будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
кредиты
Июль 10, 2025
Хозяйство
Карпюк Илья

Финансовый региональный парадокс

Финансовый региональный парадокс
reg
Финансирование регионов. Источник: Фото: vesti.ru

Регионам очень нужны деньги — настолько, что они готовы обманывать федеральное правительство. Счетная палата, утверждает РБК, заподозрила некоторые регионы в завышении количества дорогих банковских кредитов для того, чтобы претендовать на помощь Москвы. Другая возможная цель — организация хоть какого-то бюджетного планирования.

Российские регионы вышли на долговой рынок еще в 1990-е года. Выпускать облигации, самый дешевый вид заимствования на денежном рынке, могут только самые крупные регионы. Намного чаще администрации областей, округов и республик берут кредиты в банках. Это менее выгодно, процентные ставки у банков выше, зато кредит можно получить достаточно быстро и не приходится организовывать сложный процесс выпуска облигаций.

В соответствии с Бюджетным кодексом предельный объем заимствований регионов в финансовом году не должен превышать сумму, направляемую в том же финансовом году на финансирование дефицита бюджета или погашения долга региона. В принципе это правило позволяет выходить на долговой рынок почти всем регионам — количество субъектов с профицитом бюджета можно пересчитать по пальцам.

Также закон ограничивает предельный объем долга региона, он не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета региона без учета поступлений из федерального центра. Но это правило не распространяется на банковские кредиты. Зато есть ограничение на обслуживание госдолга: регионы не должны тратить на это более 15% расходной части бюджета.

Счетная палата провела анализ госдолга Архангельской, Кировской и Нижегородской областях и Краснодарском крае, а также в ВТБ и Сбербанке — крупнейших кредиторах регионов. Выяснилось, что власти Нижегородской области в бюджете помножили все необходимые выплаты по банковским кредитам на 10. Иными словами, в бюджете оказалось зарезервировано для выплат банкам намного больше средств, чем того требовали обязательства.

Таким образом правительство Нижегородской области, во-первых, получало возможность увеличивать объем банковских займов, а во-вторых, в теории, могло в случае необходимости рассчитывать на помощь федерального центра.

Замдиректора направления госфинансов S&P Карен Вартапетов обращает внимание на то, что хотя Счетная палата и нашла нарушения только в одном регионе, для России это системная проблема. При этом, по его словам, региональные администрации вынуждены идти на такие шаги.

Действительно, даже на год вперед, не то что на три, практически невозможно предсказать объем поступлений из федерального центра. На это накладывается нестабильность из-за экономического спада налога на прибыль — одного из главных источников доходов для региональных бюджетов. В результате для поддержания минимального горизонта планирования приходится закладывать возможность для получения банковских кредитов.

При этом стоит понимать, что для самих регионов банковские кредиты очень дороги, к ним прибегают только в крайнем случае. Так, для правительства Кировской области в 2013 году средневзвешенная процентная ставка по банковским кредитам составляла 8,38% годовых, в 2014 году — 8,7%, а в первом квартале 2015 года — почти 24% годовых. Но даже с учетом этого 68 регионов имеют долги перед банками, по данным премьер-министра Дмитрия Медведева, около 56% всех долговых обязательств регионов — это банковские кредиты.

В 2016 году регионы получат из федерального бюджета 310 млрд рублей бюджетных кредитов, которые должны заместить банковские. Это, конечно, много, но совокупный объем регионального долга в России — 2,2 трлн рублей, неподъемная сумма для Минфина в современной ситуации.

Карпюк Илья
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).