Украинская компания «Нафтогаз» начал процесс взыскания с российского газового холдинга «Газпром» 2,6 млрд долларов, присужденных ей Стокгольмским арбитражем. Сообщается, что «Нафтогаз» проводит работу по этому поводу в Швейцарии, Нидерландах и Великобритании. В Швейцарии судебные приставы уже провели опись имущества в офисе компании Nord Stream AG в Цуге и оценили долю «Газпрома» в 6 млрд евро.
О том, что процесс взыскания 2,6 млрд долларов с «Газпрома» «перешел в практическую плоскость», заявил 30 мая президент Украины Петр Порошенко. Это заявление было сделано после того, как зарегистрированная в Швейцарии компания Nord Stream 2 AG (оператор проекта «Северный поток-2», 100% акций которого принадлежат компании «Газпром») получила постановление о замораживание активов по долгу «Газпрома» перед «Нафтогазом», пишет газета «Ведомости».
Кроме того, как сообщает информационное агентство «Интерфакс» со ссылкой на свои источники, заморожены акции «Газпрома» в Nord Stream AG. В то же время опрошенные газеты юристы считают, что пока «Газпром» может не опасаться за сохранность своих активов в Европе.
Дочерняя компания Nord Stream 2 не может отвечать по долгам материнской, и приставы не имеют права арестовать ее имущество, сообщил информационному агентству РБК юрист Art de Lex Артур Зурабян. По его словам, аресту могут подвергнуться ее акции или здания офиса, если его арендует «Газпром», причем арест активов будет самым болезненным шагом для российского концерна.
Побеседовать с «Полит.ру» о том, насколько предсказуемо развивается эта ситуация, а также от того, насколько значительным для «Газпрома» может оказаться ущерб, если суд не изменит первоначальный вердикт, согласен Юрий Кафиев, независимый эксперт по топливно-энергетическому комплексу. По его оценке, холдингу действительно в ближайшее время не следует опасаться за свои активы и фактически арест их еще не может быть произведен.
«Говорить об аресте активов «Газпрома» преждевременно, поскольку «Газпром» подал апелляцию в Стокгольмский суд, и пока вопрос окончательно не решен. То есть Украина заторопилась — окончательный вердикт еще не вынесен. Существует некоторая вероятность (правда, на мой взгляд, достаточно маленькая), что первоначальный вердикт будет отменен и дело будет отправлено вновь в тот же самый суд. Она действительно существует, поскольку в апелляции указывается на процессуальные нарушения. Кроме того, отмечались нарушения с точки зрения здравого смысла: вынося решение, суд опирался на экономические аргументы, но только одной стороны.
Таким образом, существует вероятность, что решение суда будет изменено, поэтому говорить об аресте имущества «Газпрома» рано. Кроме того, поскольку отношения между «Газпромом» и «Северным потоком» не такие уж прямые (это все-таки отдельные компании), такого сорта активы будет трудно арестовывать. Тем более что Украина уже самочинно произвела какой-то вычет: по решению суда и она должна какую-то сумму «Газпрому», а не только «Газпром» должен какую-то сумму ей. Здесь Украина подошла к юстиции с каким-то кавалерийским наскоком, я бы сказал. Но ее можно понять, да она и привыкла так действовать.
Так что мне кажется, что пока беспокоиться не о чем: вряд ли в ближайшее время предпринятые Украиной шаги к чему-нибудь приведут. Впрочем, шум, конечно, какой-то будет, хотя пока что арестовать активы невозможно.
В целом же для «Газпрома» это неприятная ситуация. «Газпром», как известно — компания с большим апломбом: она никогда не прислушивается ни советам, ни к замечаниям. Достаточно послушать выступление господина Миллера на общем собрании акционеров, чтобы это понять, — он всегда вещает победоносно. В результате от таких особенностей «Газпрома» иногда страдает российская экономика. Впрочем, возможно, эти особенности связанны не с самим «Газпромом», а с теми, кто им командует. Ну, так или иначе, эта ситуация неприятна для компании.
Если первоначальный вердикт суда не будет отменен, то есть суд утвердит его, тогда уже действительно встанет вопрос о поиске активов. И в этом случае тоже взыскание — процесс не быстрый: сначала активы нужно оценить, ведь взыскивать требуется определенную сумму — 2,6 млрд долларов.
Вообще-то, «Газпром» говорил даже, будто зарезервировал эти деньги и может их выплатить в случае необходимости. Так что если он поймет, что деваться некуда, он сможет расплатиться. Поэтому, повторю, мне кажется, что об аресте активов говорить преждевременно. Впереди может быть много неожиданного, и, в конце концов, «Газпром» может, как я уже говорил, просто заплатить», — сказал Юрий Кафиев.
В Европе российский газовый концерн владеет половиной предприятия WIGA Transport Beteiligungs-GmbH & Co. KG (WIGA), объяснила информационному агентству РБК аналитик S&P Елена Ананкина. Балансовая стоимость доли «Газпрома» в Nord Stream AG, по ее словам, составляет 436,5 млрд рублей (то есть около 6 млрд евро), в WIGA — 266 млрд рублей (3,6 млрд евро).
Ананкина также предположила, что для уплаты «Газпрому» не придется продавать активы, так как у него есть достаточные средства на счетах.