Мы продолжаем публиковать материалы программы "Технопарк".
В середине двухтысячных 17 миллионов россиян получали только один канал или не имели доступа к телевидению вообще. 34 миллиона россиян имели возможность смотреть не больше трех телеканалов. Проблема требовала решения.
В апреле 2012 года оператор спутникового телевидения «Триколор ТВ» праздновал в Кремлевском дворце съездов подключение 10-миллионного абонента. Компания обладает самой крупной абонентской базой в России. Этот факт может показаться неудивительным, учитывая огромные размеры нашей страны, неравномерную плотность населения и сложный ландшафт -- из-за всех этих причин лишь при помощи спутникового распространения телевизионного сигнала можно достичь близкого к 100 процентам охвата населения. Однако когда компания создавалась в 2006 году, ее успех вовсе не выглядел неизбежным.
Виктор Пинчук, заместитель генерального директора РТРС: «Есть три способа доставки телевизионного сигнала до конечного телезрителя. Первый – спутниковое вещание, второй – эфирное распространение и третий – услуги операторов кабельного телевидения. На сегодняшний день Россию, безусловно, можно назвать страной спутниковых тарелок. Во многих селах и небольших населенных пунктах спутник является единственным вариантом получения доступа к цифровому телевизионному контенту».
Спутниковое телевидение на отечественном рынке появилось уже в середине 1990-х, но комплект оборудования, которое обеспечивало прием сигнала, стоил очень дорого.
Спутниковая передача сигнала по сравнению с кабелем и эфирным вещанием имеет большое преимущество – наибольший эффект масштаба. Прокладывать кабель надо практически до конечного пользователя. Строить телерадиовещательную вышку – для каждой территории, независимо от численности населения. Принимать же сигнал со спутника может колоссальное число людей: нужно только «поднять» сигнал, а примут его уже сами пользователи. Но «поднимать» сигнал – дорого, а пользователя еще нужно обеспечить абонентским комплектом.
Вячеслав Мордачев, президент холдинга «Триколор ТВ»: «Для старта такого проекта требуются существенные инвестиции. Если все эти деньги потрачены на одного абонента, то это очень дорогой абонент. А если этих абонентов миллионы, то разовые затраты делятся на миллионы».
Перед «Триколором» стояла задача – привлечь как можно больше новых пользователей. В 2006 году «Триколор» вышел на рынок, как lowcoster – низкоценовой продавец услуги, в противовес уже существовавшему НТВ+. Кроме того, оператор предложил абонентам базовый пакет федеральных каналов – free forever (бесплатно и навсегда): однажды купив приемник «Триколора», пользователь сможет смотреть у себя 10 федеральных телеканалов, даже если не будет платить абонентскую плату.
Но привлечь серьезную абонентскую базу собственными силами начинающая компания не могла. Тогда было принято решение сделать ставку на дилерскую сеть. Дилеры сами давали рекламные объявления, устанавливали и обслуживали оборудование.
В развитии компании были и драматические моменты. Вячеслав Мордачев до сих пор вспоминает день, когда его назначили гендиректором компании, как самый черный день своей жизни. Вернее, черные трое суток. В октябре 2007 года по техническим причинам было необходимо вынести «Триколора» аппаратную за пределы ЦКС «Сколково» и перенести в компанию «Синтерра». По всем правилам, для этого нужно было купить и установить в «Синтерре» второй комплекс оборудования. Настроить. Убедиться в том, что все работает. А потом – в момент профилактики – сделать переключение: выключить комплект оборудования в Сколково и включить в «Синтерре». Но в то время «Триколор» не располагал свободными средствами для покупки параллельного комплекта оборудования. И «Триколор» решил рискнуть.
Вячеслав Мордачев: «Мы решились за одну ночь разобрать оборудование в одном месте, привезти его в другое место, там собрать, включить – и надеяться, что все будет хорошо».
Но на новом месте комплект вновь смонтированного оборудования не заработал. Ни эксперты, ни представители производителя не понимали, что происходит. Вещание не началось в запланированные 10 утра. Не началось оно и в 7 вечера, когда многие зрители ожидали выхода в эфир футбольного матча между командами России и Англии.
Вячеслав Мордачев: «К этому моменту степень давления была сумасшедшая, уже меня обещали посадить, если еще продлится этот саботаж. Технарям передавать это было бессмысленно. Если бы я им сказал, что я сяду вместе с ними, они бы могли просто развернуться, уйти, и тогда бы ситуацию не спас никто. В тот день, когда мы не выдали в эфир матч Россия - Англия, было предложено сделать меня генеральным директором – мало ли, может действительно, нужно будет сажать кого-нибудь».
А на следующий день с телеобращением должен был выступать президент России. Поддержка пришла от конкурентов – компании НТВ+.
Вячеслав Мордачев: «"НТВ-Плюс" сказал: мы снимем кодировку сигнала, чтобы абоненты "Триколора" могли увидеть обращение президента. Это уникальный шаг навстречу. Я не знаю в каких отраслях это еще возможно. Это приятно вспоминать».
Как оказалось, причиной проблем послужила ошибка в технической документации: указанные в ней параметры оборудования не соответствовали фактическим. Потребовалась ручная настройка и 60 часов без сна, чтобы «Триколор» вышел в эфир – через 2 минуты после начала президентского обращения.
31 января 2008 года «Триколор» получил лицензию на коммерческое вещание. В мае оператор запустил первый платный пакет «Оптимум» из 16 каналов. Уже к концу того же 2008 года компания вернула все заимствованные средства. За 2008 год «Триколор» стремительно нарастил абонентскую базу, подключив 2,6 млн новых пользователей. Громадная зрительская аудитория привлекала к «Триколору» все больше телеканалов.
Федеральная целевая программа развития телерадиовещания в России предусматривает переход на цифровое вещание к 2015 году. В «Триколоре» понимают, что рост абонентской базы рано или поздно замедлится. Но это будет означать не рост цены ежегодной подписки, а появление новых сервисов, за которые абонент захочет платить. Появится пакет каналов Full HD, возможность скачать и посмотреть позже фильм, который шел в неподходящее время и другие сервисы.
По статистике, сейчас в России на 52 миллиона домохозяйств приходится почти 80 миллионов телевизоров. А это значит, что даже после охвата всей страны государственным эфирным цифровым вещанием «Триколор» может быть «вторым» телевизором в семье. В компании надеются на рост абонентов до 20 млн к 2015 - 2016 году.