины) и сбалансировать вероятное снижение доходов урезанием инвестиционных программ. Во-вторых, сильно не повышать цены и тарифы на услуги естественных монополий, а относительное падение их прибыли компенсировать сокращением их инвестиционных проектов. Ну и, в-третьих, держать стабильным или слегка растущим реальный эффективный курс рубля, чтобы у участников внешнеторговой деятельности не пропадали стимулы к ее осуществлению. А у населения – к переводу сбережений из наличной долларовой формы в безналичную рублевую.
Больше от государства ничего не требуется, а дальше все пойдет само собой. Удешевление иностранных товаров увеличит их импорт, а поскольку есть тенденция роста импорта оборудования, то это приведет к расширению производственных мощностей внутри страны. И экономический рост, который до сих пор был связан в основном с экспортом сырьевых товаров, может продолжиться, но уже за счет эксплуатации вновь созданного производственного потенциала.
Кроме того, концентрация именно на частных инвестиционных расходах в некотором смысле является гарантией от общего кризиса в случае уменьшения стоимости экспорта. Гарантия от общего кризиса действует здесь потому, что инвестиционные расходы носят временный характер, даже если они проводятся несколько лет. Так как после того, как все объекты построены, инвестиционный спрос в любом случае уменьшится. И тогда, если произойдет уменьшение внешнего финансирования, то есть сокращение потока нефтедолларов, ничего страшного не произойдет. А вот если будут приняты некоторые повышенные социальные обязательства, например повышены пенсии, то сначала все будет идти хорошо, но вот если поток инвалюты уменьшится, то финансировать выплату пенсий будет не из чего. И вот тогда и начнутся наши хорошо известные штучки с задержками социальных выплат на несколько месяцев. Хотя надо честно признать, что размер пенсий и других социальных выплат совершенно ничтожный и находится ниже прожиточного минимума. И повышать их до достойного людей уровня необходимо.
К сожалению, "Основные параметры социально-экономического развития РФ на 2005 год и на период до 2007 года", подготовленные Министерством экономического развития и торговли, не дают ответа на эти вопросы. Конечно, в этих "параметрах" говорится и о снижении, а точнее переносе, налогового бремени, и об укреплении курса рубля, и о тарифах на услуги естественных монополий. Но из того, что говорится, можно сделать вывод, что предлагаемая нам экономическая политика в большей степени рассчитана на рост госсектора, а не на рост частного сектора экономики.
Налоги не снижаются, а "переносятся", курс рубля укрепляется, но слабо, а что касается роста цен естественных, то есть государственных, монополий, то он вполне приличен и значительно обгоняет инфляцию. В принципе, конечно, и в такой политике нет ничего особенного, но весь вопрос в том, когда ее проводить. Если в экономике имеет место перегрев, то повышение цен на первичные ресурсы, такие как электроэнергия и газ, - прекрасный способ затормозить уж слишком высокие темпы роста. Или, если речь идет о частном секторе, установить повышенные ставки ресурсных налогов.
Но сейчас, как нам хорошо известно, никакого перегрева и в помине нет. Это вот в Китае – перегрев, а у нас только так, легкое повышение температуры. И стоит ли наш слабый и неустойчивый рост тормозить, повышая цены на первичные ресурсы и перераспределяя, таким образом, инвестиционный потенциал из частного сектора в государственный, – это большой вопрос. На который документ, подготовленный Минэкономразвития, однозначного ответа не дает.