28 марта в в Москве в ходе переговоров новые руководители украинского ТЭКа - глава Минтопэнерго Иван Плачков и его первый заместитель, глава компании "Нафтогаз Украины", Алексей Ивченко -выступили с рядом сенсационных заявлений о пересмотре принципов партнерства Украины и России в газовой сфере. Анализом ситуации можно было бы и ограничиться, просчитав плюсы и минусы российского газового монополиста, если бы за этим не просматривалась чрезвычайно смелая политика Украины по отказу от льготных отношений с Россией в газовой сфере. Новое правительство Украины, судя по всему, готово принести в жертву задаче интеграции в Европу всю свою энергоемкую промышленность.
Руководство "Нафтогаза" в последнее время сделало ряд заявлений, которые можно рассматривать как угрозу "Газпрому" в Европе. Например, о создании конкурента "Газпрому" на Украине, немецко-украинско-польского торгового дома для торговли среднеазиатским и украинским газом в ЕС и о возможном создании консорциума по транспортировке газа Туркмении через территорию РФ. Критике подверглось и соглашение о создании швейцарской компании по транзиту туркменского газа по территории России RosUkrEnergo, в которой по 50% получили "Газпром" и австрийская инвестгруппа Raiffeisen.
Кроме того, по словам украинских руководителей, они хотят, чтобы “Газпром” платил за транспортировку по украинским сетям газа в Европу живыми деньгами. Сейчас газовая монополия рассчитывается с Украиной бартером, поставляя в счет оплаты 24 млрд.куб.м газа. В 2005 г. “Газпром” планировал прокачать через Украину в Европу 124,9 млрд куб. м газа, в качестве платы за транзит поставив на Украину 24 млрд куб. м газа. Еще 44 млрд куб. м туркменского газа должна была поставить в 2005 г. швейцарская фирма RosUkrEnergo.
Справка. Уже несколько лет “Газпром” уступал право поставлять туркменский газ на Украину посредникам: Сначала - “Итере”, затем - венгерской Eural TG с годовой выручкой $2 млрд. По подсчетам Hermitage Capital Management, за 2003 г. упущенная выгода монополии от этого составила $767 млн, а российский бюджет недополучил $184 млн налогов.
Инвесторы и даже российские чиновники недоумевали, зачем “Газпрому” нужны помощники для транзита газа. В 2004 г. таким посредником стала швейцарская RosUkrEnergo — совместное предприятие "Газпромбанка" и австрийского Raiffeisen Investment. На этот раз по крайней мере, удалось избавиться от независмых от "Газпрома" посредников. Представитель Raiffeisenbank тогда пояснял, что новый партнер “Газпрома” представляет интересы ряда частных фондов. Присутствие Raiffeisen он объяснял тем, что австрийский банк обещал помочь “Газпрому” и Украине за два года привлечь $2 млрд, (напомним, что это с в точности соответствует сумме, вырученной предыдущим посредником Eural TransGas), необходимых для развития газотранспортных сетей из Туркмении на Украину.
На двухчасовой встрече Украина предложила отказаться от соблюдения условий договора 2004 года, подписанного Виктором Януковичем о фиксированном тарифе – до 2009 года он установлен на уровне $1,09 за 1 тыс. кубометров на 100 км. Причем по соглашению НАК, "Газпрома" и Внешэкономбанка $1,2 млрд задолженности Украины пойдут в счет предоплаты за транзит. Это соглашение, сохраняющее особые, льготные отношения России и Украины, было во время президентской кампании раскритиковано Ющенко как несоответствующее национальным интересам.
На вчерашней встрече Украина предложила повысить цену транзита с 2006 года до $1,75-2 за транспортировку тысячи кубометров на 100 км и полностью отказаться от бартерной части оплаты "Газпромом" транзита.
Алексей Миллер с готовностью откликнулся на это предложение, заявив, что это позволит обеспечить прозрачность во взаимоотношениях с Украиной. Кроме того, "Газпрому" выгодно быстрое погашение задолженности и увеличение свободных объемов газа на украинском направлении. Сейчас "Газпром" отдает газ бартером за транзит по цене $50 за 1 тыс. кубометров. По словам Миллера "Газпром" готов гарантировать Украине поставки российского газа по европейским ценам (от $100 до 130). Это может означать, соотвественно, повышение цен на газ для украинских потребителей более, чем в два раза.
Предложение “Нафтогаза” выгодно для “Газпрома”, полагают аналитики, теперь монополия сможет продавать в Европу дополнительно 24 млрд куб. м по высокой цене ($140-150 за 1000 куб. м). Исходя из того, что затраты “Газпрома” выростут - до $2 за транспортировку 1000 куб. м на 100 км, дополнительная выручка монополии по нашим оценкам может составить около $0.5 млрд в год. Еще один источник дополнительных доходов "Газпрома" возникнет, если транзит туркменского газа по российской территории тоже будет осуществляться по мировым ценам, что соотвествовало бы общей логике пересмотра отношений с Украиной. Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с договоренностями 2004 года, за транзит Россия сможет расплачиваться с Украиной исходя из старой украинской задолженности за газ - от $1,2 до 1,6 млрд.
Что касается получения “Нафтогазом” доли в RosUkrEnergo, то аналитики оценивают 50% RosUkrEnergo минимум в $500 млн, добавляя, что, если сделка состоится в ближайшее время, доходы “Нафтогаза Украины” от СП уже в этом году составят до $1 млрд, а впоследствии с учетом увеличения объемов транзита доходы каждого из участников могут вырасти до $1,5-2 млрд. Однако, возможно, что украинская сторона предпочтет создать новое СП.
Контракт на поставку газа из Туркмении на Украину действует до 2007 года, - с 2007 года большая часть туркменского газа по договору должна достаться "Газпрому" для дальнейшего экспорта в СНГ и Европу. Однако, учитывая планы Туркменбаши принять участие в Трансафганском газопроводе (а туда может уйти весь объем туркменского экспорта) нецелесообразно загадывать дальше чем до 2007 года. Тем более, что январский опыт этого года, когда Туркмения в нарушение всех договренностей резко повысила цену на газ, приостановив его поставки в Россию, показал, что Туркменбаши - не самый надежный партнер.
Руководитель украинского Центра энергетических исследований, бывший советник прежнего главы "Нафтогаза" Юрия Бойко, Константин Бородин, считает, что Украина в результате реализации правительственных инициатив потеряет вдвойне – от повышения цен на газ и от повышения транзитного тарифа на прокачку туркменского газа по территории России. Эксперты указывают также, что переход на мировые цены на газ для украинской промышленности, особенно для промышленности восточных областей, означает неминуемую гибель.
Однако, принцип "прозрачности и транспарентности", взятый за основу украинской экономики остается базовым для принятия решений. Цель - вхождение Украины в ЕС. Для ее реализации ничего не жалко - ни денег, ни экономики. Именно так, пойдя на резкое повышения цен на энергоносители, поступили в свое время страны Восточной Европы, санкционировав гибель большей части промышленности социалистического времени ради уменьшения энергетической зависимости от России. Однако интеграция украинской экономики в советскую было несравнимо больше, доля промышленности в украинской экономике и в экономическом росте последних лет - являетется решающей.