Доля ОАО «Газпром» в обеспечении внутреннего рынка России постоянно сокращается. Как видно на диаграмме, если в 2001 году ОАО «Газпром» обеспечил 96% потребности России в газе, то в 2014 году его доля сократилась до 55%. Если учесть, что поставка газа на внутренний рынок включает и обеспечение работы компрессорных станций, то сейчас ОАО «Газпром» обеспечивает менее половины потребления газа в России. При этом следует помнить, что львиная доля газа, сжигаемая на компрессорных станциях, обеспечивает поставки на экспорт.
Поставка газа на внутренний рынок для ОАО «Газпром» - социальная нагрузка, так как приносит много меньше прибыли, чем экспорт газа. Поэтому понятно его стремление переложить эту ношу на плечи других компаний. В результате независимые производители газа уже взяли на себя более половины социальной нагрузки, а в некоторых регионах России полностью заменили ОАО «Газпром». Например, доля независимых производителей в газоснабжении Костромской и Челябинской областей составляет 100%, Свердловской области – 99%.
ОАО «Газпром» имеет эксклюзивное право на транспортировку и экспорт газа. Как отмечает в сегодняшнем номере «Независимой газеты» известный экономист Никита Кричевский, «в российской газовой отрасли распределение доходов крайне неравномерно, и связано это с фактической монополией «Газпрома» на газовый экспорт». Посмотрим, как это выглядит в цифрах.
В 2014 году средняя цена газа на внутреннем рынке РФ составляла 3 770 руб./тыс.м3. При этом Газпром реализовывал 126 млрд.м3 на рынки Европы по цене 11 299 руб./тыс.м3 (за вычетом пошлины) и еще 48 млрд.м3 в страны бывшего СССР по цене 8 678 руб./тыс.м3 (за вычетом пошлины). В результате выручка за вычетом экспортной пошлины и транспортных расходов от продажи газа на экспорт составила в 2014 году около 7,8 тыс.руб./тыс.м3.
На внутреннем рынке выручка за вычетом транспортных расходов составила 1,9 тыс.руб./тыс.м3, то есть половину выручки от продажи газа независимые производители отдали тому же Газпрому. Таким образом, выручка от продажи газа на внутреннем рынке в 2014 году была в 4,1 раза ниже выручки от экспорта газа. Теперь понятно, почему ОАО «Газпром» потихоньку уходит с внутреннего рынка.
Общий объем инвестиций ОАО «Газпром», который был направлен на газификацию регионов РФ на период с 2005 по 2014 год, составил 242,5 млрд. рублей, в 2015 году запланировано28,8 млрд. рублей. При этом выручка от экспорта газа в 2014 г. составила около 2,2 трлн. рублей или в 77 раз больше затрат на газификацию регионов в этом же году. В то же время за последние пять лет Газпром тратил на газификацию всего 2,9% от своей инвестиционной программы. Но и это не устраивает Газпром, поэтому в целевой модели рынка газа и концепции перехода к ней Минэнерго предлагает переложить часть программы газификации России на независимых производителей газа.
По словам Алексея Миллера, с 2005 года в рамках газификации страны было построено 1 802 локальных газопроводов, общей протяженностью 25 тысяч километров и пропускной способностью 33,4 млрд.м3. Однако используется эта инфраструктура меньше чем на 30%, так как в 2014 году по ней было поставлено только 9 млрд.м3. Причина - неготовность регионов довести газ до конкретных потребителей: уличные сети, которые должны были финансироваться за счет местных бюджетов, не построены, котельные не оборудованы. Поэтому 242,5 млрд. рублей Миллер назвал омертвленным капиталом
Очевидно, что за 15 лет российский рынок газа полностью изменился. Необходима новая концепция развития рынка газа, а не консервация текущего положения, которую предлагает Минэнерго. В условиях, когда ОАО «Газпром» не заинтересован во внутреннем рынке России, единая система газоснабжения должна быть независима от добывающих компаний. Тогда и тарифы на транспортировку газа будут едиными для всех, и инвестиции в развитие инфраструктуры не будут превращаться в омертвленный капитал.
Танкаев Рустам Уланович, член Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК