Исполнитель - А.Никольский
Содержание
В последние недели правительство и парламент энергично продолжали осуществлять экономические реформы. Во второй половине июля Совет Федерации без особых проблем принял ряд законопроектов, направленных на снижение налогов и либерализацию предпринимательской деятельности. Это означает, что, в отличие от ситуации 90-х годов, законодательное обеспечение экономических реформ будет соответствовать их содержанию. Приняты или находятся в процессе принятия больше десятка законопроектов, каждый из которых представляет собой серьезную реформу в той или иной области.
Президент Владимир Путин считает, что российский парламент реально приступил к реформе экономики и совершенствованию политической системы страны. По его словам, Госдума "за всю новейшую историю российского парламентаризма так напряженно, целенаправленно и эффективно не работала". По мнению В.Путина, принятые Думой законы свидетельствуют о том, что Россия "уверенно движется к либерализации экономики и исключению необоснованного вмешательства государства в экономику".
Одной из сенсаций стало снижение налога на прибыль до 24%. Причем принят именно либеральный депутатский "налог на прибыль", а не правительственный "налог на доходы", который справедливо критиковался за искусственное увеличение налоговой базы.
Существенно упрощается налогообложение добычи природных ресурсов. Несколько запутанных сборов заменяются на один четко регламентированный налог на добычу полезных ископаемых.
Знаменательным событием стало принятие Земельного кодекса, что является главным шагом по пути создания земельного рынка.
Хотя вряд ли можно согласиться с высказываемым ныне мнением, что в России создается "самая либеральная налоговая система в мире", однако быстрый прогресс в сфере регулирования экономики налицо.
Перераспределение финансовых ресурсов государством
Бюджетная система
Исполнение федерального бюджета 2001г.
Профицит федерального бюджета в первом полугодии 2001г. составил 59,1 млрд руб. - 9% от суммы расходов или 1,5% ВВП. Доходы федерального бюджета за 6 месяцев 2001г. составили 712,8 млрд руб. - 59,7% к бюджетным назначениям на год и 121,3% к утвержденной бюджетной росписи на 1-е полугодие. По расходам федеральным бюджет, по предварительным данным, исполнен в сумме 653,7 млрд руб., что составило 54,8% к бюджетным назначениям 2001г. По основной сумме внешнего долга в январе-июне 2001г. выплачено 70,1 млрд руб.
Министерство по налогам и сборам в первом полугодии 2001 г мобилизовало в федеральный бюджет 436,1 млрд руб., Государственный таможенный комитет - 242 млрд, Министерство имущественных отношений - 10,6 млрд, Министерство финансов (включая МИД) - 11,9 млрд, Министерство по атомной энергии - 6 млрд, Государственный комитет по рыболовству - 5,5 млрд.
Доходы федерального бюджета в июне 2001г. составили 127,5 млрд руб. - 108,7% к уточненным лимитам, а расходы - 122,7 млрд, или 83,1% к уточненному заданию на июнь с учетом переходящих остатков финансирования предыдущих месяцев с начала года. Федеральный бюджет в июне исполнен с профицитом в сумме 4,7 млрд, что составляет 3,8% от суммы произведенных расходов, или 0,6% от прогнозного объема ВВП на июнь. В приоритетном порядке осуществлялось выделение средств на финансирование текущих выплат по зарплате работникам бюджетной сферы и денежному довольствию военнослужащих. На эти цели в июне перечислено 22,4 млрд, или 35,9% бюджетной росписи 2-го квартала. По разделу "Национальная оборона" расходы профинансированы на 69,1 проц. Недофинансирование произошло в связи с продолжающимся процессом заключения договоров по финансированию гособоронзаказа.
Правительство намерено получить в третьем квартале 376,679 млрд руб. доходов в федеральный бюджет, что более чем на 80 млрд превышает изначально запланированные в бюджете доходы (296,261 млрд). Доходы федерального бюджета в июле должны составить 125,592 млрд руб., в августе - 125,831 млрд, в сентябре - 125,156 млрд. Министерству по налогам и сборам дано задание обеспечить в июле-сентябре поступление в федеральный бюджет 222,980 млрд руб. при первоначальном задании 192,182 млрд. ГТК поручено собрать в третьем квартале 137,961 млрд руб. при задании 89,099 млрд.
Ожидаемые допдоходы бюджета в 2001г.
Сложившиеся в текущем году цены на нефть позволят российскому правительству гарантированно выполнить бюджет и набрать как предусмотренные бюджетом дополнительные доходы, так и сверхплановые доходы в объеме около 80 млрд руб., сообщил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин 26 июля. Он напомнил, что дополнительных доходов, которые распределяются согласно статьям бюджета, должно быть в этом году 193 млрд руб., а 80 млрд планируется получить сверх этой суммы. По его прогнозу, цена на нефть ниже $20 за баррель не опустится и у правительства есть резерв для того, чтобы не только выполнить бюджет, но и набрать сверхплановые доходы.
Дополнительные доходы федерального бюджета по итогам нынешнего года составят не менее 100 млрд руб., полагает глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Жуков. Это будет возможно, если сохранится существующая сейчас тенденция увеличения таможенных и налоговых сборов. Дополнительные доходы бюджета могут создать основу для создания стабилизационного фонда, подчеркнул Жуков. Средства этого фонда в первую очередь могут быть направлены на обслуживание внешнего долга.
Дополнительные доходы федерального бюджета составят в текущем году 280 млрд руб., сообщил высокопоставленный источник в Минфине. По его словам, из этой суммы более 80 млрд может быть аккумулировано в стабилизационном фонде. Он пояснил, что согласно закону о бюджете на текущий год из 165 млрд руб. дополнительных доходов 41 млрд должен быть направлен на процентные расходы, 62 млрд - на погашение госдолга, а остальное - на непроцентные расходы. Еще порядка 33 млрд может быть направлено на другие цели. Таким образом, всего около 198 млрд дополнительных доходов будет распределено в соответствие с законом о бюджете на различные статьи расходов. Следовательно, свыше 80 млрд могут быть направлены в стабилизационный фонд.
Дополнительные доходы федерального бюджета в 2001 году составят 35 млрд руб., заявил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. Из этих средств Россия намерена создать резерв, который будет потом использован для погашения обязательств по внешнему долгу, сказал он.
Дополнительные доходы федерального бюджета в 2001 году при сохранении позитивных тенденций на внешних рынках могут составить $1 млрд., сообщил источник в министерстве финансов. По его мнению, эти деньги должны пойти на обеспечение экономической стабильности в 2002-2003 годах, на которые приходятся пики платежей по внешнему долгу.
Бюджет на 2002г.
Минфин представит доработанный проект бюджета на будущий год в правительство 14 августа, сообщил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. По его словам, основные показатели проекта бюджета уже утверждены и изменяться не будут.
Бюджет 2002 года предлагается сформировать исходя из объема ВВП 10,27 трлн руб., при этом рост ВВП по сравнению с 2001 годом должен составить 3,5-4% при годовой инфляции 12%. Доходы бюджета-2002 планируются в размере 1,642 млрд (16% ВВП), а с учетом поступления части платежей Пенсионного фонда - 1,89 трлн (18,45% ВВП). Расходная часть бюджета должна составить 1,51 трлн руб. (14,7% ВВП), а с учетом пенсий, которые будут выплачиваться из федерального бюджета - 1,76 трлн (17,19% ВВП). Общий профицит бюджета-2002 формируется на уровне 128,9 млрд руб. (1,26% ВВП). При этом планируется произвести процентные расходы (связанные с погашением и обслуживанием госдолга) в объеме 289,8 млрд (2,8% ВВП), непроцентные (направленные на финансирование экономики и социальной сферы) - 1,223 млрд (11,9% ВВП).
Проектировки бюджета исходят из принципа их максимальной защищенности от изменения цен на товары российского экспорта. Проект предусматривает обслуживание внешнего долга в полном объеме, сокращение непроцентных расходов до 12% ВВП. Доходы бюджета, рассчитанные исходя из уровня цен на нефть в $17 за баррель, "являются основной частью, на базе которой сформированы расходы федерального бюджета". При условии благоприятной динамики цен на нефть (на уровне $22 за баррель) казна получит дополнительные доходы казны и профицит может составить 129 млрд руб. Профицит предполагается направить на погашение государственного внешнего долга, а также использовать для сокращения внутренних заимствований и на формирование стабилизационного фонда.
Налоговая нагрузка на российских налогоплательщиков снизится в 2002 году на 1,8% ВВП, заявил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. Он отметил, что правительство рассчитывает продолжить налоговую реформу в следующем году. "Бюджет рассчитан на основе тех налоговых инициатив, которые были предложены правительством", - сказал А.Кудрин.
Доходная база бюджетной системы РФ в 2002г. снизится на 76,4 млрд руб. в связи с принятием отдельных глав Налогового кодекса. Об этом говорится в материалах Министерства финансов. В частности, предполагается, что от введения главы Налогового кодекса "Налог на прибыль" с учетом льгот, предоставляемых органами власти субъектов РФ, даст снижение доходной базы в 134,1 млрд руб. Отмена налогов в связи с введением единого налога на добычу полезных ископаемых снизит доходную базу консолидированного бюджета на 112,3 млрд. В то же время, отмечается в материалах Минфина, введение налога на добычу полезных ископаемых даст консолидированному бюджету 162,1 млрд руб., индексация ставок акцизов - 13 млрд, индексация ставок платежей за пользование природными ресурсами обеспечит дополнительное поступление в сумме 7,9 млрд.
Заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету Оксана Дмитриева считает, что доходы проекта бюджета на 2002 год, подготовленного правительством, являются заниженными. "Судя по обнародованным цифрам, бюджет на следующий год реалистичен только в том плане, что он может быть исполнен. Но в нем явно занижены и расходы, и доходы государства", - сказала она. "То есть планируется, что в 2002 году поступления будут такими же, как в предшествующем - 1600 млрд, а значит, опять не будет учтено примерно 300 млрд руб.", - пояснила О.Дмитриева. По ее мнению, запланированный в проекте бюджета на будущий год уровень инфляции также ниже реального. Зампред бюджетного комитета полагает, что цена на нефть в $17 за баррель, из расчета которой были посчитаны доходы бюджета, является необоснованно низкой, "существенно ниже, чем в течение последних двух лет".
Правительству непросто будет защищать в Госдуме проект бюджета-2002. Такое мнение высказал председатель бюджетного комитета Госдумы Александр Жуков. По его словам, бюджет будущего года во многом похож на бюджет текущего года и "ничего революционного в нем нет", однако он "более жесткий по расходам" и это "вызовет у депутатов большие сомнения". Так, например, в проекте бюджета-2002 сильно сокращены расходы на промышленность и энергетику (0,6% от ВВП в 2001 году и 0,36% от ВВП в 2002 году), почти в два раза по сравнению с текущим годом предусмотрено сокращение расходов на агропромышленный комплекс и на транспорт. Среди спорных вопросов А.Жуков назвал также заниженный, по его мнению, уровень инфляции (12-13%). "Если в этом году инфляция составит 20%, то сомнительно, что в следующем будет 12%", - считает он. В бюджете не прописано распределение между бюджетами субъектов и федеральным бюджетом, а это "болезненный вопрос для регионов", который также вызовет споры в Госдуме, сказал он.
Большие споры вызовет идея расходования возможных дополнительных доходов. Депутаты вряд ли поддержат идею правительства направлять все допдоходы на обслуживание внешнего долга. В сложившейся ситуации, считает глава бюджетного комитета, правительству можно думать о рефинансировании внешнего долга.
Среди приоритетов бюджета будущего года А.Жуков назвал судебную реформу и реформу Вооруженных Сил. Также, по его словам, увеличены расходы на социальную сферу. Зарплату бюджетникам планируется увеличить в 1,9 раза.
Глава бюджетного комитета отметил, что доходы проекта бюджета будущего года подсчитаны по оптимистичному варианту цен на нефть ($22 за баррель), а текущие расходы - исходя из консервативного варианта - $17 за баррель. Поэтому проблема выплат внешнего долга будет зависеть от мировых цен на нефть. Если цена на нефть составит $17 за баррель, то доходов хватит только на текущие расходы, а для финансирования внешнего долга придется делать займы, считает он. В бюджете будущего года, сообщил А.Жуков, предусмотрено создание стабилизационного фонда, если цены на нефть превысят $22 за баррель. В этом случае, сообщил председатель комитета, будет создан стабилизационный фонд, средства из которого пойдут на погашение внешнего долга, видимо, уже в 2003 году, на который придется пик платежей.
Объем возможных дополнительных доходов федерального бюджета 2002г в условиях сохранения благоприятной динамики цен на нефть оценивается в сумме 129 млрд руб., а общий объем доходов федерального бюджета при этом может составить 1642,1 млрд или 15,99% ВВП, считает правительство.
Россия планирует направить на выплаты по внешнему долгу в 2002г в соответствии с графиками платежей 447,5 млрд руб., в том числе на выплаты процентов 231,9 млрд, на погашение - 215,6 млрд. Всего на обслуживание и погашение госдолга будет направлено в 2002г. 647,1 млрд руб. Доходы федерального бюджета к 2004г вырастут по сравнению с 2001г в 2 раза до 2,46 трлн руб. или 17,8% от ВВП (в 2001г - 15,4%). Об этом говорится в "Основных характеристиках и данных о доходах и расходах федерального бюджета на 2002 г и проектировках перспективного финансового плана до 2004 г", подготовленных Министерством финансов и внесенных в правительство. Профицит бюджета в 2004 г должен составить 218,9 млрд руб. или 1,59% ВВП.
Межбюджетные отношения
Президент Владимир Путин на заседании президиума Госсовета заявил, что "разграничение полномочий является одной из базовых проблем современной России" и высказался за необходимость "установить соответствие функций финансовым обязательствам каждого уровня власти". По его словам, также "необходимо обеспечить единый принцип формирования региональных бюджетов. "Никаких неформальных путей формирования бюджета быть не должно", - подчеркнул президент. Вместе с тем он отметил, что "было бы ошибкой считать проблему межбюджетных отношений только механизмом перераспределения". Но в любом случае, по мнению В.Путина, проблема межбюджетных отношений "не должна сказываться на качестве бюджетных услуг, предоставляемых населению".
Проект федерального бюджета на 2002 год предполагает 100%-ное зачисление в бюджеты регионов поступлений от подоходного налога, сообщила начальник департамента межбюджетных отношений Минфина Надежда Максимова на заседании рабочей группы Госсовета по вопросам развития межбюджетных отношений. Она напомнила, что в бюджете 2001 года из всего объема поступлений от подоходного налога в федеральный бюджет направлялся 1%, в региональные бюджеты - 99%. По словам главы департамента Минфина, 100-процентное зачисление подоходного налога в региональные бюджеты позволит увеличить их доходы на 2,1 млрд руб.
Н.Максимова отметила, что предполагаемое в бюджете-2002 перераспределение некоторых других налогов приведет к увеличению доходов региональных бюджетов на 17 млрд рублей. Однако эти дополнительные поступления будут распределяться равномерно между бюджетами всех регионов, тогда как потери доходов преимущественно за счет снижения налогового бремени приходятся в основном на незначительное число регионов-доноров. Она сообщила, что всего из федерального центра в бюджеты регионов поступит в следующем году 241 млрд руб. В частности, 144 млрд будет направлено в региональные бюджеты из фонда финансовой поддержки регионов. В 2002 году объем фонда финансовой поддержки регионов увеличится по сравнению с текущим годом на 44 млрд.
Н.Максимова добавила, что в следующем году также будет сформирован фонд компенсаций, который впервые был образован в бюджете 2001 года. Существенных изменений порядок формирования этого фонда не претерпит, отметила она. По словам начальника департамента Минфина, на выплаты детских пособий в 2002 году из федерального бюджета планируется направить 24 млрд руб., на выплаты инвалидам - 12 млрд. Вместе с тем закон о ветеранах попрежнему остается "нефинансируемым федеральным мандатом", выплаты по этому закону должны осуществляться из бюджетов регионов, добавила Н.Максимова. В течение лета Минфин подготовит проект поправок в Бюджетный кодекс с тем, чтобы законодательно закрепить методику распределения трансфертов, добавила она.
Правительство выделило трансфертов субъектам Федерации за 5 месяцев 2001г. в размере 1/2 от запланированных в бюджете 2001г. 100 млрд руб. Об этом сообщил премьер-министр Михаил Касьянов, выступая в Совете Федерации. По его словам, "трансферты остаются основным механизмом участия федерального центра в расходах бюджетов регионов". Он также отметил, что в 2001г. "перечисление трансфертов идет с существенным опережением графика". М.Касьянов также сообщил, что в текущем году регионам выдано бюджетных ссуд на 4,5 млрд руб.
Совет Федерации в порядке законодательной инициативы внес в Госдуму проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ". Документом предполагается введение в бюджетный процесс особой стадии согласования бюджетной политики на федеральном и региональном уровнях: предполагается принимать федеральный бюджет последовательно двумя законами, что, по мнению сенаторов, стабилизирует бюджетную систему страны и активизирует участие Совета Федерации в ранних стадиях обсуждения проекта основного финансового закона. Так, внесенный законопроект предлагает утверждать особый закон об основных характеристиках федерального бюджета до принятия федерального закона "О бюджете" в целом. Это создаст, считает Совет Федерации, согласованную основу для параллельного продолжения бюджетных процессов в федерации, в регионах и на местах.
Кроме того, для выработки финансовых механизмов, направленных на закрепление основных положений тенденций развития российской экономики, предлагается среди прочих документов и материалов, предоставляемых в Госдуму одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год, предоставлять также среднесрочный прогноз социально-экономического развития, а также основные направления бюджетной и налоговой политики не только на очередной финансовый год, но и на три последующих года. При рассмотрении проекта федерального закона "Об основных характеристиках федерального бюджета на очередной финансовый год", кроме прочих показателей, верхняя палата парламента предлагает утверждать объем валового внутреннего продукта, уровень инфляции, перечень законодательных актов, действие которых отменяется или приостанавливается на очередной год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию.
Пенсионная реформа
Государственная Дума на внеочередном пленарном заседании 13 июля приняла в первом чтении три законопроекта из пакета законопроектов по пенсионной реформе - "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Основное нововведение - внедрение элементов накопительной пенсионной системы. Индивидуальные накопительные счета планируется открыть с 2004г. Пока остается открытым вопрос кто и как будет распоряжатся накопительной частью пенсионных отчислений - принятие соответствующих законопроектов отложено.
Как пояснил глава ПФР Михаил Зурабов, выступая на пленарном заседании, законопроект "О государственном пенсионном обеспечении" - самый простой из принятых и касается только госпенсий. Законопроект, в основном, сохраняет условия и нормы пенсионного обеспечения граждан, которые действуют в настоящее время. Принципиальное отличие законопроекта от действующих норм заключается в том, что он увеличивает базовую пенсию до 450 рублей. Сегодня базовая пенсия составляет 180 рублей. Кроме того, законопроект резко снижает требования к трудовому стажу. Согласно законопроекту, для получения пенсии необходимо проработать пять лет.
Законопроект "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" регулирует отношения, возникающие в связи с приобретением и реализацией гражданами права на трудовую пенсию.
Законопроект "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает организационную, правовую и финансовые основы обязательного пенсионного страхования. Законопроект регулирует вопросы установления порядка и сроков уплаты страховых взносов, а также определяет порядок регистрации страхователей. Законопроектом определяется также порядок формирования и расходования средств обязательного пенсионного страхования, включая вопросы финансирования выплаты базовой, страховой и накопительной частей трудовой пенсии, включая вопросы установления фиксированных платежей самостоятельно обеспечивающих себя работой.
На финансирование базовой пенсии предполагается направлять половину нынешнего (28%) пенсионного тарифа - 14% от фонда заработной платы. За счет оставшихся 14% будут формироваться условно- накопительная и накопительная части пенсии. В условно-накопительной системе на личном пенсионном счете гражданина будет фиксироваться и суммироваться объем пенсионных обязательств государства перед ним. Эти обязательства будут индексироваться в тех же величинах, что пенсионные выплаты уже вышедшим на пенсии. После достижения владельцем такого счета пенсионного возраста и прекращения трудовой деятельности из размера накопленного им пенсионного капитала будет исчисляться размер ежемесячной страховой части его пенсии.
Для граждан моложе 50 лет предполагается ввести и собственно накопительную часть пенсии. Накопление предполагается осуществлять по дифференцированной шкале для разных возрастах групп: 2% от фонда заработной платы для группы от 35 до 50 лет и 6% - для группы до 35 лет. Эти отличия возрастных групп обусловлены прогнозируемым ухудшением демографической ситуации и необходимостью обеспечить для их представителей пенсионный резерв к моменту их выхода на пенсию.
М.Зурабов в своем выступлении еще раз подчеркнул необходимость проведения пенсионной реформы. По его словам, "пенсионная система практически исчерпала свой ресурс". Средний размер пенсии сегодня равен 1 тыс. 100 рублей, при этом разница между максимальной и минимальной пенсией составляет всего 30%. Как отметил М.Зурабов, в настоящее время пенсионная система не связывает заработок и стаж гражданина, а по сути выплачивает ему социальное пособие. Кроме того, по мнению М.Зурабова, существующая сегодня пенсионная система является уравнительной.
Госдума 12 июля обратилась к президенту Владимиру Путину с просьбой отозвать пакет из шести законопроектов по пенсионной реформе. Госдума просит президента принять решение о создании специальной рабочей группы для проработки пакета законопроектов, связанных с реформированием пенсионного законодательства. В обращении высказывается мнение, что тот пакет законов по реформированию пенсионной системы, который был внесен в Госдуму, "не обеспечивает гарантированного решения предстоящих демографических проблем, ухудшает положение многих категорий нынешних и будущих пенсионеров и способен разрушить нынешнюю пенсионную систему, не предложив взамен ясного, четкого и прозрачного для общества нового пенсионного обеспечения".
Президент Владимир Путин не будет отзывать пакет законопроектов по пенсионной реформе, который Госдума собирается рассмотреть на пленарном заседании в пятницу, сообщил "Интерфаксу" представитель президента в Госдуме Александр Котенков.
Реформа ЖКХ
Правительство, энергично взявшись за подготовку реформы жилищно-коммунального хозяйства, затем решило не форсировать события. Реформа ЖКХ предполагает два основных шага: введение конкуренции на рынке услуг ЖКХ и переход на 100%-ую оплату населением этих услуг. Если в мае переход на 100%-ую оплату предполагалось осуществить уже с 1 января 2002г., то в июне этот срок был отодвинут до 2003г., а в июле - уже до 2005г. Одновременно планируется создать систему дотаций малообеспеченным семьям.
Первостепенная задача в реформировании жилищно-коммунального хозяйства - ликвидация задолженности перед ЖКХ, которая приводит к росту неплатежей в экономике. Об этом заявил премьер-министр Михаил Касьянов, выступая на заседании Совета Федерации с докладом о текущей экономической политике. "Идеология жилищно-коммунальной реформы состоит в переводе на бездотационную основу предприятий ЖКХ при одновременной адресной поддержке малоимущего населения и улучшении качества предоставляемых услуг", - подчеркнул М.Касьянов. Он особо отметил, что федеральное правительство в процессе реформы планирует оказывать бюджетную поддержку регионам, однако, по его словам, "ее размер будет зависеть от темпов преобразований в сфере ЖКХ, которые будут проводить местные власти".
В настоящее время государственные дотации жилищно-коммунальному сектору экономики составляют 130 млрд руб., однако эти средства абсолютно не служат целям повышения эффективности работы данного сектора, заявил Михаил Касьянов. Он высказался за необходимость повышения эффективности ЖКХ и придания ему рыночного статуса: "Этот сектор должен стать и экономичным, правильно использовать имеющиеся в стране ресурсы".
Госдума приняла 11 июля обращение к Президенту "О проведении реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ". В нем, в частности, отмечается, что депутаты Госдумы, "понимая необходимость дальнейшего реформирования ЖКХ, разделяют озабоченность граждан России возможными негативными социальными последствиями этой реформы". В частности - планирующимся переходом к оплате потребителями всех видов предоставляемых жилищно-коммунальных услуг в размере 100% их стоимости. Госдума обратилась к Президенту с предложением "поручить правительству внести изменения в постановление кабинета министров от 15 декабря 2000 года "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2000-2001 годы". Это необходимо "в целях приведения его в соответствие с законом "Об основах федеральной жилищной политики" и установления федерального стандарта оплаты жилья и коммунальных услуг на 2001 год в размере 50% стоимости жилья и коммунальных услуг, а к 2008 году пропорционально по годам довести до 100% указанной стоимости".
Правительство и региональные власти России по-разному видят ход реформы жилищно-коммунального хозяйства страны. Так, по мнению замминистра экономического развития и торговли Андрея Шаронова, "идея реформы состояла в том, чтобы граждане за свои деньги получали действительно реальные услуги более высокого качества с меньшими перебоями". Кроме того, он считает, что ЖКХ должно превратиться в "экономически самостоятельную отрасль, которая будет получать денежный поток за те услуги, которые предоставляет". "Хроническое недофинансирование в течение последних 10 лет привело к ускоренной деградации ЖКХ", - подчеркнул он.
В то же время губернаторы сошлись в одном - реформу ЖКХ "нельзя начинать с повышения оплаты услуг населением". Саратовский губернатор Дмитрий Аяцков вообще считает, что "надо отказаться говорить о реформе, а говорить о восстановлении ЖКХ страны". Он выступает за государственный патронаж и даже за введение поста министра ЖКХ в российском правительстве. Губернатор Владимирской области Николай Виноградов и нижегородский губернатор Иван Скляров заявили, что реформе должно предшествовать и сопутствовать "энергосбережение". Оба губернатора считают необходимым вводить рыночные механизмы в деятельность ЖКХ. И.Скляров, в частности, предлагает создавать "товарищества собственников жилья", а Н.Виноградов - "развивать конкурентную среду" среди частных предпринимателей, осуществляющих коммунальные услуги. В то же время губернатор Ростовской области Владимир Чуб считает, что до активного начала реформы государству необходимо "рассчитаться по долгам" перед муниципальными предприятиями, предоставляющими услуги ЖКХ. В ходе самой реформы, по мнению губернатора, необходимо "объединить усилия муниципальных, региональных и федеральных бюджетов", а не делать ставку на повышение оплаты услуг ЖКХ населением.
Фискальное регулирование
Общий уровень налогообложения
Налоговая реформа в целом
Правительство планирует отменить ряд налогов, говорится в утвержденной правительством программе социально-экономического развития на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы). Так, в частности, речь идет о планах отменить налог с продаж, на покупку иностранной валюты, на операции с ценными бумагами, на содержание автомобильных дорог, а также об отмене ряда мелких региональных и местных целевых сборов. Согласно документу предполагается также повысить "бюджетообразующее значение налогов, связанных с использованием природных ресурсов, и ввести налог, призванный обеспечить изъятие сверхдоходов, связанных с ценовой конъюнктурой.
Правительство также предполагает после завершения формирования земельного кадастра и создания единых объектов собственности перейти к налогу на недвижимость, заменяющему налог на имущество и земельный налог, а также ввести "систему экологических платежей, охватывающую все виды негативного воздействия на окружающую среду". Речь также идет о расширении круга операций, облагаемых государственной пошлиной, а также о введении налоговых платежей, "взимаемых в рамках специальных налоговых режимов, включающих налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции при добыче нефти из низкопродуктивных участков недр", введении модифицированного порядка уплаты налогов для сельскохозяйственных производителей, малых предприятий и особых экономических зон. Правительство особо подчеркивает необходимость придания "налоговому законодательству большей четкости и "прозрачности", не оставляющей места для неоднозначного толкования налоговых норм".
Налоговую реформу в России предполагается завершить в 2002 году принятием имущественных налогов, платежей по природным ресурсам и единого сельскохозяйственного налога. Об этом заявил руководитель департамента налоговой политики Минфина Александр Иванеев. Он напомнил, что с 1 января этого года приняты четыре главы Налогового кодекса о НДС, акцизах, едином социальном налоге и налоге на доход физических лиц. В настоящее время в Госдуме на рассмотрении находится глава о налоге на прибыль. Кроме того, по словам представителя Минфина, в ближайшее время будет внесена в Госдуму глава о налоге с продаж. При этом А.Иванеев подчеркнул, что предусматривается, что налог с продаж будет сохранен на период с 2002 по 2003 годы, а с 2004 года будет отменен.
А.Иванеев также сообщил, что Минфин готовит внесение поправок в первую часть Налогового кодекса, которые, как ожидается, будут рассмотрены осенью этого года. Эти поправки касаются, в частности, вопроса трансфертного ценообразования, а также упорядочения контроля за расходами граждан. Кроме того, Минфин намерен представить правительству главу Налогового кодекса о государственной пошлине, которую планируется внести в Госдуму осенью этого года. Таким образом, "через год в России окажется самая либеральная налоговая система в мире", подчеркнул А.Иванеев.
Осенняя сессия Госдумы обещает быть насыщенной. В частности, депутатам предстоит продолжить налоговую реформу. Один из важнейших вопросов, которые Думе предстоит рассмотреть, - снижение ставки единого социального налога. Глава бюджетного комитета А.Жуков считает, что снижение налоговой ставки с 35,6 до 30 процентов будет эффективным. Однако это мнение разделяют далеко не все. Планируется снизить и норматив доступа к регрессивной шкале по единому социальному налогу с 50 тысяч рублей до 30 тысяч рублей. Необходимость подобного решения стала очевидной после подведения итогов 1 квартала 2001 года, который показал, что лишь малая часть налогоплательщиков имеет к ней доступ.
Пожалуй, самое смелое предложение - снижение ставки НДС. Хотя в этом году депутаты вряд ли успеют этим заняться, разговоры о такой возможности уже идут. По словам Жукова, в 2002 году одним из важнейших этапов налоговой реформы будет введение одного налога на добавленную стоимость вместо двух сегодняшних: НДС и налога с продаж. Причем желательно, чтобы его ставка была снижена. Налоговики также являются сторонниками снижения ставки НДС при условии, что это будет сделано по схеме снижения налога на прибыль: значительное понижение налоговой ставки при условии отмены льгот по этому налогу. А вместо льгот раздавать адресную помощь. По мнению главы МНС Г.Букаева, льготы, предоставляемые по НДС, себя не оправдывают. Кроме того, их в несколько раз больше, чем было по налогу на прибыль.
Представители российского Союза промышленников и предпринимателей в ходе встречи с президентом России Владимиром Путиным предложили ввести и законодательно закрепить понятие "налоговый предел". Об этом сообщил глава Объединенных машиностроительных заводов, член бюро РСПП Каха Бендукидзе. "Через месяц-полтора мы подготовим документальные предложения по понятию "налоговый предел", которое должно быть законодательно закреплено. При этом вторым нашим предложением было то, что налогоплательщик должен иметь право выбирать, платить ли ему нынешние многоступенчатые налоги, либо согласиться уплачивать один предельный налог", - отметил К.Бендукидзе.
Глава холдинга "Интеррос" Владимир Потанин, также участвовавший во встрече с президентом, отметил, что на инвестиционный климат в стране и на бегство капитала из России влияет, прежде всего, налогообложение. Увеличение налоговой нагрузки, по его словам, это путь в тупик. Существует множество других способов повышения доходов государства без увеличения налоговой нагрузки, сказал В.Потанин. В их числе он привел сокращение себестоимости продукции, политические усилия государства по увеличению рынка сбыта российских товаров вне и внутри страны. "Все это увеличит доходы бюджета и позволит развиваться отраслям", - сказал В.Потанин. Кроме того, он сообщил, что на встрече с президентом предприниматели заявили о том, что налоговая система должна быть "стабильна и гарантирована законом, а не росчерком пера чиновников". По словам В.Потанина, в ходе встречи с президентом была достигнута договоренность с премьер-министром Михаилом Касьяновым об установлении предельного объема налоговой нагрузки, которая будет законодательно закреплена на многие годы. "Договорились, что предельная налоговая нагрузка будет зафиксирована в Налоговом кодексе, а содержимое налоговой нагрузки будет уже определяться правительством", - сказал он.
Собираемость налогов
Министерство по налогам и сборам за январь-июнь 2001 года собрало в государственные социальные внебюджетные фонды 256,27 млрд руб. единого социального налога, что на 9,4% превышает установленное на этот период задание. Как говорится в сообщении управления информационной политики МНС, эта сумма учитывает расходы налогоплательщиков на цели государственного социального страхования и погашение задолженности предыдущих лет по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды. В пресс-релизе отмечается, что плановое задание на первое полугодие составляло 234,16 млрд.
По данным МНС, из всей поступившей суммы единого социального налога за январь-июнь собственно сам налог составил более 232,5 млрд руб., платежи в счет погашения задолженности предыдущих лет по взносам в государственные социальные фонды - 23,7 млрд. При этом в первом полугодии в Пенсионный фонд поступило 204,8 млрд, в Фонд социального страхования РФ - 25,8 млрд, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1,81 млрд, в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 23,78 млрд. В сообщении МНС говорится, что в первом полугодии поступление единого социального налога возросло на 15,1% по сравнению со сборами страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды за аналогичный период прошлого года.
Налоговые поступления в бюджет с начала года увеличились примерно в полтора раза по сравнению с 2000 годом. Об этом говорится в обзоре социально-экономического развития России за 5 месяцев 2001 года, подготовленном Министерством экономического развития и торговли. В обзоре отмечается устойчивый рост в этом году большинства макроэкономических показателей и, в частности, важнейшего из них - ВВП.
Министерство финансов намерено обеспечить среднюю собираемость налогов в 2002г на уровне не менее 90%. Об этом говорится в "Основных характеристиках и данных о доходах и расходах федерального бюджета на 2002г и проектировках перспективного финансового плана до 2004г", подготовленных Министерством финансов. Средний уровень собираемости налогов в 2000г составил 87,7%, что на 10,3% пункта выше показателя 1999г. В текущем году ожидается дальнейший рост собираемости налогов до 89,4%.
Сумма задолженности по налогам и сборам в консолидированный бюджет РФ на 1 мая 2001г составила 525,2 млрд руб., сообщили в Министерстве по налогам и сборам. По сравнению с началом 2001 года задолженность выросла на 13,7%.
Подоходный и социальный налоги
Правительство направило в Госдуму в рамках пакета законопроектов о пенсионной реформе предложения о снижении ставок единого социального налога, а также порога применения регрессивной шкалы по этому налогу, сообщил председатель бюджетного комитета Думы Александр Жуков. По его словам, осенью депутаты рассмотрят внесенные правительством предложения об изменении ставок единого соцналога. В рамках законопроекта предусматривается, в частности, отмена ряда ограничений на применение предприятиями регрессивной шкалы взимания единого соцналога. "Сегодня существует ряд жестких ограничений, которые не позволяют предприятиям воспользоваться регрессивной шкалой по уплате единого социального налога", - сказал он. А.Жуков подчеркнул, что условием применения такой шкалы является средний размер заработной платы на одного работника не ниже 50 тыс руб. в год. По его словам, предполагается снижение этого порога, возможно, до 30 тыс, а может быть и меньше, "чтобы предприятия могли воспользоваться регрессивной шкалой и в большей степени могли вывести из тени зарплату". В настоящее время максимальная ставка единого социального налога при фонде оплаты труда на одного сотрудника до 100 тыс составляет 35,6%.
Министерство по налогам и сборам перевыполнило план по сбору единого социального налога и сумм в счет погашения задолженности предыдущих лет по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды в первом полугодии 2001 г на 35 %, собрав 260,6 млрд руб., говорится в информационном сообщении пресс-службы Министерства по налогам и сборам.
Акцизы
Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении поправки в главу 22 "Акцизы" второй части Налогового кодекса, в соответствии с которыми сохраняется единая индексация акцизов на подакцизные товары в размере 12%. Совет Федерации одобрил закон 20 июля.
В частности, согласно закону, в результате индексации акциз на нефть и стабильный газовый конденсат составит 73 рубля 92 копейки за тонну. Бензин автомобильный с октановым числом до 80 включительно будет облагаться акцизом в 1 тыс 512 руб. за тонну, бензин автомобильный с иными октановыми числами - в 2 тыс 72 руб. за тонну , дизельное топливо - в 616 руб. за тонну, масло для дизельных (или карбюраторных двигателей) - в 1 тыс 680 руб. за тонну. Акциз на природный газ, продаваемый на территории РФ или на территории государств-участников СНГ, составит 15% от его стоимости по факту отгрузки потребителям. На природный газ, реализуемый за пределами РФ и СНГ, акциз повышается до 30%.
Согласно закону, ставка акциза на этиловый спирт из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья) составит 14 руб. 11 коп. за литр безводного этилового спирта, алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин и спиртосодержащая продукция) будет облагаться акцизом 98 руб. 78 коп. за литр безводного этилового спирта, алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9% до 25% включительно (за исключением вин) акцизом 72 руб. 91 коп. за литр безводного этилового спирта, алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9% включительно (за исключением вин) - 50 руб. 60 коп. за литр безводного этилового спирта. Вина, за исключением натуральных, будут облагаться акцизом 41 руб. 20 коп. за один литр безводного этилового спирта, вина шампанские и вина игристые - 10 руб. 58 коп. за один литр, вина натуральные (за исключением шампанских игристых) - 3 руб. 52 коп. за литр.
Дума проголосовала за введение нулевой ставки акциза на безалкогольное пиво (пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5% включительно). Пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5% до 8,6% включительно будет облагаться акцизом в размере 1 руб. 12 коп. за литр, пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8,6% - 3 руб. 70 коп. за литр.
На табачные изделия акциз также проиндексирован на 12%. В том числе табак трубочный будет облагаться акцизом 453 руб. 60 коп. за один килограмм, табак (курительный) за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции, - 185 руб. 92 коп. Сигареты будут облагаться акцизом от 11 руб. 20 коп. за тысячу штук до 61 руб. 60 коп. за 1 тыс. штук.Автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 киловатт включительно будут облагаться нулевой ставкой акциза. Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 киловатт и до 112,5 киловатт - 11 руб. 20 коп. за 0,75 киловатт. Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 киловатт, мотоциклы с мощностью двигателя 112,5 киловатт - 112 руб. за 0,75 киловатт. Госдума сохранила акциз на ювелирные изделия в размере 5%.
Налог на прибыль
Противостояние депутатов и правительства по вопросу о налоге на прибыль, касающиеся, в основном, инвестиционной льготы, завершилось весьма неожиданным образом: было принято решение отказаться от всех льгот (включая инвестиционную), но при этом снизить налог до 24%. Госдума на пленарном заседании 6 июля приняла в третьем чтении закон, который дополняет часть вторую Налогового кодекса главой 25 "Налог на прибыль организаций". Совет Федерации также одобрил этот закон. Ставка налога на прибыль снижена с 35% до 24%. Из них 7,5% будут направляться в федеральный бюджет, 14,5% - в бюджеты субъектов РФ, 2% - в местные бюджеты. При этом регионы вправе снижать ставку налога в своей части не более чем на 4 проц.
Объектом налогообложения признается прибыль, под которой понимается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. К доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
По доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами-налоговыми резидентами РФ, ставка налога на прибыль определена в размере 6%. По доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам в виде дивидендов, полученным российскими организациями от иностранных организаций, ставка налога на прибыль установлена в размере 15%. Ставкой 0% облагается доход по ряду государственных ценных бумаг.
Закон содержит переходные положения. Так, действующий порядок освобождения от уплаты налога по прибыли, полученной предприятиями от реализации произведенной ими сельхозпродукции, а также произведенной или переработанной на этих предприятиях собственной сельхозпродукции, действует до вступления в силу главы Налогового кодекса, регулирующей специальные режимы налогообложения для сельхозтоваропроизводителей. Действующие порядок определения налоговой базы и положения, касающиеся налогообложения при исполнении соглашений о разделе продукции, а также порядка налогообложения доходов в виде дивидендов и доходов от долевого участия, выплачиваемых в соответствии с СРП, применяются до вступления в силу главы Налогового кодекса, определяющей налогообложения при исполнении СРП.
По прогнозам министерства по налогам и сборам, с введением пониженной 24-процентной ставки налога на прибыль объем поступлений по этому налогу в бюджет возрастет. "Мы считаем, что снижение ставки налога на прибыль с 35% до 24% может дать такой же результат, как и снижение до 13% ставки налога на доходы граждан, когда поступление налога на доход существенно возросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года", - сказал министр по налогам и сборам Геннадий Букаев. По мнению министра, снижение ставки налога на прибыль позволит создать условия, когда предприятия в значительной степени потеряют интерес к "ухищрениям" снижать налогооблагаемую базу путем увеличения себестоимости товаров и услуг. Глава МНС подчеркнул, что после введения 24-процентной ставки налога на прибыль размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, серьезно увеличивается. "Мы надеемся, что эти средства будут направлены на капитальные вложения и повышение зарплаты сотрудников", - сказал министр.
НДС
Глава бюджетного комитета Думы А.Жуков заявил, что весной 2002г. может быть рассмотрен вопрос о снижении ставки НДС. По его словам, это будет важным этапом налоговой реформы. При этом придется в совокупности решать два вопроса - сначала необходимо определить, на какой срок сохранять налог с продаж, а потом уже решать вопрос о снижении действующей ставки НДС, отметил он. По его мнению, с экономической точки зрения сохранение ставки НДС на действующем высоком уровне (20%, по отдельным категориям - 10%) не имеет смысла.
Налоги с оборота и с продаж
Правительство и Госдума решили сохранить один из оборотных налогов - налог с продаж, который поступает в региональные бюджеты. В настоящее время идет дискуссия - собирать ли налог только с наличных платежей или с любых розничных, например, при покупках с использованием пластиковых карт. Ранее Конституционный суд постановил, что в нынешнем виде налог с продаж противоречит Конституции и должен быть либо модифицирован, либо отменен с 1 января 2002 года.
Госдума 12 июля приняла в первом чтении проект закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и статью 20 закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", внесенный депутатом Георгием Боосом. Законопроект дополняет часть вторую Налогового кодекса главой "налог с продаж". В соответствии с законопроектом, налог с продаж устанавливается Налоговым кодексом и вводится в действие законом субъекта РФ об этом налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего региона. Законопроект исключает право субъектов РФ дополнять перечень облагаемых налогом с продаж товаров (услуг).
Законопроектом предусмотрена возможность установления налоговой ставки в размере до 5% включительно. При этом региональные власти имеют право снижать ее до нуля. Объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории России в розницу. Под реализацией в розницу понимается получение налогоплательщиком наличных денежных средств от покупателя товаров (работ, услуг), предназначенных для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Законопроект уточняет ряд положений действующего законодательства "О налоге с продаж" в целях приведения их в соответствие в частью первой Налогового кодекса. В частности, из перечня налогоплательщиков исключены филиалы и иные обособленные структурные подразделения организации. При этом предусмотрена уплата организацией налога с продаж как по месту ее нахождения, так и по месту нахождения ее обособленных структурных подразделений. Дополнительно введено определение налогового периода по налогу с продаж - календарный месяц.
Комитет по бюджету и налогам считает целесообразным ко второму чтению дополнительно обсудить вопрос об уточнении объекта налогообложения, имея ввиду признание объектом налогообложения операций по реализации товаров (работ, услуг) в розницу физическим лицам, а также понятия "реализации товаров в розницу" как получение налогоплательщиком денежных средств как в наличной, так и в безналичной форме.
Как заявил вице-спикер Госдумы Георгий Боос, преимущество принятого депутатского варианта законопроекта о налоге с продаж перед отвергнутым правительственным вариантом заключается в том, что в депутатском законопроекте "четко дается определение розничной торговли в соответствии с Гражданским кодексом, так как именно розничная торговля подвергается налогу с продаж". Также, по словам Георгия Бооса, полностью решен вопрос о недопущении двойного налогообложения для субъектов малого бизнеса и предпринимателей без образования юридического лица. Отмечая преимущества депутатского варианта этого законопроекта, член комитета Госдумы по бюджету Алексей Мельников отметил, что схема, предлагаемая в законопроекте, решает проблему индивидуальных предпринимателей и одновременно стимулирует их выход из тени. По словам Мельникова, действие этого закона "приведет к легализации доходов граждан и к увеличению поступлений по подоходному налогу, который также поступает в региональные бюджеты".
Налог на пользователей автодорог может быть отменен в 2003г в случае принятия нового транспортного налога, разработка которого начнется в следующем году. Об этом сообщили в Министерстве по налогам и сборам. В МНС подчеркивают, что при разработке транспортного налога будет учитываться необходимость компенсации бюджетам регионов потерь от отмены налога на пользователей автомобильных дорог.
С 2003 года предполагается полностью отменить "дорожный налог с оборота". Об этом заявил премьер-министр Михаил Касьянов, выступая перед членами Совета Федерации. Премьер подчеркнул, что в связи с отменой этого налога предполагаются необходимые компенсации субъектам федерации. Он констатировал, что в связи со снижением налога на пользователей автомобильных дорог не произошло сокращения средств, направляемых на реконструкцию и строительство автомобильных дорог.
Налог на добычу полезных ископаемых и СРП
13 июля Госдума в третьем чтении приняла законопроект о реформе налогообложения природных ресурсов. Суть принятого законопроекта заключается в следующем: действующие сейчас налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, роялти, а также акцизы на нефть с 1 января 2002 года объединяются в налог на добычу полезных ископаемых; законодательно закрепляется шкала экспортных пошлин на нефть, в рамках которой правительство сможет самостоятельно устанавливать конкретные ставки пошлин. Таков итог компромисса думского нефтяного лобби с правительством: нефтяные компании согласились на усиление фискального гнета в обмен на законодательное закрепление предельных ставок экспортных пошлин.
По оценке экспертов бюджетного комитета Госдумы, введение новой системы налогообложения недропользователей сулит бюджету дополнительные доходы. В первую очередь за счет увеличения налоговой нагрузки на нефтяные компании. Так, по расчетам экспертов, при сохранении действующих мировых цен на нефть в следующем году нефтяники будут обязаны заплатить с каждой добытой тонны нефти на $10 больше, чем сейчас. И дополнительные доходы бюджета только от нефтяных компаний могут составить более 100 млрд руб.
Закон дополняет часть вторую Налогового кодекса РФ главой "Налог на добычу полезных ископаемых" и вводит с 1 января 2002г в налоговую систему России новый налогналог на добычу полезных ископаемых. Одновременно отменяются отчисления на воспроизводство минеральносырьевой базы, акциз на нефть и стабильный газовый конденсат. Плательщиками налога являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ. Налоговым периодом признается квартал. Объектом налогообложения являются полезные ископаемые, добытые на территории РФ или за ее пределами, а также извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства. Закон устанавливает конкретные ставки налога на добычу по каждому виду полезных ископаемых.
При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных в соответствии с законодательством РФ, ставка налога применяется с коэффициентом 0,5. Налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие все расходы государства на эти цели и освобожденные по состоянию 1 июля 2001 г от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы уплачивают налог на добычу полезных ископаемых с коэффициентом 0,7.
В переходных положениях закона предусмотрено внесение дополнений в части распределения поступлений по данному налогу между бюджетами разных уровней. Так, при добыче общераспространенных полезных ископаемых 100% поступлений от налога будут поступать в региональные бюджеты, а при добыче любых полезных ископаемых на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне - 100% зачисляется в федеральный бюджет; по твердым полезным ископаемым 60% будет поступать в региональный бюджет, 40% - в федеральный бюджет; при распределении поступлений данного налога по углеводородному сырью, за исключением сложно устроенных субъектов РФ, 20% будет поступать в региональный бюджет, 80% - в федеральный бюджет (для сложно устроенных регионов, таких как Тюменская, Архангельская и Пермская области, в федеральный бюджет будет поступать 74,5%, в бюджет автономного округа - 20%, в бюджет края, области - 5,5 проц).
Принятие нового закона о налоге на добычу полезных ископаемых нанесет удар по сырьевой базе России, считает президент российского геологического общества, бывший министр природных ресурсов Виктор Орлов. По его словам, законопроект "практически ликвидирует источник финансирования геологоразведочных работ". По его словам, новый закон "абсолютно не учитывает" где и в какой стадии освоения находится месторождение, не стимулирует работу на трудных месторождениях, уравнивая добытчиков вне зависимости от условий их работы.
Законопроект, дополняющий часть вторую Налогового кодекса главой о налогообложении СРП, может быть рассмотрен Госдумой весной 2002г, заявил председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Жуков. По его словам, к этому времени "будет хорошая возможность, чтобы свести в одну главу все, что касается налогообложения СРП". В настоящее время вопрос налогообложения СРП решается в различных законах.
Прочее
Министерство по налогам и сборам и Минфин в 2002 году начнут активную разработку законопроекта о транспортном налоге, сообщил глава МНС Геннадий Букаев. "Этот налог должен заменить в 2003 году налог на пользователей автомобильных дорог", - отметил он. "Надо думать, как компенсировать, в частности, бюджетам регионов потери от налога на пользователей автомобильных дорог в результате отмены этого налога с 1 января 2003 года", - сказал Г.Букаев. "Мы пока еще не обсуждали механизм взимания этого налога и расщепления его между бюджетами разных уровней", - подчеркнул министр.
Председатель бюджетного комитета Госдумы Александр Жуков считает необходимым провести налоговую амнистию для доходов граждан, сокрытых ранее от налогообложения или полученных с нарушениями валютного законодательства. "При слишком высоком налоговом бремени и запутанной налоговой системе, существовавших ранее, фактически невозможно было в соответствии с законом уплатить все налоги", - сказал он, подчеркнув, что сейчас надо гражданам дать возможность вернуть такие деньги в Россию, заплатив налог на доход в размере 13%. По его словам, налоговая амнистия могла бы пойти на пользу бюджету и увеличить приток инвестиций в экономику.
Ставка налога на имущество физических лиц должна быть увеличена, а сам налог дифференцирован в зависимости от вида имуществ. Об этом на пресс-конференции заявил директор НИИ развития налоговой системы, бывший заместитель главы Министерства по налогам и сборам Дмитрий Черник. По его словам, внесение изменений в налогообложение имущества физлиц должны быть одним из приоритетных направлений в дальнейшем проведении налоговой реформы в России. В настоящее время, сказал Д.Черник, с этим налогом существует огромное количество проблем - в России миллионы неучтенного имущества, огромное количество недостроенного имущества. По его мнению, необходимо принять все меры, чтобы упорядочить налогообложение этого имущества, вести систему учета, а также оценку для целей налогообложения и привести в соответствие с реалиями налог на имущество, так как ставка, существующая сейчас, крайне низка. Налог на имущество физлиц в настоящее время составляет от 0 до 2%, которые начинают взиматься с налогооблагаемой базы, превышающей 500 тыс руб.
Мэр Москвы Юрий Лужков предложил установить в единый механизм налогообложения предприятий малого бизнеса. Как сообщил глава департамента развития и поддержки малого предпринимательства столицы Евгений Егоров, предложения на этот счет столичный градоначальник представил президенту Владимиру Путину. По словам Е.Егорова, в России сегодня действуют три различных системы налогообложения малых предприятий, включая единый налог на вмененный доход. Москва, отметил он, предлагает унифицировать налогообложение предприятий малого бизнеса, сделав "его более понятным и прозрачным". Е.Егоров подчеркнул, что по итогам встречи с мэром Москвы глава государства поручил правительству включить во вторую часть Налогового кодекса отдельную статью, посвященную малому предпринимательству. По мнению столичных властей, налоги необходимо взимать либо с совокупного дохода малых предприятий, либо с оборота. "Единый налог на вмененный доход, с нашей точки зрения, неприемлем, поскольку размер дохода будут определять чиновники, а это может привести к административному произволу", - отметил Е.Егоров.
Госдума на пленарном заседании создала согласительную комиссию для доработки закона о налогообложении сельскохозяйственных товаропроизводителей. Документ предусматривает введение на региональном уровне единого сельскохозяйственного налога. Лица, перешедшие на его уплату, освобождаются от уплаты части действующих налогов и сборов. Закон был принят Госдумой 4 апреля и отклонен Советом Федерации 16 мая 2001г.
Президент Владимир Путин распорядился приступить к взиманию косвенных налогов в торговле с государствами, входящими в СНГ, по стране назначения. По данным экспертов, на страны СНГ приходится в настоящее время 34% импорта из России.
Методы сбора налогов
Финансовая разведка
Работа Федеральной службы налоговой полиции России должна совершенствоваться за счет улучшения аналитической и информационной деятельности. Об этом сказал директор ФСНП Михаил Фрадков на совещании, посвященном итогам работы органов налоговой полиции Сибирского федерального округа в 1-ом полугодии 2001 года. Для этого, по его словам, было принято решение о создании специального аналитического управления ФСНП и придания статуса главного управления информационному подразделению, что позволит поднять на качественно новый уровень оперативную и следственную работу.
В России в ближайшее время будет создан специальный федеральный орган, имеющий функции "финансовой разведки", заявил заместитель секретаря Совета Безопасности Вячеслав Солтаганов, выступая на заседании Национального инвестиционного совета, посвященном проблеме борьбы с легализацией (отмыванием) незаконно полученных денежных средств. В.Солтаганов напомнил, что в настоящее время в Минфине согласовывается разработанный рядом ведомств проект концепции государственного финансового контроля в России. Он уточнил, что согласно этому проекту предполагается создание "единого федерального органа", который бы аккумулировал и анализировал все экономические данные о денежных потоках в России.
Финансовая разведка в России должна создаваться не при правоохранительных органах и не при Центральном банке России. Такую точку зрения высказал в беседе с журналистами вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. Он не исключил возможности, что такой уполномоченный орган может быть создан при Министерстве финансов.
Налоговый учет
Столичные налоговые органы намерены в ближайшие годы ввести налоговый паспорт москвича. "В ближайшие 2-3 года каждый москвич будет иметь свою "налоговую историю", в которой будут зафиксированы все доходы и расходы граждан, это будет своеобразный "бухгалтерский баланс" гражданина", сказал руководитель московского управления министерства РФ по налогам и сборам Геннадий Горбунов. Кроме того, по его словам, в таком налоговом паспорте будет учитываться "совокупный семейный доход граждан, что поможет более точно рассчитывать адресную помощь для москвичей". По мнению Г.Горбунова, "те, кто в состоянии, должны платить коммунальные услуги полностью, а вот семьи с низким доходом пусть получают дотации государства".
Управление Министерства по налогам и сборам (УМНС) по г.Москве планирует в конце 2001 года полностью ввести в эксплуатацию автоматизированную информационную систему "Налог-2. Москва", позволяющую вести комплексную обработку данных и учет налоговых поступлений в бюджет. "Введение такой программы в Москве обеспечит прозрачность движения платежей по всем видам налогов и сборов, которые осуществляют физические и юридические лица, в том числе производить выборку данных по интересующим налоговые органы вопросам", - сказал руководитель управления столичного УМНС Геннадий Горбунов. При этом, будет обеспечена надежная защита информации от несанкционированного доступа, подчеркнул он. В настоящее время московское налоговое управление располагает полученными от работодателей сведениями о доходах более 9 млн граждан. В Москве проводится эксперимент по сдаче отчетности в электронном виде, напомнил Г.Горбунов. В работе участвуют 7 территориальных налоговых инспекций и свыше 600 крупных налогоплательщиков. После проведения первого этапа эксперимента предполагается значительно расширить количество его участников, сообщил руководитель управления.
Налоговая амнистия и реструктуризация задолженности
Председатель бюджетного комитета Госдумы Александр Жуков считает необходимым провести налоговую амнистию для доходов граждан, сокрытых ранее от налогообложения или полученных с нарушениями валютного законодательства. "При слишком высоком налоговом бремени и запутанной налоговой системе, существовавших ранее, фактически невозможно было в соответствии с законом уплатить все налоги", - сказал он, подчеркнув, что сейчас надо гражданам дать возможность вернуть такие деньги в Россию, заплатив налог на доход в размере 13%. По его словам, налоговая амнистия могла бы пойти на пользу бюджету и увеличить приток инвестиций в экономику. "Мы обсуждали возможность таких мер при рассмотрении закона "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем", была достаточно большая дискуссия относительно того, какие доходы считать преступными, и если сначала правительство настаивало на отнесении к этой категории средств, которые были получены в результате неуплаты налогов или нарушения валютного законодательства, то в конечном итоге правительство согласилось, что мы должны не противодействовать, а способствовать легализации такого рода доходов", - сказал А.Жуков.
Рабочая группа Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) направила в министерство по налогам и сборам свои рекомендации по внесению изменений и дополнений в постановление правительства о реструктуризации кредиторской задолженности предприятий. В рабочей группе РСПП по налоговой реформе и либерализации валютного законодательства полагают, что предлагаемые изменения и дополнения должны упростить процедуру подачи документов и принятия решения о реструктуризации, а также избежать возможности двояких толкований и злоупотреблений. Предложения союза, в частности, предусматривают, что налоговый орган не вправе отказывать налогоплательщику в реструктуризации задолженности по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам при условии предоставления всех необходимых документов. В случае досрочного погашения задолженности срок проведения реструктуризации должен сокращаться, пропорционально должна уменьшаться и сумма ежеквартальных процентов, начисляемых на размер реструктурируемой задолженности.
Кроме того, по мнению экспертов рабочей группы, суммы налогов и сборов, доначисленные по актам проверок налоговыми органами, и которые оспариваются налогоплательщиком в судебном порядке, до вступления решения суда в законную силу не должны включаться в текущую задолженность по налогам и сборам.
Минфин предлагает ограничить в 2002 году предоставление налогоплательщикам отсрочек и рассрочек по налоговым платежам в федеральный бюджет, а также предоставление налоговых кредитов, сохранив их общую сумму на уровне 2001 года в объеме 2 млрд руб. Минфин обосновывает свое предложение тем, что такая мера позволит сократить потери доходов федерального бюджета.
Прочее
Продолжается практика давления на налоговых недоимщиков вне юридических процедур. В частности, МНС предпочитает лишать экспортеров нефти доступа к трубе, а не обращаться в суд и возбуждать процедуру банкротства. Министерство по налогам и сборам подготовило список из 57 организаций-экспортеров нефти, имеющих недоимку по федеральным налогам и сборам по состоянию на 1 июня 2001г., экспорт нефти которых подлежит сокращению. Об этом сообщил источник, близкий к министерству. В том числе, в список вошли "Астраханьгазпром", "Севергазпром", "Сургутгазпром", "Петросах", "Якутгазпром", "Роспан Интернешенл", "Калмнефть", Удмуртская нефтяная компания, "Пурнефтегазгеология". Вопрос об ограничении экспорта нефти организаций-должников будет рассмотрен на правительственной комиссии по доступу к системе магистральных нефтегазопроводов.
Министр по налогам и сборам Геннадий Букаев в течение этого года планирует завершить структурную перестройку ведомства. В частности, планируется разработать и ввести единый тип структуры территориальных инспекций. При этом малоэффективные инспекции (численностью менее 15 человек) будут сокращены, а вместо них созданы межрайонные инспекции (с численностью свыше 40 человек). Г.Букаев напомнил, что в настоящее время в целом по России насчитывается порядка 2,5 тыс территориальных налоговых инспекций, а численность сотрудников налоговых органов составляет примерно 161 тыс человек.
Руководитель Управления Министерства по налогам и сборам по Москве Геннадий Горбунов считает целесообразным создать специальное подразделение по рассмотрению в досудебном порядке споров, возникших между налогоплательщиками и налоговыми органами. "Мы будем стараться не доводить налоговые споры до суда, а на стадии досудебного разбирательства достигать юридически обоснованного компромисса", - сказал он. Если взаимоприемлемого "правового консенсуса" не будет найдено, налоговые органы будут обращаться в суд, уточнил Г.Горбунов. По данным МНС, в настоящее время 90% налоговых споров разрешаются с помощью судебных органов, и только 10% - в досудебном порядке. Г.Горбунов также подтвердил готовность московских налоговиков активно работать с судебными органами, поскольку "и суды, и налоговые органы стоят на защите экономической безопасности страны".
Налогообложение ТЭК
13 июля Госдума в третьем чтении приняла законопроект о реформе налогообложения природных ресурсов и законодательном закреплении экспортных пошлин на нефть. 20 июля закон был одобрен Советом Федерации. Суть принятого законопроекта заключается в следующем: действующие сейчас налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, роялти, а также акцизы на нефть с 1 января 2002 года объединяются в налог на добычу полезных ископаемых; законодательно закрепляется шкала экспортных пошлин на нефть, в рамках которой правительство сможет самостоятельно устанавливать конкретные ставки пошлин. Таков итог компромисса думского нефтяного лобби с правительством.
Тем самым нефтяники добились законодательного закрепления ставок экспортных пошлин. Несмотря на жесткое сопротивление Белого дома, депутатам все-таки удалось связать правительству руки, а значит, произвольно менять ставки пошлин оно уже не сможет. Кроме того, руки теперь связаны и у местных чиновников, так как больше они не смогут самостоятельно устанавливать недропользователям ставки роялти, как это происходит сейчас,- все уже установлено в законе. По оценке экспертов бюджетного комитета Госдумы, введение новой системы налогообложения недропользователей сулит бюджету неплохие дивиденды. В первую очередь за счет увеличения налоговой нагрузки на нефтяные компании. Так, по расчетам экспертов, при сохранении действующих мировых цен на нефть в следующем году нефтяники будут обязаны заплатить с каждой добытой тонны нефти на $10 больше, чем сейчас. И дополнительные доходы бюджета только от нефтяных компаний могут составить более 100 млрд рублей.
Совет Федерации одобрил федеральный закон "О внесении изменений в федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции", предусматривающий возможность "прямого" раздела такой продукции. В соответствии с документом, выплата инвесторам всех федеральных и местных налогов и сборов (за исключением единого социального налога) в рамках режима СРП может заменяться прямым разделом произведенной продукции между государством и иностранным участником. Однако, в соответствии с утвержденными поправками, инвестор имеет право сделать выбор в пользу новой или старой схемы. Предусматривается также, что определенная часть технологического оборудования для добычи полезных ископаемых и их переработки закупаемого инвестором, должна производиться на территории России. Как было отмечено на заседании, новая схема представляет собой более простой механизм по сравнению с действующим, и будет способствовать увеличению притока иностранных инвестиций в российскую экономику. По оценке правительства, доходы государства при заключении соглашения о разделе продукции по новой схеме могут увеличиться примерно на 150-160 млрд руб за 10 лет.
Финансовое регулирование
Совет Федерации 20 июля одобрил закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ, затрагивающие вопросы валютного регулирования". Документ направлен на снижение нормы обязательной продажи валютной выручки с 75 до 50%, а также на упрощение и упорядочение валютного законодательства путем сосредоточения в законе "О валютном регулировании и валютном контроле" основных норм, касающихся этой области.
Председатель бюджетного комитета Госдумы Александр Жуков на заседании Госдумы выступил с заявлением, в котором назвал "недопустимым", когда на международном уровне председатель правительства РФ Михаил Касьянов сделает заявление о том, что норматив продажи валютной выручки будет снижен до 50%, а глава Центробанка Виктор Геращенко высказывается против таких изменений. А.Жуков сообщил, что, вероятнее всего, комитет будет вынужден обратиться к президенту Владимиру Путину с просьбой определить свою позицию по этому вопросу, когда закон будет направлен к нему на подпись.
С начала года золотовалютные резервы России выросли с 28 млрд долл. до 36 млрд долл., или на 28,6%.
Рост темпов инфляции в России происходит не из-за неправильной монетарной политики, а из-за структурных реформ, в том числе в РАО "ЕЭС" и ЖКХ, которые приводят к увеличению коммунальных платежей. Такое мнение высказал председатель Банка России Виктор Геращенко. Глава ЦБ пояснил, что относительно высокий показатель инфляции в первом квартале в 7,1% был обусловлен, в частности, более чем семипроцентным ростом стоимости основных продуктов питания, ростом коммунальных платежей на 18% и ростом на 11,5% оплаты пассажирских перевозок.
Минэкономразвития считает основными причинами высоких темпов инфляции на потребительском рынке России в начале нынешнего года существенный рост денежной массы в 2000 году, который был вызван значительным притоком иностранной валюты, а также увеличением темпов роста тарифов на платные услуги населению. Рост тарифов на услуги населению эксперты министерства объясняют в значительной мере повышением расценок "на дотируемые услуги жилищно-коммунального хозяйства и услуги естественных монополий, отпускаемые населению". Среди других причин инфляции Минэкономразвития называет также повышенные инфляционные ожидания в начале года "в связи с предполагаемой девальвацией рубля в условиях значительных объемов необходимых выплат по внешнему долгу". Инфляция в России в январе-мае 2001 года составила 10,9% против 6,8% в январе-мае 2000 года.
Глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Жуков заявил, что скорее всего уровень инфляции по итогам года будет несколько выше ожидаемого. Было бы большим успехом, если бы уровень инфляции по итогам года составил не более 20%, сказал Жуков.
Инфляция в целом за 2001 год составит не менее 18%, заявил директор института проблем глобализации Михаил Делягин. "Принципиальное нежелание правительства ограничивать произвол монополий привело к тому, что в первой половине 2001 года инфляция превысила прошлогодний уровень более чем на треть, достигнув 12,7%, а в целом за 2001 год она совершенно точно составит не менее 18%", - отметил экономист. Он считает, что "в апреле-июне 2001 года основным "мотором инфляции" является удорожание продукции уже не естественных, а рыночных монополий - в первую очередь, сложившихся в сельхозпроизводстве и сфере реализации сельхозпродуктов ". Кроме того, отметил М.Делягин, "играют большую роль и ожидания новых повышений тарифов естественных монополий, подогреваемые разговорами о росте тарифов на электроэнергию в 2-2,2 раза, а внутренних тарифов на газ - в 2,4 раза в течение 4-5 лет".