будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 10, 2025
Хозяйство

Главный по тарелочкам

Главный по тарелочкам
tricolor
Вячеслав Мордачев. "Триколор ТВ"

Прыжок в будущее

Мы продолжаем публиковать материалы программы "Технопарк".

В середине двухтысячных 17 миллионов россиян получали только один канал или не имели доступа к телевидению вообще. 34 миллиона россиян имели возможность смотреть не больше трех телеканалов. Проблема требовала решения. 

В апреле 2012 года оператор спутникового телевидения «Триколор ТВ» праздновал в Кремлевском дворце съездов подключение 10-миллионного абонента. Компания обладает самой крупной абонентской базой в России. Этот факт может показаться неудивительным, учитывая огромные размеры нашей страны, неравномерную плотность населения и сложный ландшафт -- из-за всех этих причин лишь при помощи спутникового распространения телевизионного сигнала можно достичь близкого к 100 процентам охвата населения. Однако когда компания создавалась в 2006 году, ее успех вовсе не выглядел неизбежным.

Виктор Пинчук, заместитель генерального директора РТРС: «Есть три способа доставки телевизионного сигнала до конечного телезрителя. Первый – спутниковое вещание, второй – эфирное распространение и третий – услуги операторов кабельного телевидения. На сегодняшний день Россию, безусловно, можно назвать страной спутниковых тарелок. Во многих селах и небольших населенных пунктах спутник является единственным вариантом получения доступа к цифровому телевизионному контенту».

Спутниковое телевидение на отечественном рынке появилось уже в середине 1990-х, но комплект оборудования, которое обеспечивало прием сигнала, стоил очень дорого.

Сделать из спутникового TV продукт массового потребления – это была задача, над которой разные предприниматели задумывались давно.

Спутниковая передача сигнала по сравнению с кабелем и эфирным вещанием имеет большое преимущество – наибольший эффект масштаба. Прокладывать кабель надо практически до конечного пользователя. Строить телерадиовещательную вышку – для каждой территории, независимо от численности населения. Принимать же сигнал со спутника может колоссальное число людей: нужно только «поднять» сигнал, а примут его уже сами пользователи. Но «поднимать» сигнал – дорого, а пользователя еще нужно обеспечить абонентским комплектом.

Вячеслав Мордачев, президент холдинга «Триколор ТВ»: «Для старта такого проекта требуются существенные инвестиции. Если все эти деньги потрачены на одного абонента, то это очень дорогой абонент. А если этих абонентов миллионы, то разовые затраты делятся на миллионы».


Перед «Триколором» стояла задача – привлечь как можно больше новых пользователей. В 2006 году «Триколор» вышел на рынок, как lowcoster – низкоценовой продавец услуги, в противовес уже существовавшему НТВ+. Кроме того, оператор предложил абонентам базовый пакет федеральных каналов – free forever (бесплатно и навсегда): однажды купив приемник «Триколора», пользователь сможет смотреть у себя 10 федеральных телеканалов, даже если не будет платить абонентскую плату.

Но привлечь серьезную абонентскую базу собственными силами начинающая компания не могла. Тогда было принято решение сделать ставку на дилерскую сеть. Дилеры сами давали рекламные объявления, устанавливали и обслуживали оборудование.

Успеху способствовало то, что «Триколор» дал возможность другим стоить свой маленький бизнес вокруг себя.

В развитии компании были и драматические моменты. Вячеслав Мордачев до сих пор вспоминает день, когда его назначили гендиректором компании, как самый черный день своей жизни. Вернее, черные трое суток. В октябре 2007 года по техническим причинам было необходимо вынести «Триколора» аппаратную за пределы ЦКС «Сколково» и перенести в компанию «Синтерра». По всем правилам, для этого нужно было купить и установить в «Синтерре» второй комплекс оборудования. Настроить. Убедиться в том, что все работает. А потом – в момент профилактики – сделать переключение: выключить комплект оборудования в Сколково и включить в «Синтерре». Но в то время «Триколор» не располагал свободными средствами для покупки параллельного комплекта оборудования. И «Триколор» решил рискнуть.

Вячеслав Мордачев: «Мы решились за одну ночь разобрать оборудование в одном месте, привезти его в другое место, там собрать, включить – и надеяться, что все будет хорошо».

Но на новом месте комплект вновь смонтированного оборудования не заработал. Ни эксперты, ни представители производителя не понимали, что происходит. Вещание не началось в запланированные 10 утра. Не началось оно и в 7 вечера, когда многие зрители ожидали выхода в эфир футбольного матча между командами России и Англии.

Вячеслав Мордачев: «К этому моменту степень давления была сумасшедшая, уже меня обещали посадить, если еще продлится этот саботаж. Технарям передавать это было бессмысленно. Если бы я им сказал, что я сяду вместе с ними, они бы могли просто развернуться, уйти, и тогда бы ситуацию не спас никто. В тот день, когда мы не выдали в эфир матч Россия - Англия, было предложено сделать меня генеральным директором – мало ли, может действительно, нужно будет сажать кого-нибудь».

А на следующий день с телеобращением должен был выступать президент России. Поддержка пришла от конкурентов – компании НТВ+.

Вячеслав Мордачев: «"НТВ-Плюс" сказал: мы снимем кодировку сигнала, чтобы абоненты "Триколора" могли увидеть обращение президента. Это уникальный шаг навстречу. Я не знаю в каких отраслях это еще возможно. Это приятно вспоминать».

Как оказалось, причиной проблем послужила ошибка в технической документации: указанные в ней параметры оборудования не соответствовали фактическим. Потребовалась ручная настройка и 60 часов без сна, чтобы «Триколор» вышел в эфир – через 2 минуты после начала президентского обращения.

31 января 2008 года «Триколор» получил лицензию на коммерческое вещание. В мае оператор запустил первый платный пакет «Оптимум» из 16 каналов. Уже к концу того же 2008 года компания вернула все заимствованные средства. За 2008 год «Триколор» стремительно нарастил абонентскую базу, подключив 2,6 млн новых пользователей. Громадная зрительская аудитория привлекала к «Триколору» все больше телеканалов.

А большой выбор каналов – все больше новых абонентов. Сегодня у «Триколора» - 10 миллионов абонентов.

Федеральная целевая программа развития телерадиовещания в России предусматривает переход на цифровое вещание к 2015 году. В «Триколоре» понимают, что рост абонентской базы рано или поздно замедлится. Но это будет означать не рост цены ежегодной подписки, а появление новых сервисов, за которые абонент захочет платить. Появится пакет каналов Full HD, возможность скачать и посмотреть позже фильм, который шел в неподходящее время и другие сервисы.

По статистике, сейчас в России на 52 миллиона домохозяйств приходится почти 80 миллионов телевизоров. А это значит, что даже после охвата всей страны государственным эфирным цифровым вещанием «Триколор» может быть «вторым» телевизором в семье. В компании надеются на рост абонентов до 20 млн к 2015 - 2016 году.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).