3 февраля RosUkrEnergo и “Нафтогаз Украины” на паритетных началах создали совместное предприятие ЗАО “Укргаз-Энерго” в рамках российско-украинских газовых договоренностей, достигнутых 4 января. В ближайшее время новое предприятие будет зарегистрировано на Украине. В ответ RosUkrEnergo пообещало поставлять на Украину природный газ по компромиссной цене $95 за тысячу кубометров на протяжении пяти лет.
Стороны уже начали по-разному интерпретировать данное соглашение, и пока трудно судить, кто прав. Ясно, тем не менее, что пока Украина будет получать необходимые объемы газа по приемлемой для своей промышленности цене (все дешевые среднеазиатские объемы “Газпром” на данный момент почему-то обещает Украине). Однако непосредственную продажу газа потребителям будет контролировать российский посредник, что может стать мощным рычагом его экономического влияния на Украину.
Формально в новом СП "Укргаз-Энерго" между "газпромовским детищем" - "Росукрэнерго" и украинским "Нафтогазом" достигнут некий паритет. Председателем наблюдательного совета “Укргазэнерго” стал зампред правления “Газпрома”, президент “Сибнефти” Александр Рязанов, председателем правления - зампред правления “Нафтогаза” Игорь Воронин.
Интерфакс оценил контракт между "РосУкрЭнерго" и “Укргаз-Энерго” в 32 млрд кубометров газа с 1 февраля по 31 декабря 2006 года, до 58 млрд кубометров - в 2007 году и до 60 млрд кубометров - в 2008-2010 годах. Кроме того, в январе "РосУкрЭнерго" уже поставил “Нафтогазу” 3,6 млрд кубометров по контракту и еще около 1,5 млрд кубометров сверх лимита. Цена и условия оплаты этого объема пока, по информации агентства, остались не урегулированы.
Договоренность о пятилетнем контракте с фиксированной ценой – это очень мягкие для Украины условия, однако, по утверждению источников, близких к переговорам, эта цена зафиксирована не жестко, а с существенными оговорками.
Как одна из возможностей в зависимости от обстоятельств на топливно-энергетическом рынке или в случае, если цена не отражает уровня цен рынка, - любая сторона вправе требовать вступления в переговорный процесс, обосновав свое требование.
К примеру, если цена на среднеазиатский газ, который и является основой газоснабжения Украины, повышается, это будет достаточным обоснованием для пересмотра “зафиксированной” ставки. Примерно так же "Газпром" может поступить, если центральноазиатского дешевого газа будет не хватать для украинского газового баланса.
При этом в течение десяти дней пересмотр этой цены - на поставляемый на Украину газ - должен произойти, а в случае отказа от пересмотра он должен быть обоснован. Более того, спор между соучредителями будет рассматриваться не на Украине, а в Арбитражном суде Торговой палаты Стокгольма - общепризнанном мировом органе. Здесь надо отметить, что среди касты газовщиков - весьма корпоративно замкнутой - авторитет и профессионализм Александра Рязанова оцениваются очень высоко ("гроссмейстер", - заметила в своем комментарии Юлия Тимошенко), чего нельзя сказать о его украинском визави.
Формально перед грядущими выборами заявления украинских официальных лиц о фиксации цены выглядят обоснованными - но не с экономической, а с политической точки зрения.
Намного важнее то, что новое предприятие (на официальную презентацию которого глава его наблюдательного совета - "номер три" в газпромовской табели о рангах Александр Рязанов - не поехал) займется непосредственно продажей газа конечным украинским потребителям. Дело даже не в экономических плюсах, которые получает СП, продавая газ через украинскую газораспределительную систему конечным потребителям и не в перспективах украинского газового рынка.
Технологически доступ газпромовских спецов к конечным потребителям - украинским предприятиям газоснабжения - означает усиление российского контроля над магистральной трубой, которая формально остается в руках украинской стороны. Однако - отводы от нее к потребителям, ГРС, подземные хранилища переходят под контроль нового СП.
Мы говорим сейчас лишь о технологических аспектах нового уровня российско-украинских газовых отношений. Но ведь есть еще и социально-политический аспект: обеспечение регионов - их бизнес и властных элит газом теперь возложено на нового субъекта - СП. Это означает появление определенного рычага воздействия на ситуацию, на тех, кто на заре независимого украинского транзита российского газа стал одним из инициаторов несанкционированного его отъема из магистральных труб.
В качестве подтверждения такого взгляда на произошедшее надо отметить, что по информации ряда осведомленных в газовой сфере источников, переговоры о заключении контрактов на поставки газа между СП и конечными потребителями уже идут. Т.е. начались они до подписания учредительных документов.
Пока, похоже, “Газпром” по каким-то причинам (по крайней мере, временно) позволил правительству Украины выйти из практически безвыходной ситуации не потеряв лица, но зато газпромовский посредник получил возможность контролировать потребление газа Украиной и влиять на местные крупные бизнесы и элиты.
Начиная с 4 января газовые соглашения стали объектом кропотливого текстуального и принципиального анализа, без которых их смысл чрезвычайно темен, что позволяет сторонам делать почти противоположные заявления, а в будущем иметь разные взгляды на обязательства сторон.