будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 13, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Газовая развилка для Европы

Газовая развилка для Европы
gric_big

Несмотря на экономическуюдепрессию и связанное с ней сокращение потребления энергоресурсов, продажи нарынке европейского природного газа остаются основным источником доходов егороссийских производителей. Основным – потому что, в отличие от нефти, дляприродного газа пока не существует других внешних рынков сбыта, кромеевропейского, а внутри России пристроить то же количество газа, да еще поевропейским ценам, практически невозможно. И поэтому основным источникомвалютных поступлений и основным источником сверхбольших прибылей производителейгаза являются платежеспособные европейские потребители.

Поскольку европейские потребителиостаются платежеспособными, даже несмотря на депрессию, то понятно, что затакой хороший рынок идет жесткая борьба и что российским газовикам приходитьсявыдерживать большое давление со стороны конкурентов из других стран. Причемконкурентами оказываются далеко не те страны и компании, которые нам обычнопредставляются в этом качестве.

Первая группа конкурентов – этоевропейские страны-производители газа. Хотя газ на территории Европы добываетсяуже очень давно, и его ресурсы уже во многом исчерпаны, однако текущие объемыдобычи достаточно приличные. Так, три европейских производителя – Норвегия,Нидерланды и Великобритания – поставляют на местный рынок 88 млрд. кб. м, 57млрд. кб. м и 12 млрд. кб. м газа соответственно. Все вместе они поставляют 157млрд. кб. м, что составляет 36% европейского рынка (здесь и далее по текстуиспользуются данные за 2009 год).

Вторая группа поставщиков газасостоит из стран, которые, хотя и находятся вне территории Евразийскогоконтинента, но географически очень близки к нему, и поэтому могут поставлятьсвой газ не только в сжиженном виде, но и по газопроводам. Это, во-первых,Алжир, который по газопроводам прокачивает 30 млрд. кб. м, а в виде СПГпоставляет 20 млрд. кб. м; во-вторых, Ливия, поставляющая по газопроводам 10млрд. кб. м; и, в-третьих, это Египет, продающий на европейском рынке 6,6 млрд.кб. м СПГ.

Третья группа поставщиков – этостраны, которые находятся очень далеко от Европы, поэтому свой газ могут поставлятьтолько в сжиженном виде, – это, конечно, Катар с его 19 млрд. кб. м, Нигерия с10,5 млрд.кб. м и Тринидад и Тобаго с 7,5 млрд. кб. м.

Четвертая группа поставщиков,которая пока находится под вопросом, – это Азербайджан и Иран. Объемы ихпоставок небольшие – 5,5 млрд. кб. м и 5,25 млрд. кб. м соответственно, иприходятся они практически полностью на Турцию. Вопрос с ними состоит в том,смогут ли эти две страны дополнить турецкий рынок сбыта европейским или нет.

Все эти поставщики, конечно,меркнут на фоне российских поставок, которые составили 132 млрд. кб. м, что приобщем объеме европейского рынка в 432 млрд. кб. м составляет 30%.

Такова текущая ситуация наевропейском рынке газа, однако она в очень скором времени будет сильноменяться. Начнем с того, что один из трех главных производителей газа в Европе– Великобритания – несколько лет назад вступила в полосу падающей добычи, и изчистого экспортера газа превратилась в чистого импортера. Так, если максимумдобычи приходился на 2000 года – 108 млрд. кб. м, то потом добыча более илименее равномерно снижалась, и в 2009 году составила только 60 млрд. кб. м.Поскольку потребление газа в том же году составило 87 млрд. кб. м, то дефицит в25 млрд. кб. м был покрыт за счет импорта, в основном - из Норвегии и Катара.

При этом надо отметить, что этотдефицит заниженный, так как из-за кризиса в стране произошло сокращениепотребления, а в обычные годы оно в Британии на 5-10 млрд. кубометров выше.Кроме того, Британия пока еще является экспортером газа (половина экспортаприходится на Ирландию), что только усиливает давление на скудеющие газовыересурсы страны, которые оцениваются всего в 290 млрд. кб. м. 

Другой основной европейскийпроизводитель и поставщик газа – Норвегия, находится в несколько иной ситуации.В отличие от Британии, где добыча газа постоянно падает, в Норвегии онапостоянно растет. И если в 1999 году она была 48,5 млрд. кб. м, то через 10лет, в 2009 году, добыча составила уже 103 млрд. кб. м, и, судя по всему, будетувеличиваться и дальше. И это наращивание добычи происходит несмотря на кризис:в 2008 году норвежские компании добыли 99 млрд. кб. м.

Хотя бурный рост норвежскогогазового сектора почти полностью задан наличием месторождений на шельфе страны,однако есть, как минимум, три конъюнктурных фактора, которые определяют его сегодняшнююактивную динамику. Первый фактор, о котором мы немного упомянули выше, – этонеобходимость компенсировать падающую добычу газа в Великобритании. А второй –это необходимость компенсировать падающую добычу нефти в самой Норвегии.

Дело в том, что Норвегия (так же,как, впрочем, и Британия) одновременно является и производителем газа, ипроизводителем нефти. При этом если добыча газа стабильно растет, то вот добычанефти так же стабильно падает. С пика в 162 млн. тонн, который был достигнут в2001 году, производство нефти сократилось до 108 млн. тонн в 2009 году и, судяпо всему, продолжит снижаться дальше. Как результат этого снижения добычи нефти,падают доходы страны от ее экспорта, и это падение доходов надо чем-токомпенсировать. Вот его и компенсируют ускоренной добычей газа, и делают этодостаточно легко, так как и нефть, и газ добываются одними и теми же компаниями(«Статойл» и «Нордск Гидро»), которые, к тому же, принадлежат государству.

А третий фактор – этонеобходимость компенсировать серьезные финансовые потери, которые понеснорвежский пенсионный фонд в ходе текущего кризиса. Как известно, сверхдоходыот экспорта нефти и газа в Норвегии вкладываются в национальный пенсионныйфонд, который потом инвестирует полученные средства в ценные бумаги государстви компаний по всему белому свету. Поскольку из-за кризиса стоимость всехкорпоративных ценных бумаг резко упала (а многие компании даже объявили по нимдефолт), то пенсионный фонд получил большие убытки, которые пришлось покрыватьускоренной откачкой газа. Ведь пенсии надо платить каждый месяц, и поэтомуждать, когда фондовые рынки восстановятся и стоимость активов фонда вернется напрежний уровень, нет никакой возможности.

Правда, не совсем понятно,получится ли у скандинавов удерживать набранный темп длительное время. Хотя,судя по официальным данным о запасах газа (2 трлн. кб. м), при существующихобъемах добычи их должно хватить на 20 лет, однако, по мнению ряда экспертов,эти данные являются завышенными, и уже в 2020 году страна войдет в стадиюпадающей добычи. Ситуацию, конечно, могло бы спасти открытие новыхместорождений, эксплуатация которых компенсировала бы падение добычи на старых.Но норвежские компании не открывают их с 1997 года, поэтому рассчитывать наприрост запасов углеводородного сырья им не приходится.

Заканчивая описание нефтегазовыхдел у двух крупнейших европейских производителей углеводородов, отметим, чтодобыча нефти падает не только у Норвегии, но и у Британии. В 1999 году избританских месторождений в ее зоне Северного моря добывалось 137 млн. тонн, авот в 2009 году – только 68 млн. тонн. Падение добычи в 2 раза, и чем его будеткомпенсировать Британия, не совсем понятно, потому что, в отличие от Норвегии,добыча газа у нее тоже сокращается.

Что касается третьего крупнейшегопроизводителя газа в Европе – Нидерландов, то в данном случае приходитсязафиксировать стабильность ситуации. Золотые дни голландской газодобычи давнопрошли, нефти в Голландии нет, запасы газа (около 1 трлн. кб. м) сами по себеничтожны и больше прирастать не будут. Поэтому расчетливые голландцы напротяжении последнего десятилетия добывают приблизительно одно и то жеколичество газа (минимум – 58 млрд. кб. м, максимум – 68 млрд. кб. м), и будутдобывать его в таких же объемах еще как минимум 10 лет. Им пока хватит, а тамбудет видно.

Таким образом, из приведенноговыше обзора о состоянии дел у крупнейших европейских производителей газа видно,что они вступили (или скоро вступят) в период падающей добычи. А пока добычабольшая, у них есть время на то, чтобы успеть чем-то ее заместить.

Вариантов замещения (если небрать совсем предельный случай сланцевого газа), оказывается не очень много, ивсе они приведены в начале статьи. Вариант №1 – это увеличивать импортсжиженного газа из Катара, Нигерии и Тринидада и Тобаго. Вариант №2 –увеличивать импорт и сжиженного, и трубопроводного газа из Северной Африки.Вариант №3 – увеличивать импорт из России. Вариант №4 – увеличивать импорт изАзербайджана и Ирана с последующим подсоединением еще одного производителя –Туркмении. И это будет уже вариант №5.

Если рассмотреть эти варианты поотдельности, то каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Сжиженныйгаз из Катара и Нигерии – это очень хорошо, но пока очень дорого. Про стоимостьтехнологии сжижения, транспортировки и разжижения газа кто только не писал, ивсе авторы единогласно сходятся во мнении, что до революционного снижениясебестоимости здесь еще очень далеко. Поэтому сжиженный газ используется ибудет использоваться только в качестве дополнения к трубопроводному. Да и то лишьтогда, когда трубопроводный газ уж очень вырастет в цене.

Вариант №2 кажется наиболееоптимальным, так как и по географическому расположению, и по объему запасов страныСеверной Африки больше всего подходят на роль поставщиков газа в Европу. Однаков этих странах очень силен политический риск, из-за которого поставки в Европумогут сильно снизиться или вообще прекратится.

Третий вариант, как мы понимаем,не несет в себе никаких рисков: ни политических, ни экономических, ниэкологических, ни каких-либо еще. Поэтому, по идее, страны Европы могутсовершенно спокойно заместить выпадающие объемы собственной добычи российскимипоставками. Но, к нашему величайшему сожалению, они не хотят этого делать, таккак усиливается наша монополия и российские поставщики газа смогут активнеевлиять на цены, условия поставок и оплаты, чем сейчас.

Поэтому неудивительно, что страныЕвросоюза активно продвигают варианты №4 и №5 и привлекают на свой рынок новыхпоставщиков, искусственно усиливая конкуренцию. При этом надо понимать, чтоАзербайджан с его крайне незначительными запасами газа (1,3 трлн. кб. м) врядли сможет надолго поддерживать европейский рынок газа. Другое дело – Иран иТуркмения. С их запасами в 29,6 трлн. кб. м и 8,10 трлн. кб. м они смогутсоставить достойную конкуренцию традиционным поставщикам, вроде РоссийскойФедерации, и полностью компенсировать падающую добычу европейских стран.Правда, транспортировка этого газа будет достаточно дорогой, а про политическиериски лучше вообще не говорить, но большого выбора у Евросоюза нет. Или они,или мы.

Поэтому-то строительствогазопровода «Набукко», с помощью которого к газовому рынку Европы будутподключены Иран и Туркмения, воспринимается как самая приоритетная задачаЕвросоюза. 

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).