Федеральная антимонопольная служба собирается ограничить государственную поддержку на создание новых производств в профицитных отраслях промышленности. С таким предложением уже выступала ассоциация металлургических компаний, но эту практику планируется распространить и на другие отрасли, пишет в пятницу «Коммерсантъ».
Ограничить господдержку могут в металлургии, машиностроении, нефтепереработке, вагоно- и судостроении. При этом непонятно, по каким критериям государство будет менять свою позицию о поддержке тех или иных отраслей.
Об ограничении государственной поддержки говорится, как пишет «Коммерсантъ», в проекте «дорожной карты» по развитию конкуренции, разработанной ФАС. Для реализации этой идеи необходимо будет изменить федеральный закон о промышленной политике, разработкой правок займется Минпромторг.
Напомним, еще в 2016 году владелец «Северстали» Алексей Мордашов просил премьер-министра Дмитрия Медведева прекратить субсидирование открытия новых мощностей по выплавке стали. По словам главы ассоциации «Русская сталь» Алексея Сентюрина, загрузка сталеплавильных мощностей в 2017 году составила 85%, причем чуть меньше половины объемов направляется на экспорт. Вдобавок Россия взяла на себя обязательства в рамках Глобального форума по проблеме избыточных сталеплавильных мощностей. Так что, уверен Сентюрин, господдержка новых проектов, которые периодически заявляются к реализации в различных зонах с льготными экономическими режимами, не обоснована. В качестве примера глава ассоциации привел желание инвесторов из Китая на базе «Амурметалла» развернуть производство 30 млн тонн стали в год, а инвесторов и Турции построить завод в ОЭЗ «Алабуга».
Впрочем, опасаются конкуренции не только в сталелитейной отрасли. О том же самом говорит замглавы «Росспецмаша» Вячеслав Пронин: «Идея в том, что существуют виды продукции, производство которых развито в России, и создание новых мощностей может нанести вред существующим».
Рост профицита ожидается в нефтеперерабатывающей отрасли, особенно после модернизации основных НПЗ — считается, что с 2019 года Россия начнет стабильно экспортировать не только нефть, но и нефтепродукты.
При этом, по данным Росстата, средний уровень загрузки мощностей обрабатывающих производств за 12 месяцев составил 64%. В станкостроении, например, у холдинга «Стан» мощности загружены в среднем на 30%. Верфи загружены не более, чем на треть (или примерно на 45% с учетом реализации проектов высокой стоимости).
Проблема в том, что рыночные условия, а значит и профицитность или дефицитность отрасли, могут меняться достаточно быстро. Так, например, еще в 2015 году можно было арендовать железнодорожный грузовой вагон за 350 рублей в сутки, а сейчас — примерно за 2000 рублей. Соответственно вагоностроительные заводы, которые несколько лет назад простаивали, сейчас обеспечены заказами. Есть опасения, что правительство просто не будет успевать реагировать на перемены, а значит таким тонким инструментом, как господдержка создания новых производств, управлять будет еще сложнее.
Также ограничение господдержки может привести к тому, что существующие игроки станут более влиятельными и через свои лоббистские структуры получат возможность ограничивать конкуренцию и дальше. Вдобавок это может привести к проблемам с модернизацией производств.