будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минтруд пенсионная реформа
Ноябрь 13, 2025
Хозяйство

Формула старости

Пенсионная реформа, которую долго и мучительно выдумывали российские власти, приобретает уже некие законченные черты. Последний штрих: правительство одобрило пенсионную формулу и изменений ее пока не планируется.
«Действительно, да, формула одобрена, Мы согласовали со всеми эту формулу, было общественное обсуждение, было много поправок на стадии общественного обсуждения, но этот вариант - он сегодня приемлем для всех», - сообщила журналистам вице-премьер России Ольга Голодец.

 
Ольга Голодец

Формула — это то, что правительство пыталось согласовать на протяжении последнего года и вот теперь вопрос вроде бы решен. По новой формуле пенсия в России с января 2015 года будет состоять из двух частей - страховой и накопительной, а также фиксированной выплаты. Главное новшество: страховая пенсия будет формироваться не в абсолютных величинах, а в пенсионных коэффициентах, накопленных за всю трудовую деятельность. Дольше работаешь после наступления пенсионного возраста — больше коэффициент.

Логика в этом чисто арифметическая — если человек дольше не получает пенсию после наступления пенсионного возраста, то он на оставшуюся ему жизнь может претендовать на больший объем выплат. Несколько месяцев назад на сайте Минтруда даже появился специальный калькулятор пенсий, где каждый страждущий может примерно рассчитать объем грядущих выплат, исходя из своей текущей зарплаты и количества лет, которое он намерен проработать после наступления пенсионного возраста.

Впрочем, калькулятор — это чисто пиаровский ход. Ибо пенсия по новой формуле будет зависеть от того, сколько человек проработает, и от размера официальной зарплаты, с которой уплачиваются страховые взносы. То есть, чтобы рассчитать в 35 лет, какой будет пенсия в 65, надо знать, какой будет зарплата в каждый из оставшихся до этого момента 30 лет. Что, согласитесь, почти невероятно. Да и коэффициент будет варьироваться от года к году, поскольку сам он будет зависеть от отношения доходов Пенсионного фонда в конкретном году к сумме обязательств перед всеми пенсионерами. А утверждаться он будет правительством и обсуждаться парламентом — так что то, что мы увидим на выходе, на сегодня вряд ли кто-то может описать в деталях. И тем более мало кто может сказать, какую конкретно пенсию получит пенсионер со стажем N лет в условном 2023 году.

Новая формула, по словам вице-премьера Голодец, устраивает всех. Наверное стоит с этим согласиться — из всех вариантов решения пенсионной проблемы выбран один из самых безопасных а) для самих пенсионеров, б) для власти, которой волнения пенсионеров вовсе не нужны (ибо все еще помнят злосчастную монетизацию льгот, которую многомиллионные выступления по всей страны развернули вспять), в) для действующего состава правительства, которому не хочется быть правительством камикадзе и отвечать в случае чего за какие-либо радикальные преобразования. Так что все удовлетворены. Только вот проблема никак не новой концепцией и новой формулой не решается.

Пенсии на сегодня в России — дорогое для государства удовольствие. И это несмотря на то, что пенсии все еще относительно низки — уровень пенсии составляет в среднем чуть больше 35 процентов от зарплаты. «Международная организация труда считает приемлемым уровнем замещения 40 процентов. В благополучных странах, объединенных в ОЭСР, он в среднем выше - примерно 57 процентов», - говорил в интервью «Полит.ру» известный экономист, специалист по пенсионной проблематике Евсей Гурвич.  

И это несмотря на то, что этот показатель с 2007 года неуклонно повышался — с примерно 25 процентов в 2007 до 36,8 в 2012 году. То есть: сокращать пенсии в России и так некуда, если, конечно, наше «социальное государство» не хочет посадить стариков на голодный паек. На это оно не пойдет — и социальная стабильность дорога, и вообще некомильфо.

 
Фото: nadejnoe-budushee.ru

И меж тем даже такие невысокие пенсии — слишком дорого для России. «В рамках пенсионной системы не достигнуты долгосрочная финансовая устойчивость и сбалансированность бюджета Пенсионного фонда», - признавалось правительство в «Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы», утвержденной в конце декабря 2012 года. Правительство тогда предупреждало, что инерционный сценарий (то есть, если оставить все, как есть) приведет к невозможности сохранения пенсий даже на нынешнем уровне. Таким образом, надо что-то делать.

Проблем и причин масса — от серых зарплат и невысокой производительности труда до (один из самых показателей) роста числа пенсионеров по отношению к числу работающих граждан. Получается, что в расчете на одного работающего приходится все больше пенсионеров и недалек тот день, когда на одного работающего будет больше одного пенсионера.

Проблема системная: скажем, стоит только радоваться, что государство вкладывается в здравоохранение, но для пенсионной системы улучшение здравоохранения, скорее, дополнительная проблема — люди начинают жить дольше, стало быть, и пенсии им придется платить дольше. Евсей Гурвич с Алексеем Кудриным некогда предлагали в качестве спасения для пенсионной системы поэтапное повышение пенсионного возраста, но Владимир Путин перед выборами успокоил пенсионеров, заявив, что на это он не пойдет. Бывший первый зампред Центробанка, а ныне глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев предлагал в прошлом году отказаться от страховых пенсий и обеспечивать лишь некий социальный минимум для пенсионеров. Это предложение также осталось без внимания.

Ныне правительство по сути предлагает некий компромиссный вариант, который ни в коем случае не должен возбудить народонаселение — спрятать за хитрыми формулами расчета желание снизить нагрузку пенсий на бюджет, при этом отчитываясь о поэтапном повышении какой-то из частей пенсии. Насколько эффективной будет такая стратегия «молчаливого сокращения» - сложно сказать. Плюс к этому правительство надеется мотивировать рублем граждан выходить на пенсию попозже. Тут проблема глубже и не в чистых суммах. Тут нужно изменить само отношение граждан к пенсии. С отношения «Государство мне должно» на «я заработал, а государство лишь распорядитель средств». Вот это будет, пожалуй, посложнее технических решений и проблемы дефицита пенсионного бюджета. Тут «приемлемую для всех формулу» не придумаешь.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).