будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 16, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Госплан России

Госплан России
98_04

Сейчас объективно, вне зависимости от мнения отдельных руководителей страны, должны быть востребованы планы и проекты в отношении управления страной. Потому что это самое управление далеко от такого, которое может обеспечить развитие. Но в отличие от начала 90-х у нас нет актуализированного кризиса, и, соответственно, есть время на критический анализ истории, в том числе истории системы хозяйствования.

Важные, на наш взгляд, тезисы для критического анализа истории реформ произнес на лекции в «Полит.ру» Виталий Найшуль. Многие его выводы кажутся безальтернативными, в частности, в том что касается 90-х. Но особенно интересно, что, по свидетельству докладчика, который в конце 70-х годов работал в Госплане СССР, именно из критики работы Госплана «как логический вывод» возник план либеральных реформ.

"Точка, в которой чувствуются все проблемы плановой экономики – это Госплан. Госплан лихорадило, лихорадило не как организацию, а как схему работы – Госплан все время пересчитывал собственные планы. Итак, в конце 70-х годов в Госплане ощущалось, что система находится в кризисе, из которого у нее, по всей видимости, нет выхода".

Следовательно, следует скакать отсюда – с места, где реформаторы 90-х впервые увидели кризис системы. Тем более, что история часто дает «коррекцию», возвращая на новом этапе некоторые черты прошлого.

Итак, плановая система управления хозяйством работала плохо, и сначала ее дополняла и компенсировала недостатки система "административного рынка", которая потом окончательно подмяла под себя основную систему. А Гайдар и его команда только институционализировали это положение вещей, в терминах автора доклада "оденежили экономику", то есть часть административного рынка сделали просто рынком.

Анализ же этой самой плановой системы, как можно понимать, не проводился (вернее, по Найшулю, кроме серого и бестолкового большинства экономистов и здравой «реформаторской» группы, было еще и здравое «консервативное» крыло, которое проиграло политически). Но реформаторами сама система воспринималась как изначально ущербная, с которой ничего нельзя сделать. Как говорится, ее легче убить, чем прокормить.

Такой подход, в общем, понятен, так как разобраться в устройстве плохо работающего механизма дело непростое. Проще взять кувалду и разнести его вдребезги, чем сидеть рядом и много лет подряд заниматься диагностикой. Тем более, что устройство и в самом деле работало очень плохо, и времени на глубокие исследования просто не было, так как оно в любой момент времени могло развалиться.

Однако в целях анализа следует оспорить тезис, что так называемая административная, или плановая, система не справлялась со своими основными обязанностями. В первую очередь надо ответить на вопрос, какие задачи стояли перед управлением экономикой. Они вряд ли были такими, какими они представлялись среднему экономисту. И бесполезно критиковать систему за то, что она и не собиралась делать.

В обычном представлении плановые органы должны были заниматься поддержанием материально-вещественной и финансовой сбалансированности в экономике. Для этого в их распоряжении были как традиционные рычаги административного воздействия, вроде централизованного распределения материальных ресурсов между предприятиями-производителями, так и квазирыночные, которые в основном сводились к повышению розничных цен на потребительские товары и услуги. Хотя иногда это могло быть, как свидетельствует история, и понижение налогов на приусадебные хозяйства колхозников. Результатом деятельности плановых органов должно было быть соответствие фактически полученных результатов запланированным. Чем больше был разрыв между планом и фактом, тем менее удовлетворительной считалась работа органов управления экономикой. И наоборот.

На самом деле именно такой задачи, то есть поддержания сбалансированности, перед Госпланом никто никогда и не ставил. Может быть эта организация задумывалась как всеобщий координатор товарных, людских и финансовых ресурсов, но практическое воплощение было очень далеко от идеала.

Как нам представляется, управленческая задача Госплана, поставленная перед ним политической системой, состояла все-таки в другом. А именно в том, что бы создавать максимально комфортные условия ресурсного обеспечения тех производств и отраслей, которые государственная власть в данный момент времени считает приоритетными. Естественно, что в условиях СССР условиями наибольшего благоприятствования пользовались отрасли военной промышленности. Именно для них отбирались самые лучшие ресурсы, и они никогда не знали никаких количественных ограничений. Понятно, что подобного рода благоденствие могло существовать только за счет того, что остальные отрасли экономики, в том числе производящие продукцию гражданского и потребительского назначения, постоянно содержались на "голодном пайке".

С учетом вышеизложенного оценивать работу Госплана можно было по следующим критериям: "очень хорошо справляется" – это если и потребности оборонных отраслей полностью удовлетворены, и потребности гражданских производств закрыты на уровне, обеспечивающим хотя бы простое воспроизводство. "Хорошо справляется" – военные производства по-прежнему ни в чем нужды не испытывают, а вот гражданские производства влачат жалкое существование. И "плохо справляется" – это когда плохо обстоят дела с ресурсным обеспечением у военно-промышленного комплекса, а что такое гражданское производство все давно забыли.

Исходя из этой классификации оценивать работу Госплана в конце 70-х как плохую вряд ли возможно. Ресурсы для ВПК в то время выделялись бесперебойно. А вот через десять лет, в конце 80-х, когда оборонные предприятия стали снабжаться очень плохо, Госплану действительно можно было поставить двойку, что в конце концов и было сделано. Но в это время, кстати, и политики разочаровались в старых целях (военное соперничество), а новых не придумали. А вот без задач и целей уж точно никое управление работать не может. Это к тому же сопровождалось и ресурсным кризисом.

И в этом смысле слом административной системы управления и замена ее рыночной (или квазирыночной, кому как угодно), было лишь официальным признанием того факта, что ресурсов для воспроизводства ВПК в прежнем размере нет и не предвидится. А раз задач и ресурсов для ВПК нет, то и нет нужды содержать специальную организацию, которая занимается управлением таким хозяйством.

После чего Госплан был ликвидирован и на его месте возникло министерство, с позволения сказать, экономики.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).