будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 21, 2025
Хозяйство

Газпром вошел в "Сахалин-2"

Газпром вошел в "Сахалин-2"
lisaa

«Газпром» стал основным акционером крупнейшего нефтегазового проекта «Сахалин-2», осваивающего месторождения, расположенные на российском шельфе. За $7,5 млрд. российская монополия купила контрольный пакет (50% плюс одна акция) компании Sakhalin Energy – оператора «Сахалина-2». Что касается иностарнных участников проекта, то у Shell останется 27,5% минус одна акция, у Mitsui – 12,5%, у Mitsubishi – 10%.

«Газпром» оплатит контрольный пакет наличными средствами. Аналитики оценивали всю компанию Sakhalin Energy в $9-10 млрд, а контрольный пакет в ней – в сумму до $6,5 млрд. Таким образом, «Газпром» заплатил больше, чем ожидалось. Вторая стадия «Сахалина-2» требует инвестиций в размере до $20 млрд, и «Газпром» примет в них участие.

Меморандум участники сделки подписали в присутствии президента Владимира Путина в Кремле. Путин сказал, что российское правительство полностью поддерживает решение газового монополиста о вхождении в проект: «Это корпоративное решение. Наше правительство проинформировано о нем, и мы его одобряем», – сказал президент.

Также вчера в Кремле стало ясно, что у иностранных инвесторов больше не будет никаких проблем с природоохранными ведомствами. Путин сказал, что подходы к принципиальным экологическим вопросам по проекту уже согласованы между экологическими ведомствами РФ и присутствующими участниками сделки, которым после Кремля предстояло нанести протокольный визит министру природы Юрию Трутневу.

«Хочу поблагодарить партнеров за гибкий подход», – сказал Путин. Все выразили удовлетворение.

Проект «Сахалин-2» осуществляется на условиях соглашения о разделе продукции (СРП) от 1994 года и предусматривает разработку двух месторождений – Пильтун-Астохского и Лунского с запасами в 150 млн. тонн нефти и 500 млрд. кубометров газа. Оператор проекта – Sakhalin Energy, учрежденная англо-голландской компанией Shell (55%), японскими компаниями Mitsui (25%) и Mitsubishi (20%). СРП устанавливают для иностранных инвесторов льготные условия для добычи полезных ископаемых в России. СРП является единственным специальным документом, регламентирующим освоение месторождений. От действия прочих российских нормативных актов, каким-либо образом ущемляющих интересы компании, Sakhalin Energy освобождена. Российская сторона от реализации проекта получает 6% стоимости добытых ресурсов, оставшиеся 94% распределяются следующим образом: до возмещения компанией всех затрат на обустройство месторождения 100% продукции отходит ей; при рентабельности менее 17,5% компании отходит 90% продукции; при рентабельности не менее 17,5% продукция делится поровну.

«Газпром» уже давно испытывал интерес к сулящему гигантские прибыли проекту, который осуществляется на базе соглашения о разделе продукции, заключенного в начале 1990-х. Причем российский монополист настаивал именно на контрольном пакете акций, а иностранные участники проекта этому сопротивлялись.

В итоге к переговорам с иностранцами были привлечены особые участники. С конца лета «Сахалин-2» стали проверять Росприроднадзор, Рослесхоз и даже миграционная служба. Sakhalin Energy обвинили в экологических нарушения, неутомимый замглава Росприроднадзора Олег Митволь оценил ущерб сначала в $50 млрд, а потом в $10 млрд и поставил вопрос об отзыве лицензий. Позже к делу присоединилась прокуратура, которая заявила, что в ходе реализации проекта «Сахалин-2» было допущено более 100 нарушений законодательства, а Sakhalin Energy и ее подрядчики нарушали природоохранное, миграционное и трудовое законодательства.

Штрафы, которые выписали иностранным разработчикам в Минприроды, по сути дела вынудили Shell идти на компромисс с российским «Газовым» гигантом. 11 декабря Shell согласилась передать «Газпрому» контроль над проектом «Сахалин-2». Однако кампания все еще продолжалась: Митволь заявил, что в марте 2007 года начнется судебный процесс по возмещению ущерба, нанесенного при реализации проекта. Росводресурсы собрались 1 февраля поставить вопрос об отзыве лицензий на водопользование у Sakhalin Energy.

Теперь же, после сделки в Кремле, все экологические вопросы оказались скоропостижно решены.

Комменарий редакции

Фактор «Газпрома» исключался официальными комментаторами из процессов вокруг «Сахалина-2» с самого начала «наезда» на проект в августе месяце. Линия, которая выдерживалась в ходе всей кампании по «Сахалину-2», – «Россия выступает против несправедливого соглашения о разделе продукции». При этом замечалось, что от обязательств по взятым на себя обязательствам Россия не отказывается. А экологическая проблематика существовала как бы в другой сфере.

Соглашение о разделе продукции несправедливо, является по сути колониальным – с этим поспорить сложно. Правда и то, что Россия от обязательств не отказалась – от них отказались зарубежные нефтяные компании. Но все же – зачем было умалчивать об интересе «Газпрома» к проекту? Только на последнем, декабрьском этапе кампании участие «Газпрома» в процессе перестали вуалировать: когда идут переговоры – сложно отрицать очевидное. А вчера произошло совсем уж «невероятное». Российские госэкологи сразу после объявления о сделке вдруг уверовали, что теперь все экологические проблемы будут решены и отказались от претензий. Иными словами – совершенно случайно так совпало, что претензии к «Сахалину-2» появились после саммита G8 (не раньше) и до финальной стадии проекта, когда он заработает на полную мощность (не позже). Совершенно случайно совпало, что до этого «Газпрому» несколько лет не удавалось договориться с оператором проекта, а здесь за три с небольшим месяца все проблемы были решены.

Вопрос еще и в следующем – при чем здесь Россия, если в проект вошла конкретная российская компания? Косвенно конфликт по поводу «Сахалина-2» стал признанием того, что во многих случаях «Газпром»=Россия. Если признать это тождество, то неудивительно, что Росприроднадзор выступал в конфликте вокруг «Сахалина-2» контрагентом «Газпрома-России», своего рода аффилированной с газовой монополией экологической службой. Понятна и реакция президента России, который высказывается по актуальным темам из области бизнеса не чаще, чем раз в 2-3 месяца (а то и реже). И если этот синонимический ряд верен – тогда нет ничего удивительного. Проект с несправедливым СРП не устраивал «Газпром-Россию», экологи «Газпрома-России» нашли нарушения в работе проекта, работающего по ненавистным для корпорации принципам. Наконец, когда условия «Газпрома-России» были приняты зарубежными партнерами, менеджеры  «Газпрома-России» Владимир Путин, Дмитрий Медведев и Алексей Миллер выразили удовлетворение, а экологи пообещали устранить все нарушения.

После перераспределения несправедливого СРП в пользу «Газпрома-России» соглашение автоматически становится справедливым. Выражаясь словами Владимира Путина, государство и частный бизнес работают «как единая корпорация». Такое вот получается корпоративное государство.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).