будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 17, 2025
Хозяйство

Государственное регулирование экономики. Обзор девятый. 23 июля - 23 августа

Исполнитель - А.Никольский

Содержание

  • Введение
  • Перераспределение финансовых ресурсов государством и бюджетный процесс
    • Исполнение бюджета 2000 г.
    • Бюджет 2001 г.
    • Соотношение федерального и местных бюджетов
    • Прочее
  • Фискальное регулирование
    • Уровень налогообложения
      • Общая информация
      • Собираемость налогов
      • Подоходный и социальный налоги
      • НДС
      • Налоги с оборота
    • Методы сбора налогов
    • Налогообложение ТЭК и РАО ЕЭС
  • Финансовое регулирование
  • Регулирование в сфере малого бизнеса
  • Внешнеэкономическое и валютное регулирование
    • Общее внешнеэкономическое регулирование
    • Таможенные пошлины
    • Таможенное оформление
    • Внешнеэкономическое регулирование в сфере ТЭК
  • Нерыночные меры
  • Прочее регулирование


Введение

Важнейшим событием последнего времени стало утверждение четырех глав второй части Налогового кодекса Советом Федерации и подписание соответствующих документов Президентом Владимиром Путиным. Тем самым с 2001г. существенно уменьшается подоходный налог и вводится единый социальный налог с регрессивной шкалой, что, несомненно, окажет положительное влияние на развитие экономики.

В то же время, положительный эффект налоговой реформы может быть частично нивелирован двусмысленными заявлениями ряда чиновников о том, что подоходный налог снижен лишь временно. Вряд ли найдутся желающие "засветиться" и вывести доходы из тени, если через несколько лет ставки подоходного и социального налогов будут резко подняты.

Ряд данных говорит о том, что с введением в действие налогового кодекса фискальный гнет усилится. Так 24 июля первый заместитель министра финансов РФ С.Шаталов заявил, что сумма налоговых доходов в консолидированном бюджете 2001 г. ориентировочно составит 1,9 трлн. руб. (Прайм-ТАСС, 24.07.00 г.). Однако 1 августа С.Шаталов сообщил, что налоговые доходы консолидированного бюджета на 2001г. составят уже более 2 трлн. руб. По его словам, эта цифра учитывает принятый парламентом Налоговый кодекс (Прайм-ТАСС, 01.08.00 г.).

Кроме того, с принятием Налогового кодекса может ухудшиться положение малого бизнеса в связи с введением НДС для индивидуальных предпринимателей. Это может стать очередным ударом по малому бизнесу, а ведь количество малых предприятий и без того стремительно сокращается после введения вмененного налога.

Экономическая политика правительства в последнее время стала подвергаться критике в связи с пренебрежением интересами бизнес-сообщества. Так, заместитель комитета по бюджету и налогам Госдумы О.Дмитриева "принципиально" не согласна с программными установками Г.Грефа, который, по ее словам, выступает за создание крупных монополий, установление "определенных отношений между этими монополиями и государством" и "экономическую ликвидацию малого бизнеса". "Это вредно для экономики и для политики, поскольку монополизация экономики и отсутствие малого бизнеса - путь к монополистической диктатуре", - заявила депутат (Интерфакс, 29.07.00 г.).

Следует отметить, что одна из причин плохого инвестиционного климата в России - низкая предпринимательская активность и примитивный уровень менеджмента на большинстве промышленных предприятий. В этой связи развитие предпринимательства должно рассматриваться как одна из важнейших задач государства в сфере экономики.

Министр экономики Г.Греф считает, что темп начатых реформ не должен снижаться. Он заявил, что после доработки программы экономического и социального развития страны на ближайшее время правительство выделило 9 приоритетных задач в экономической политике, среди которых повышение эффективности налоговой и таможенной систем, реформирование естественных монополий и создание законодательства, стимулирующего инвестиции и предпринимательскую деятельность (Интерфакс, 31.07.00 г.). Важным этапом должна стать унификация таможенных пошлин. Однако, как сообщил Г.Греф на недавней пресс-конференции, таможенные инициативы являются лишь частью "качественно нового" пакета законопроектов, который к осени подготовит правительство. Среди этого пакета законопроектов Г.Греф назвал, прежде всего, бюджет на 2001 год, законопроекты по социальной политике, пенсионной реформе, концепцию реформирования МПС.

В настоящее время в правительстве обсуждается проект бюджета на 2001 год. Традиционно в процессе доработки сумма госбюджета увеличивается. Если 9 августа вице-премьер, министр финансов РФ А.Кудрин называл цифру 1187 млрд., то внесенный 17 августа Минфином в правительство вариант предусматривал 1193 млрд. руб. В процессе прохождения бюджета через Госдуму и Совет Федерации он может увеличиться еще сильнее. Уже сейчас председатель Счетной палаты РФ С.Степашин потребовал увеличить бюджет на 20%. В то же время в настоящее время скорость увеличения бюджета гораздо ниже, чем в предыдущие годы.В связи с принятием второй части Налогового кодекса и разработкой бюджета-2001 можно констатировать серьезное изменение положения с региональными финансами. Фактически федеральный центр намерен поставить под свой контроль две трети бюджетных финансовых потоков. При этом финансирование регионов останется на прежнем уровне - однако средства будут идти через центр. Больше всего пострадают "богатые" регионы, такие как Москва и Петербург, а выиграют те области, руководители которых наладили хорошие отношения с федеральной властью. С одной стороны, более равномерное распределение финансов по регионам сыграет положительную роль, в частности, уменьшатся задолженности региональных бюджетов по социальным обязательствам. С другой стороны, именно "богатые" регионы, где активно развивается частный бизнес и улучшается инвестиционный климат, являются "точками роста" новой, рыночной, современной экономики, с развитием которой связаны надежды на возрождение России.


Перераспределение финансовых ресурсов государством и бюджетный процесс

Исполнение бюджета 2000 г.

Федеральный бюджет-2000, в отличие от бюджетов предыдущих лет, в целом исполняется в соответствии с установленными заданиями. В то же время исполнение отдельных статей бюджета происходит неравномерно: некоторые расходные статьи финансируются на уровне немного ниже 100%, а некоторые - при значительном превышении уровня, установленного законом о бюджете на 2000 г. Ситуация с региональными финансами в целом хуже, чем с федеральными, и сильно меняется от региона к региону.

В то же время некоторые экономисты высказывают мнение, что бюджетная ситуация в последние месяцы несколько ухудшилась. В частности, увеличились долги по зарплате, ухудшилось финансирование ряда расходных статей. Однако это имеет и положительную сторону - расходы федерального бюджета сократились с 15,5% ВВП в 1 квартале до 15,3% ВВП во II квартале 2000 г. (Ведомости, 01.08.00 г.).

Предварительная оценка исполнения федерального бюджета в январе-июле 2000 г. показывает, что он исполнен с профицитом 67,3 млрд. руб., что составляет 12,8% от расходов или 1,9% ВВП. Первичный профицит составляет 176,1 млрд. руб., или 5% ВВП. По предварительной оценке, федеральный бюджет за 7 месяцев исполнен по доходам в сумме 592,5 млрд. руб. По расходам федеральный бюджет исполнен, по предварительным данным, в сумме 525,2 млрд. руб. Министерство по налогам и сборам в январе-июле 2000 г. мобилизовало в федеральный бюджет 372,3 млрд. руб., Государственный таможенный комитет - 190 млрд. руб. (Прайм-ТАСС, 01.08.00 г.).

Доходы федерального бюджета в июле 2000 г., согласно предварительной оценке Министерства финансов, составили 87,6 млрд. руб., расходы - 69,8 млрд. руб. В июле Минфин РФ направил чистых доходов на погашение внешнего долга в объеме 13,2 млрд. руб., а на погашение внутреннего долга - 4 млрд. руб. (Прайм-ТАСС, 01.08.00 г.)

Профицит консолидированного бюджета России в январе-мае 2000 года составил 108,2 млрд. рублей, тогда как в январе-мае 1999 г. дефицит составлял 30,9 млрд., сообщили в Госкомстате со ссылкой на данные Минфина РФ. Доходы консолидированного бюджета России в январе-мае 2000 года составили 717,7 млрд. рублей против 349,9 млрд. в январе-мае 1999 года. Из них налоговые доходы составили 617,0 млрд. рублей против 302,3 млрд. Расходы консолидированного бюджета достигли 609,5 млрд. рублей против 380,8 млрд. в январе-мае 1999 года.

В структуре доходов консолидированного бюджета России в январе-мае 2000 года на долю НДС пришлось 172,8 млрд. рублей (24,1%), налога на прибыль - 142,2 млрд. (19,8%), акцизов - 64,1 млрд. (8,9%), подоходного налога - 55,1 млрд. (7,7%). В структуре неналоговых доходов преобладали поступления от внешнеэкономической деятельности, составившие 10,0 млрд. рублей (1,4% общей суммы доходов), и доходы от государственного и муниципального имущества - 17,7 млрд. (2,5%). Безвозмездные перечисления в консолидированный бюджет составили 7,1 млрд. рублей, доходы целевых бюджетных фондов - 57,8 млрд.

В структуре расходов консолидированного бюджета России в январе-мае наибольшая сумма отчислений пришлась на социально-культурные мероприятия - 173,6 млрд. рублей (28,5% общей суммы), на обслуживание госдолга - 92,5 млрд. (15,2%), на национальную оборону - 70,1 млрд. (11,5%), на расходы целевых бюджетных фондов - 47,3 млрд. (7,8%), на правоохранительную деятельность и обеспечение госбезопасности - 42,6 млрд. (7,0%), на государственное управление и местное самоуправление - 23,8 млрд. (3,9%).

Между тем, по данным министерства РФ по налогам и сборам, поступления в консолидированный бюджет в январе-мае 2000 года составили 602,3 млрд. рублей (без учета поступлений в целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды - 512,2 млрд.), в том числе от НДС - 136,7 млрд., от налога на прибыль - 142,6 млрд., от подоходного налога - 54,9 млрд., от акцизов - 60,3 млрд.

Задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет на 1 июня 2000 года составила, по данным МНС, 554,8 млрд. рублей. Из этой суммы недоимка составила 477,6 млрд. рублей, отсроченные платежи - 67,1 млрд. рублей, остальная сумма - платежи, по которым наложен арест на имущество должников. (Интерфакс, 31.07.00 г.).

Премьер М.Касьянов, выступая 16 августа, отметил существенный рост доходов федерального бюджета. Так, если в 1997 году доходы федерального бюджета составляли 12% ВВП, из которых 10% приходились на налоговые платежи, то сегодня доходы бюджета составляют 17% ВВП, из которых 15% - налоговые поступления. Рост доходов бюджета происходит за счет улучшения собираемости налоговых платежей. Существенно улучшается и уровень поступления доходов от таможенных сборов. М.Касьянов подчеркнул, что в этом году удалось существенно сократить объем расходов на обслуживание госдолга. Если в 1997 году расходы на эти цели составляли 4,6% ВВП, сегодня они чуть превышают 3% ВВП. Это, по словам российского премьера, стало возможным, в частности, благодаря реструктуризации внешнего долга. (Интерфакс, 17.08.00 г.).

Бюджет 2001 г.

Бюджетная конструкция будущего года выглядит вполне реалистично. При этом правительство мудро оставило себе достаточную свободу маневра, чтобы при необходимости пойти навстречу запросам думцев, - и при этом не разрушить всю конструкцию бюджета.

Однако экономическая и финансовая ситуация в России (и вокруг нее) по-прежнему таит в себе риски, опасные для любого российского бюджета. Помимо экспортных доходов, которые сильно зависят от изменчивой конъюнктуры мирового рынка, проблемой остаются выплаты по госдолгу. Россия в 2001 году предполагает отдать зарубежным кредиторам не более $10,5-11,5 млрд. Правда, на такую сумму выплат Россия рассчитывает с учетом договоренностей о реструктуризации долга и процентных платежей на следующий год с Парижским клубом. Без этого, по экспертным оценкам, выплаты по внешним долгам должны составить уже $14,5 млрд. руб., а это почти 40% планируемых расходов бюджета. Парижский же клуб пока не горит желанием идти навстречу России, да и в самом правительстве, похоже, пока не сформировались окончательные переговорные позиции. Неясность в размерах платежей Парижскому клубу "не дает стабильности в экономическом прогнозировании", полагает глава бюджетного комитета Госдумы А.Жуков. По всей видимости, основным источником финансирования этих прогнозируемых, но вполне могущих оказаться "непредвиденными" платежей будут внешние займы. По крайней мере, правительство не исключает возможности привлечь кредиты МВФ в размере до $2 млрд. и кредиты Всемирного Банка на сумму до $900 млн. Помимо внешней задолженности, существует еще и внутренняя. На 2001 год приходится пик выплат по ОФЗ, общий объем которых оценивается в более чем в 100 млрд. рублей или примерно в $3,5 млрд.

Еще один фактор неопределенности - темпы экономического роста в стране. ВВП-2001 запланирован в объеме 7,75 трлн. рублей, тогда как в первых расчетах предполагалась цифра в 6,8 трлн. "Мне кажется, что Минфин и Минэкономики попали в политическую ловушку, потому что пообещали президенту темп роста экономики на уровне 4,5%. Однако похоже, что в следующем году темпы роста будут значительно ниже, чем в этом, - примерно 1,5-2 процента. Поэтому сейчас правительство занижает номинальный размер ВВП 2000 года, чтобы выйти на приличные высоты роста ВВП в будущем году", - считает руководитель "Центра развития", бывший первый зампред Банка России С.Алексашенко.

Вопросы у экспертов вызывает и заложенный в бюджете показатель инфляции - 12%. По оценке С.Алексашенко, ее уровень по итогам 2001 года составит никак не менее 15%. Правда, это как раз создаст дополнительные доходы для бюджета, поэтому заниженный рост цен можно считать маленькой "военной хитростью" правительства.

Ожидая баталий с депутатами, правительство решило подстраховаться и по такому показателю, как объем доходов. По мнению экспертов, Минфин максимально осторожно оценил этот показатель. В предложенном проекте доходы планируются в 16% ВВП, тогда как в последние месяцы это соотношение было существенно выше - в мае доходы бюджета составили более 19% ВВП, в июне и июле - около 18% ВВП. Часть этого резерва в определенный момент может быть эффектно пожертвована в дискуссии с депутатами, которые потом с чистой совестью смогут заявить избирателям, что "выбили" из правительства дополнительные расходы на социальные и другие нужды (Интерфакс, 10.08.00 г.).

Доходы федерального бюджета в 2001 году составят более 1,2 трлн. рублей, сообщил 8 августа источник, близкий к правительству РФ. "Бюджет планируется сделать сбалансированным, поэтому его расходная часть также составит 1,2 трлн. рублей", - сказал источник. В то же время он подчеркнул, что правительство рассчитывает получить в 2001 году первичный профицит на уровне 4% ВВП (310 млрд. рублей) (Интерфакс, 08.08.00 г.).

Доходы и расходы федерального бюджета на 2001г. составят по 1 трлн. 187 млрд. руб., первичный профицит - 3,1% ВВП. Об этом 9 августа сообщил вице-премьер, министр финансов РФ А.Кудрин. "Эти параметры будут в дальнейшем уточняться на коллегии Минфина и в правительстве. Однако, это является нашим прогнозом по исполнению бюджета на следующий год", - заявил А.Кудрин. Он отметил, что ВВП на 2001 г. запланирован в объеме 7,75 трлн. руб., дефлятор ВВП - 115,5%, инфляция - 12%. В проект бюджета на следующий год правительство РФ закладывает возможные цены на нефть в размере $18-19 за баррель, что является "очень осторожным" прогнозом (Прайм-ТАСС, 09.08.00 г.).

Министерство финансов России 17 августа направило проект бюджета на 2001 год в правительство. Доходы и расходы проекта федерального бюджета на 2001 г. в окончательном варианте Минфина увеличены до 1193,5 млрд. руб. или 15,4% к ВВП. Расчетный среднегодовой курс рубля остался на уровне 30 руб./$1 (ИТАР-ТАСС, 18.08.00 г.).

22 августа проект бюджета был одобрен правительством РФ.

Налоговые доходы федерального бюджета-2001 прогнозируются на уровне 1 трлн. 117 млрд. 900 млн. рублей. Такие данные содержатся в материалах министерства финансов РФ. Согласно материалам, 189 млрд. рублей планируется получить за счет сбора налога на прибыль, 699 млрд. 635 млн. рублей за счет налога на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы. Поступление 37 млрд. 184 млн. в бюджет должны обеспечить платежи за пользование природными ресурсами, 186 млрд. 838 млн. рублей составят налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции. Неналоговые доходы в проекте бюджета-2001 запланированы в объеме 61 млрд. 689 млн. рублей. Еще 13 млрд. 893 млн. рублей должны составить доходы целевых бюджетных фондов (Интерфакс, 21.08.00 г.).

Расходы на оборону увеличатся до 2,66% ВВП (в 2000г. - 2,39% ВВП), на правоохранительную деятельность - до 1,67% ВВП (в 2000г. - 1,37% ВВП). Расходы на образование составят 0,59% ВВП, здравоохранение - 0,27% ВВП, культуру - 0,08% ВВП (Прайм-ТАСС, 18.08.00 г.). Вице-премьер правительства РФ, министр финансов Алексей Кудрин заявил 22 августа, что доля валового продукта, идущего на финансирование российской армии, будет ежегодно увеличиваться (Интерфакс, 22.08.00 г.).

Доходы консолидированного бюджета РФ в 2001 году составят, как планируется, 2 трлн. 073 млрд. рублей, сообщила замминистра финансов Татьяна Голикова на заседании трехсторонней комиссии правительства, Совета Федерации и Государственной Думы, которая рассмотрела проект бюджета 21 августа. По ее данным, расходы консолидированного бюджета РФ также составят 2 трлн. 073 млрд. рублей. Доходы бюджетов субъектов Федерации в следующем году планируются в сумме 879,8 млрд. рублей (Интерфакс, 21.08.00 г.).

Расходы консолидированного бюджета 2001 г. на социальную политику предусмотрены в сумме 261 млрд. руб., на обслуживание государственного долга - 243 млрд. руб., на образование - 225 млрд. руб., на национальную оборону - 206 млрд. руб., на здравоохранение - 170 млрд. руб., на правоохранительную деятельность - 164 млрд. руб. (Интерфакс, 22.08.00 г.).

Основные макроэкономические параметры проекта бюджета на 2001 будут пересмотрены с учетом изменения экономической динамики последних месяцев. Как сообщил министр экономического развития и торговли Г.Греф, это касается показателей годовой инфляции, темпов роста ВВП и валютного курса. Г.Греф отметил также, что по итогам 2000 года экономический рост не превысит 5,5%, так как во втором полугодии динамика роста производства будет не такой благоприятной, как в первом. По его мнению, в будущем году темпы роста должны снизиться по сравнению с текущим годом (Интерфакс, 31.07.00 г.).

А.Кудрин сообщил, что правительство РФ планирует в будущем году привлечь на внутреннем рынке 107 млрд. руб. и одновременно погасить свои обязательства на сумму 98,9 млрд. руб. (Прайм-ТАСС, 09.08.00 г.).

Россия выплатит в 2001г. по внешнему долгу 14,5 млрд. долл., заявил вице-премьер, министр финансов РФ А.Кудрин. По словам вице-премьера, объем внешнего долга России на 1 января 2001г. составит 158 млрд. долл. Этот показатель незначительно отличается от нынешнего уровня. А.Кудрин подчеркнул, что в целом долговая политика России в будущем году будет направлена не на увеличение, а на сокращение сумм внешнего долга (Прайм-ТАСС, 09.08.00 г.).

В 2001 году Россия планирует привлечь 4,795 млрд. долларов иностранных кредитов, из которых 1,75 млрд. долларов составят кредиты по линии МВФ, сообщили в Минфине (Интерфакс, 21.08.00 г.).

Соотношение федерального и местных бюджетов

Бюджетная и налоговая реформа предусматривает перераспределение бюджетных финансовых потоков в пользу федерального центра. Региональные финансы при этом не уменьшатся, однако частично окажутся под федеральным контролем. В результате финансовое обеспечение регионов станет более равномерным, кроме того, целевое расходование бюджетных средств в регионах станет более прозрачным.

Соотношение доходов федерального центра и регионов с учетом субвенций и компенсаций составит в 2001 году 51,6% к 48,4%. Об этом заявил вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин 9 августа. Он отметил, что такое соотношение получается в результате направления полностью в доходы региональных бюджетов средств из фонда компенсаций, формируемого за счет 15% НДС, ранее зачислявшегося в доходы субъектов, а также с учетом средств, направляемых на поддержку дорожного строительства на уровне 2000 г. "Это соотношение даже лучше, чем то, что есть в 2000 г., когда федеральный бюджет получат 52% доходов, а регионы - 48%, заявил А.Кудрин. Он отметил, что если к доходам регионов добавить еще 95 млрд. руб., предусмотренных к выделению в следующем году через фонд финансовой поддержки регионов, то соотношение доходов составит 43,4% в пользу федерального центра и 56,6% - в пользу субъектов РФ. А.Кудрин также отметил, что впервые в этом году расходы регионов будут выше расходов федерального бюджета, так как федеральный бюджет несет на себе бремя по выплате внешних долгов и с учетом этого меньше средств может быть выделено на процентные расходы (Прайм-ТАСС, 09.08.00 г.).

Соотношение распределения налоговых доходов между центром и регионами будет установлено в следующем году на уровне 56,4% и 43,6%, заявил первый заместитель министерства финансов РФ А.Улюкаев 10 августа. При этом он подчеркнул, что 15% НДС будет зачисляться в фонд компенсаций, из которого 71 млрд. рублей будет распределяться между регионами в зависимости от потребностей на финансирование социальных выплат. А.Улюкаев сообщил, что фонд финансовой поддержки регионов будет увеличен в следующем году до 98 млрд. рублей. В 2000 году его объем равен 57 млрд. рублей. Кроме того, в бюджеты регионов будут перечислены средства из фонда субвенций на дорожное строительство. Объем фонда составит 23 млрд. рублей, сказал Улюкаев, отметив, что из фонда субвенций будет компенсироваться отмена поступлений оборотного налога в региональные дорожные фонды.

По словам первого замминистра, повышенное внимание в следующем году будет уделено оздоровлению финансовой системы регионов, для чего регионам будут выделены дополнительные средства из специального бюджетного фонда - фонда развития региональных финансов. Средства будут выделяться тем регионам, которые возьмут на себя обязательства по оздоровлению системы региональных финансов (Интерфакс, 10.08.00 г.).

Доходы консолидированного бюджета РФ в 2001 году составят, как планируется, 2 трлн. 073 млрд. рублей, сообщила замминистра финансов Татьяна Голикова на заседании трехсторонней комиссии правительства, Совета Федерации и Государственной Думы, которая рассмотрела проект бюджета 21 августа. Доходы бюджетов субъектов Федерации в следующем году планируются в сумме 879,8 млрд. рублей. Иными словами, на регионы придется 42% финансовых средств, а на центр - 58%.

Однако с учетом планируемого перераспределения 15% НДС через Фонд компенсационной поддержки субъектам Федерации распределение доходов между федеральным и региональными бюджетами в 2001 году составит 52,8% к 47,2%, сообщила Голикова. В проекте консолидированного бюджета-2001 финансирование дорожного хозяйства РФ определено в сумме 133,5 млрд. рублей. В проекте федерального бюджета на следующий год эта сумма запланирована в размере 48,7 млрд. рублей, сказала замминистра финансов РФ (Интерфакс, 21.08.00 г.).

Правительство РФ при формировании проекта бюджета на 2001 год предусмотрело ряд мер, которые позволят не допустить существенного снижения доходов региональных бюджетов в связи с планируемым введением в действие в начале будущего года второй части Налогового кодекса, заявил вице-премьер РФ, министр финансов А.Кудрин 26 июля.

Он отметил, что, в частности, предлагаемая правительством отмена действующего в регионах налога с предприятий на содержание жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в первом квартале 2001 года может быть компенсирована за счет дополнительных трансфертов из фонда финансовой поддержки субъектов Федерации. "Это позволит обеспечить оперативное финансирование ЖКХ зимой и обеспечить плавный переход на новую налоговую систему", - подчеркнул вице-премьер.

Вице-премьер также отметил, что в 2001 году правительство не планирует снижать расходы на дорожное строительство по сравнению с уровнем текущего года, несмотря на решение об отмене фактически всех оборотных налогов. Объемы дорожного строительства в 2001 году составят 130 млрд. рублей, добавил он. А.Кудрин сообщил, что в следующем году в Дорожный фонд субъектов Федерации будет поступать оставшийся 1% оборотного налога, а также налог с владельцев автотранспортных средств. Кроме того, правительство будет выделять субвенции регионам на дорожное строительство за счет доходов, полученных от повышения акцизов на бензин.

По словам А.Кудрина, предусмотренная новым Налоговым кодексом отмена льгот военнослужащим, судьям, работникам прокуратуры и госслужащим позволит обеспечить дополнительное финансирование регионов в размере 6,5 млрд. рублей. Кроме того, отмена льгот по подоходному налогу для этих категорий граждан даст регионам дополнительно 6 млрд. рублей.

В настоящее время, отметил вице-премьер, 60% всех налоговых поступлений сосредоточено в 12-ти субъектах Федерации, и поэтому правительство в следующем году планирует перейти на новую систему распределения доходов и расходов бюджета. Действующую систему межбюджетных отношений А.Кудрин назвал "несправедливой", поскольку граждане, проживающие в наименее обеспеченных регионах, оказываются наименее социально защищены. Таким образом, "государство сейчас не может обеспечить единое социальное пространство в стране", отметил он.

Вице-премьер отметил, что предлагаемое правительством зачисление 15% НДС в федеральный бюджет будет направлено в доходы компенсационного фонда, а потом перераспределено всем субъектам Федерации для финансирования важных федеральных социальных законов (Интерфакс, 26.07.00 г.).

Российское дорожное агентство приостановило финансирование 20 субъектов РФ в связи с выявлением фактов нецелевого использования средств территориальных дорожных фондов, сообщается в пресс-релизе управления по связям с общественностью агентства. Финансирование не возобновится до устранения выявленных нарушений. Факты нецелевого использования средств территориальных дорожных фондов обнаружены: в Республике Карелия, Архангельской области, Ненецком автономном округе, Ленинградской, Владимирской, Рязанской, Тверской, Ярославской областях, Республике Мордовия, Нижегородской, Липецкой, Волгоградской, Саратовской, Ростовской, Челябинской областях, Алтайском крае, Республике Бурятия, Иркутской области и Приморском крае (Прайм-ТАСС, 08.08.00 г.).

Администрация Орловской области за 6 месяцев текущего года незаконно изъяла из федерального бюджета более 500 млн. рублей, которые должны были поступить в казну в виде налоговых платежей, сообщили в правительстве РФ. Такие данные были получены в ходе анализа исполнения федерального бюджета за 6 месяцев, проведенного Минфином РФ. Источник отметил, что потери федерального бюджета были вызваны тем, что Орловская область самовольно приостановила перечисление в бюджет части НДС. При этом источник в правительственных кругах обратил внимание, что большая часть распоряжений администрации Орловской области, на основании которых происходили такие изъятия, была подписана лично губернатором Е.Строевым. Источник также напомнил, что пока не урегулированными остаются отношения с Республиками Татарстан и Башкортостан, которые в нарушение бюджетного законодательства изъяли в 1998-1999 годах из федерального бюджета около 11 млрд. и 9,8 млрд. рублей соответственно (Интерфакс, 01.08.00 г.).

Прочее

Премьер М.Касьянов предложил пересмотреть целевые федеральные программы. Сокращение таких программ стало бы существенным шагом к тому, чтобы обязательства государства соответствовали его возможностям. Ни одна из действующих федеральных программ не дает существенного эффекта по ее исполнению, заявил премьер-министр РФ М.Касьянов 16 августа на заседании правительства РФ, на котором рассматривается вопрос о совершенствовании работы с федеральными целевыми программами. В настоящее время в России действует более 170 федеральных целевых программ, на которые бюджетом предусмотрено 50 млрд. рублей. "Эти средства размазываются по 170 программам, в результате чего растворяется сама цель их существования", - отметил М.Касьянов. Глава правительства выразил надежду, что министерство экономического развития и торговли РФ, которое подготовило меры по совершенствованию работы с федеральными целевыми программами, ответит на вопросы "что с ними делать, по каким критериям они должны отбираться и в каких объемах финансироваться" (Интерфакс, 16.08.00 г.).

Подход к формированию федеральных целевых программ в России с 2002 года будет полностью пересмотрен, а их количество будет существенно сокращено - примерно до 20-30, заявил министр экономического развития и торговли Герман Греф 17 августа. В 2001 году, сообщил Г.Греф, в России будет действовать 72 федеральные целевые программы, а их финансирование составит до 50 млрд. рублей. Действие 92 федеральных целевых программ будет приостановлено. До 1 октября Минэкономторг должен представить в правительство критерии и приоритеты в формировании и отборе федеральных целевых программ. К приоритетам, по словам Г.Грефа, будут относиться производственная инфраструктура, образование, культура, экология, развитие средств телекоммуникаций и новых технологий (Интерфакс, 17.08.00 г.).

Межведомственная правительственная комиссия приступила к пересмотру социальных льгот, право на которые имеют более 100 миллионов граждан РФ. Суммарная "стоимость" этих льгот составляет 600 миллиардов рублей. Об этом сообщил 23 августа министр труда и социального развития РФ Александр Починок после завершения первого заседания возглавляемой им Межведомственной комиссии по разработке программы реформирования системы социальных льгот. Он подчеркнул, что комиссия в этом году должна "навести полный порядок с льготами и внести предложения в правительство", которое, в свою очередь, рассмотрев их, внесет пакет соответствующих предложений в Госдуму и предусмотрит выделение необходимых средств в проектах федерального бюджета на 2002 и последующие годы. На заседании 23 августа комиссия решила предложить заменить льготы по оплате жилья и коммунальных услуг денежными компенсациями. Предлагается ввести прямые денежные компенсации тем, кто имеет право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг по долгу службы (Интерфакс, 23.08.00 г.).


Фискальное регулирование

Уровень налогообложения

Общая информация

Совет Федерации на пленарном заседании 26 июля одобрил четыре главы второй части Налогового кодекса РФ - о подоходном налоге, едином социальном налоге, НДС и акцизах, принятых Госдумой 19 июля. Закон о подоходном налоге устанавливает единую ставку в размере 13%. Ставкой 35% будут облагаться выигрыши в казино, страховые выплаты и доходы по банковским вкладам, ставка по которым превышает ставку рефинансирования ЦБ РФ для рублевых вкладов и 10% годовых для валютных. В законе предусмотрены необлагаемые подоходным налогом вычеты, в частности, на медицинское обслуживание - не более 25 тыс. рублей в год, на образование - не более 25 тыс. рублей на члена семьи. Подоходным налогом не облагаются пенсии, компенсационные выплаты, гранты, адресная социальная помощь.

Закон о едином социальном налоге устанавливает регрессивную шкалу налога. По ставке 35,6% будут облагаться годовые доходы, выплачиваемые работнику в объеме до 100 тыс. рублей, по ставке 20% - от 100 тыс. одного рубля до 300 тыс. рублей, 10% - от 300 тыс. одного рубля до 600 тыс. рублей, 5% - свыше 600 тыс. рублей. Закон объединяет выплаты во все внебюджетные фонды.

Закон о налоге на добавленную стоимость (НДС) устанавливает 20%-ную ставку НДС на все товары за исключением ряда продовольственных товаров и товаров для детей. На них устанавливается ставка НДС 10%. Закон сохраняет льготы для СМИ кроме льгот на услуги по распространению, подписке, перевозке и рассылке. Льготы не будут распространяться на издания рекламного и эротического характера. В нем также предусматривается, что с 1 июля 2001 года НДС при торговле со странами СНГ будет взиматься по стране назначения, за исключением НДС на нефть и газ.

Главу второй части Налогового кодекса об акцизах увеличивает акциз на спиртосодержащую продукцию (за исключением пива) на 5%. Акциз на пиво увеличивается на 10%. Акциз на табак повышается на 50%, на ювелирные изделия - на 5%. Ставка акциза на низкооктановый бензин увеличится до 1350 рублей за тонну (сейчас 450 рубле), на высокооктановый - до 1850 рублей за тонну (сейчас 585 рублей). Акциз на дизельное топливо составит 550 рублей за тонну, на моторное масло - 1500 рублей за тонну (Интерфакс, 26.07.00 г.).

Президент России Владимир Путин подписал 6 августа закон, которым вводится новый Налоговый кодекс. Подписание этого закона В.Путин считает "важнейшим событием в жизни страны". Он выразил благодарность всем тем, кто участвовал в разработке и продвижении нового Налогового кодекса через парламент (Прайм-ТАСС, 07.08.00 г.).

Новый налоговый кодекс будет принят целиком уже в следующем году, заявил 1 августа первый заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов. "Принятие первых четырех глав кодекса означает, что уже с января в стране будут благоприятные условия для экономического роста, - подчеркнул Шаталов. - Начиная с осени, работа над кодексом продолжится. В этом году правительство планирует принять еще несколько глав, в частности, налог на прибыль и имущественный налог". По словам Шаталова, налог на прибыль - "самая трудная глава, остальное все легче" (Аргументы и факты-Новости, 01.08.00 г.).

Министр Г.Греф полагает, что со снижением фискальной нагрузки необходимо "поспешить". "Осенью надо довести до конца вторую часть Налогового кодекса и внести поправки в первую часть - там напрашиваются не терпящие отлагательств коррективы", - подчеркнул он (Интерфакс, 31.07.00 г.).

Правительство РФ рассчитывает, что к концу текущего года собираемость налогов в РФ составит 85-90%, сообщил 2 августа первый заместитель министра финансов РФ С.Шаталов. Он подчеркнул, что в целом сейчас стратегической линией правительства является установление "чрезвычайно низкого единого подоходного налога" на уровне 13%, а также снижение налогового бремени в целом на долгосрочную перспективу. "Государство идет на резкое ослабление налоговой нагрузки, рассчитывая на большую лояльность налогоплательщиков", - добавил он (Интерфакс, 02.08.00 г.).

В 2001 году в Москве планируется увеличить ставку налога с продаж с 4% до 5%, установить местный 5% налог на прибыль предприятий, а также налог на вмененный доход. Как сообщил 8 августа первый заместитель руководителя департамента экономической политики и развития города Валерий Жаров, эти меры позволят частично компенсировать потери, которые понесет столица в результате налоговой реформы. В частности, по его оценке, региональный налог на прибыль принесет в муниципальный бюджет порядка 20 млрд. рублей.

С инициативой введения налога на вмененный доход выступил глава московского управления министерства по налогам и сборам Геннадий Горбунов. По его словам, налог, действующий в 75 российских регионах, позволит повысить собираемость подоходного налога в 2,5-3 раза. В свою очередь предприниматели, "уплатив налог, получат подобие охранной грамоты от официальных и неофициальных структур", отметил Г.Горбунов.

Мэр Москвы Юрий Лужков высказал мнение, что "этот налог нужно вводить, но вводить разумно, в пределах необходимости, а не по максимуму" (Интерфакс, 08.08.00 г.).

Собираемость налогов

Собираемость налогов, по оценке Минфина, в 2001 году превысит 84%, заявил первый заместитель министерства финансов РФ А.Улюкаев 10 августа. По его словам, увеличение собираемости налогов произойдет, в частности, за счет упразднения льгот закрытым административно- территориальным образованиям. Объем таких льгот в минувшем году составил, по данным Минфина, составил 86 млрд. рублей. (Интерфакс, 10.08.00 г.)

Министерство по налогам и сборам прогнозирует в 2000 году поступления в федеральный бюджет от подоходного налога в размере 23 млрд. рублей, что на 3 млрд. рублей превысит прошлогодний результат. Как полагает руководитель департамента налогообложения физических лиц МНС Игорь Кашин, с введением единой 13-процентной шкалы подоходного налога в 2001 году эти поступления возрастут еще более (Интерфакс, 15.08.00 г.).

Объем поступлений налога на прибыль в первом полугодии этого года в консолидированный бюджет РФ увеличился более чем в 2,2 раза по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, составив 176,9 млрд. рублей. Как сообщается в пресс-релизе министерства РФ по налогам и сборам, в федеральный бюджет мобилизовано 77,6 млрд. рублей налога на прибыль, что превышает показатель первого полугодия 1999 года более чем в 2,5 раза. Согласно информации МНС, удельный вес поступлений налога на прибыль в общем объеме поступлений в консолидированный бюджет составил 28% против 23% в январе-июне 1999 года (Интерфакс, 10.08.00 г.).

Крупнейшие налогоплательщики, в число которых входят ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", МПС и 18 нефтяных компаний, обеспечили в июле порядка трети всех налоговых поступлений в федеральный бюджет - более 18 млрд. руб. "живыми деньгами", сообщил источник в налоговых органах. По предварительным данным, МНС в июле мобилизовало в федеральный бюджет более 54 млрд. руб., что выше установленного задания почти на 14% (Прайм-ТАСС, 01.08.00 г.).

Подоходный и социальный налоги

Ряд крупных государственных чиновников заявили, что низкая ставка подоходного налога и регрессивная шкала социального налога - временное явление. Срок действия данных ставок назывался разный - от "8-10 лет" по словам министра экономики Г.Грефа и 3-х лет по словам вице-премьера В.Христенко до "долго это продолжаться не будет" в исполнении замминистра налогов В.Зубкова.

Правительство не имеет намерений повышать ставки подоходного и других основных налогов, предусмотренных новым Налоговым кодексом. Как сообщила пресс-служба министерства экономического развития и торговли, изменения 12-процентной ставки подоходного налога возможно лишь после 8-10 лет устойчивого роста экономики. "В то же время министр экономического развития и торговли никогда не называл максимальный срок действия 13-процентной ставки подоходного налога", - указывается в сообщении (Интерфакс, 29.09.00 г.).

Правительство РФ не намерено в ближайшие три года пересматривать единую ставку подоходного налога, заявил 31 июля вице-премьер РФ В.Христенко, комментируя появившиеся в СМИ сообщения о возможных планах правительства увеличить ставку этого налога. В.Христенко подчеркнул, что единая ставка подоходного налога предлагалась правительством для создания стимула для налогоплательщиков вывести доходы из тени. "Чтобы решить эту задачу потребуется не один год", - отметил вице-премьер 31 июля. Он также опроверг предположения о том, что, вводя 13-процентную ставку подоходного налога, кабинет министров намеревался "вывести на чистую воду" налогоплательщиков, чтобы затем увеличить налогообложение граждан. В то же время, В.Христенко заявил, что со временем "правительство, возможно, рассмотрит вопрос о введении вновь ступенчатой шкалы подоходного налога" (Прайм-ТАСС, 31.07.00 г.).

Первый заместитель министра финансов РФ С.Шаталов уверен, что единая ставка подоходного налога в размере 13% будет сохраняться в течение 5-10 лет. По словам Шаталова, "это является стратегическими установками правительства и пока эти установки не изменяются" (ИТАР-ТАСС, 01.08.00 г.).

Заместитель министра по налогам и сборам РФ, глава налогового управления по Санкт-Петербургу В.Зубков считает установление единой 13-процентной ставки подоходного налога временной мерой. По мнению В.Зубкова, "нельзя уравнивать тех, кто имеет 30 тыс. рублей дохода в год и того, кто получает 30 миллионов". "Я считаю, что это несправедливо", - заявил представитель МНС. В.Зубков считает, что введение единой ставки является сегодня "шагом навстречу тем, кто раньше скрывал свои доходы и налогов не платил". "Ставка в 13% позволит им вывести свои деньги из тени и легализовать их, заплатив установленный налог", - сказал он. Замминистра затруднился сказать, как долго правительство РФ будет сохранять 13-процентную ставку, однако вновь подчеркнул, что "долго это продолжаться не будет" (Интерфакс, 12.08.00 г.).

НДС

Президент РФ В.Путин отклонил федеральный закон "О внесении дополнения и изменения в пункт 1 статьи 5 закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", принятый Государственной Думой 5 июля 2000 года и одобренный Советом Федерации 26 июля 2000 года. Как сообщили в пресс-службе президента, в законопроекте не определены сроки вступления закона в силу, что "может вызвать трудности в его практическом применении из-за различного толкования заинтересованными сторонами начала применения устанавливаемых налоговых льгот". Закон освобождает от уплаты НДС реализацию необработанных природных алмазов, направляемых для обработки российским предприятиям (Интерфакс, 11.08.00 г.).

Налоги с оборота

Оборотный налог на пользователей автомобильных дорог в размере 1% может быть отменен уже в 2001 г. Об этом 1 августа сообщил первый заместитель министра финансов РФ С.Шаталов. По его словам, в любом случае, к этому вопросу правительство не планирует возвращаться раньше 2001 г., и бюджет следующего года разрабатывается на основе одобренного парламентом налогового законодательства, которое учитывает этот налог в составе доходов территорий (Прайм-ТАСС, 01.08.00 г.).

Методы сбора налогов

Попытки силовых структур насильственными методами "выбить" из крупных компаний денежные средства, похоже, не увенчались успехом. Другого и быть не могло, т.к. данная кампания являлась откровенно незаконной попыткой генпрокуратуры и налоговой полиции собрать деньги силовыми методами без опоры на юридическое и бухгалтерско-экономическое обоснование подобных действий.

Газета "Сегодня" от 5 августа, комментируя сообщение о том, что Московский арбитражный суд отклонил почти все финансовые претензии налоговой службы к компании ЛУКОЙЛ, отмечает, что "тактику в отношениях власти с крупным бизнесом в деловых кругах уже стали именовать "накат-откат". Акции устрашения, считает газета, становятся основным способом наведения порядка в стране. "Страдают репутации компаний, но ответственности за это никто не несет. Примеров тому немало: шантаж главы "Интерроса" Владимира Потанина, с которого Генпрокуратура потребовала 140 млн. долл. в качестве отступного, обыски в "Газпроме" и, наконец, уголовные дела в отношении "АвтоВАЗа" и ЛУКОЙЛа для власти как с финансовой, так и с правовой точек зрения закончились ничем. Компании же понесли убытки, срывались переговоры с инвесторами" (Сегодня, 05.08.00 г.). "Независимая газета" отмечает, что "единственное, что удалось Генпрокуратуре в ее разбирательствах с олигархами, - сохранить ту же очередность среди представителей крупного бизнеса, в отношении которых возбуждались, а затем закрывались уголовные дела" (Независимая газета, 05.08.00 г.).

Министерство по налогам и сборам РФ отменило штрафные санкции в отношении "АВТОВАЗа" на сумму 12 миллиардов рублей. Об этом сообщил 10 августа представитель межрегиональной инспекции МНС А.Захаров, выступая на слушаниях по иску АО "АВТОВАЗ" к МНС в арбитражном суде Москвы. По его словам, санкции были отменены еще 8 августа. В связи с этим он предложил прекратить судебные слушания, начатые сегодня в арбитражном суде. Однако представители "АВТОВАЗа" потребовали продолжения судебного разбирательства, заявив, что хотят добиться отмены санкций в судебном порядке. Сегодня они передали судье папку с документами, уточняющими их претензии к МНС. Заседание суда было отложено на 7 сентября (ИТАР-ТАСС, 10.08.00 г.).

Директор Федеральной службы налоговой полиции В.Солтаганов заявил 2 августа, что задача его службы - "не посадить бизнес за решетку, а заставить его платить налоги" (Интерфакс, 02.08.00 г.). Следует отметить, что глава ФСНП, скорее всего, искренен в своих словах. ФСНП отстаивает право не столько произвольно уничтожать бизнес, сколько произвольно начислять налоги, толкуя в свою пользу противоречия в российском законодательстве даже тогда, когда юридическая правота налогоплательщика очевидна.

Налогообложение ТЭК и РАО ЕЭС

Крупнейшие налогоплательщики, в число которых входят ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", МПС и 18 нефтяных компаний, обеспечили в июле порядка трети всех налоговых поступлений в федеральный бюджет - более 18 млрд. руб. "живыми деньгами", сообщил источник в налоговых органах (Прайм-ТАСС, 01.08.00 г.).


Финансовое регулирование

Можно констатировать, что ситуация в финансовой сфере несколько ухудшилась.

Продолжается ускорение инфляции. Как считают аналитики, инфляция вызвана усилиями Центробанка по удержанию рубля от резкого укрепления по отношению к доллару. Иными словами, увеличение валютной выручки в связи с повышением мировых цен на сырье приводит к тому, что в экономику вбрасываются дополнительные деньги, которые она, в связи с неблагоприятным инвестиционным климатом, неспособна усвоить. В результате в правительстве зреют идеи о необходимости "стерилизации избыточной денежной массы" путем выпуска государственных долговых обязательств или иным способом. Необходимо отметить, что "стерилизация денежной массы" имеет ряд отрицательных последствий, например, у банков появляется возможность размещения активов вне реальной экономики, в результате чего предприятия получают меньше кредитов и инвестиций. Гораздо более безопасным способом борьбы с инфляцией могло бы стать уменьшение нормы обязательной продажи экспортной выручки экспортерами (сейчас - 75%), однако против этого возражает Центробанк. В частности, глава Центробанка В.Геращенко заявил 23 августа, что он выступает против снижения нормы продажи валютной выручки.

Одновременно ухудшилось положение как с финансами предприятий, так и в бюджетной сфере. В частности, два месяца подряд увеличивается задолженность по зарплате.

Нынешняя ситуация иллюстрирует тот факт, что стимулирование развития экономики путем увеличения денежного предложения не работает в текущих российских условиях. Лишь улучшение инвестиционного и предпринимательского климата и развитие конкурентной среды приведет к тому, что в ответ на увеличение спроса производители будут расширять производство, а не повышать цены.

"За первое полугодие 2000 года инфляция составила 9,5 процента, в июле она равнялась 1,8 процента, а за первую неделю августа темпы инфляции по сравнению с июльскими несколько ускорились, и это не может не беспокоить правительство". Об этом заявил 17 августа, открывая заседание правительства РФ, премьер-министр Михаил Касьянов. Характеризуя ситуацию с инфляцией, М.Касьянов отметил, что "координация действий Центрального банка и правительства дают результаты, и ситуация достаточно стабильная" (ИТАР-ТАСС, 17.08.00 г.). Инфляция в России за период с 1 по 14 августа 2000 г. составила 0,7%, сообщил Госкомстат (Прайм-ТАСС, 18.08.00г.).

Инфляция в РФ целом за 2000 год будет в пределах 20%, заявил министр экономического развития и торговли Герман Греф 27 июля. Как отметил министр, с учетом того, что в мае-июне текущего года проявилась тенденция к более высоким темпам инфляции, есть основания оценивать рост цен за год именно на этом уровне. Как считают в министерстве, причинами ускорения роста цен стала быстро растущая рублевая эмиссия в 2000 году, проводимая Банком России для покупки валюты и сдерживания темпов укрепления рубля, а также поэтапный рост доходов населения (в результате повышения пенсий и оплаты труда бюджетников). "Экономика не смогла быстро "переварить" существенное увеличение денег, вследствие отсутствия надежных инструментов для их вложения". В бюджете РФ на 2000 года заложена инфляция в размере 18% (Интерфакс, 27.07.00 г.).

Положительное сальдо платежного баланса страны, которое за первое полугодие составило около 30 миллиардов долларов, оказывает и негативное воздействие на экономику - "растущее денежное предложение экономика не способна воспринимать, в частности из-за недостаточности структурных реформ", заявил премьер-министр М.Касьянов (ИТАР-ТАСС, 17.08.00 г.).

Денежная масса (М2) в России в национальном определении увеличилась за первое полугодие на 26,6% - до 892,2 млрд. рублей. Такие данные привел ЦБ РФ на своем сайте в Интернете. Согласно информации Центробанка за июнь денежная масса выросла на 7,29% (Интерфакс, 02.08.00 г.). Денежная масса (М2), рассчитанная по методологии денежного обзора, включая депозиты в иностранной валюте, составляла на 1 июля текущего года 1 трлн. 242 млрд. 847,4 млн. рублей против 1 трлн. 170 млрд. 282,8 млн. рублей на 1 июня. Объем наличных денег вне банков (М0) за этот же период увеличился с 289,271 млрд. рублей до 321,766 млрд. рублей (Интерфакс, 01.08.00 г.).

По итогам текущего года бюджет России получит "очень серьезные дополнительные доходы", часть которых пойдет на стерилизацию рублевой массы. Об этом заявил 28 июля вице-премьер РФ Илья Клебанов. По его словам, стерилизация рублевой массы "связана с дополнительными доходами, которые образовываются в экономике". По выражению вице-премьера, "стерилизация, можно сказать, уже началась, это жесткая мера данного периода" (Интерфакс, 28.07.00 г.).

Объем золотовалютных резервов РФ по состоянию на 11 августа составил $23,5 млрд. Уровень резервов вырос с начала года на 11 миллиардов долларов.

Банк России пока считает нецелесообразным менять нормативы обязательной продажи экспортной выручки. Как сообщил 23 августа председатель ЦБ РФ В.Геращенко, "действующие правила продажи валютной выручки экспортерами являются своего рода атавизмом". "Однако учитывая сложное валютно-финансовое положение страны и ее высокие обязательства перед западными кредиторами, валютный рынок пока должен в какой-то степени быть регулируемым", - сказал он. Сейчас же, считает В.Геращенко, российским властям необходима валюта для выплаты внешнего долга. Согласно действующему законодательству в настоящее время экспортеры обязаны продавать 75% валютной выручки, а те, кто имеет обязательства по кредитам перед нерезидентами, могут продавать 50% выручки (Интерфакс, 23.08.00 г.).

Министерство финансов РФ при подготовке проекта федерального бюджета на 2001 год исходит из того, что уровень инфляции в следующем году не превысит 12%, цена на нефть составит $18-19 за баррель, а объем ВВП - 7,75 трлн. рублей (Интерфакс, 03.08.00 г.).

Расчетный курс рубля по отношению к доллару США, заложенный в проекте федерального бюджета на 2001 год, составляет 30 руб./$1, заявил 9 августа вице-премьер РФ, министр финансов А.Кудрин. По его словам, такой прогноз был составлен специалистами Минфина исходя из прогнозируемых доходов и расходов бюджета будущего года, а также из прогноза о том, что цены на нефть в мире в 2001 году "выйдут на средний уровень последних десяти лет" (Интерфакс, 09.08.00 г.).

Рубль в ближайшее время будет оставаться сильным - это дал понять 7 августа по окончании совещания у президента в Кремле вице-премьер А.Кудрин (Прайм-ТАСС, 07.08.00 г.).

"Правительство РФ проводит последовательную, согласованную с Центральным банком политику сохранения стабильного номинального курса рубля с частичным минимальным укреплением рубля по отношению к доллару", - заявил 22 июля вице-премьер РФ, министр финансов А.Кудрин. По словам А.Кудрина, "чтобы не допустить высокой инфляции, сейчас потребовалось незначительное укрепление рубля" (Прайм-ТАСС, 24.07.00 г.).

Россия выплатит в 2001 г. по внешнему долгу 14,5 млрд. долл., заявил вице-премьер, министр финансов РФ А.Кудрин. Он отметил, что эта цифра сформирована в бюджете следующего года с учетом всех возможных платежей, предусмотренных как оригинальными графиками, так и соглашениями с кредиторами. "Мы имеем определенные прогнозируемые результаты переговоров с Парижским клубом и рядом кредиторов по облегчению долгового бремени России. Однако не хотим, чтобы те или иные результаты переговоров ухудшили исполнение федерального бюджета", - заявил А.Кудрин. Он отметил, что правительство готово к любым вариантам исхода переговоров и намерено полностью финансировать свои внешние обязательства (Прайм-ТАСС, 09.08.00 г.).

Суммарная задолженность по зарплате в России увеличилась за июль на 3,3% и составила к 1 августа 40,545 млрд. рублей. Об этом свидетельствуют данные, распространенные 17 августа Госкомстатом России. Как отмечают статистики, если в течение 1999 года и в январе-мае 2000 года задолженность по зарплате в стране практически постоянно снижалась, то в июне и июле этого года она растет. В июне долги по зарплате в стране выросли на 1,4%. Из общей суммы долгов в 40,545 млрд. рублей, задолженность из бюджетов всех уровней выросла в июле на 2,2% и составила 7,077 млрд. рублей, а долги из-за отсутствия средств у предприятий выросли на 3,5% и составили 33,468 млрд. рублей (Интерфакс, 17.08.00 г.).

Улучшается положение с денежными расчетами в экономике. В настоящее время денежными средствами оплачивается 67,7% отгруженной продукции и выполненных работ предприятий-монополистов (против 46,9% в июне 1999 г.). На долю расчетов векселями приходится 8,8% (14,2%), взаимным зачетом требований - 16,8% (26,4%), переуступкой прав требований по денежным обязательствам - 0,3% (0,8%) (Интерфакс, 21.08.00 г.).


Регулирование в сфере малого бизнеса

Данные статистики говорят о том, что количество малых предприятий и численность занятых на них уменьшается. В настоящее время число малых предприятий находится на уровне 1996г. Причиной такого положения является, по-видимому, введение вмененного налога, а также усиление фискального гнета в целом. В будущем году положение малого бизнеса может ухудшиться еще больше в связи с введением НДС по отношению к индивидуальным предпринимателям. В результате не будет выполнено предвыборное положение президента В.Путина о сокращение разрыва с развитыми странами в сфере занятости в малом бизнесе.

Число малых предприятий в РФ по итогам первого квартала 2000 года составило 873,6 тыс., что на 1,9% меньше по сравнению с их количеством на 1 января 2000 года и на 2,6% меньше, чем в первом квартале 1999 года. Об этом со ссылкой на Госкомстат говорится в докладе Министерства экономического развития и торговли РФ по итогам социально-экономического развития страны к началу второго полугодия 2000 года. Численность работников малых предприятий сократилась с 7,5434 млн. человек до 7,2911 млн. человек (на 3,3%).

Следует отметить, что реальное сокращение числа малых предприятий идет гораздо более быстрыми темпами, чем это отмечает статистика. Дело в том, что в подавляющем большинстве случаев, когда малое предприятие прекращает деятельность, оно не проходит процедуру формальной ликвидации и продолжает учитываться статистикой.

Выпуск товаров и услуг малыми предприятиями по всем видам деятельности за 1 квартал 2000 года составил 117,4 млрд. руб., причем большая доля приходится на продукцию промышленных предприятий (29,1%). В то же время выпуск товаров и услуг предприятиями торговли и общественного питания составил 27,9%, а строительными предприятиями - 18,5%.

Из-за недоступности кредитных ресурсов, как и в прежние годы, преобладающим источником инвестиций малых предприятий являются собственные средства. В первом квартале 2000 года на развитие производства было направлено 5275,6 млн. руб. капитальных вложений.

Наибольшее количество малых предприятий по-прежнему сконцентрировано в Центральном районе (31,9%), при этом в Москве - 20,3%, и Северо-Западном районе (14,5%), причем в Санкт-Петербурге - 12,5% от общего количества малых предприятий.

В среднем по России на 1000 человек постоянного населения в 1999 году, как и в 1996 году, приходилось всего 6 малых предприятий. Наименьшая плотность - 2 малых предприятия на 1000 жителей - в республиках Мордовия, Тыва, Хакасия, Еврейской АО, в Тверской, Курской, Тамбовской областях. В республике Дагестан на 1000 жителей приходится всего одно малое предприятие. Только в Москве и Санкт-Петербурге на 1000 жителей приходится более 20 малых предприятий (Прайм-ТАСС, 27.07.00 г.).

Продолжает усиливаться негативное влияние вмененного налога на деятельность малого бизнеса. Вмененный налог вводится во все большем числе регионов и охватывает все больше видов деятельности.

Количество физлиц, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход, составило в 1-ом полугодии 2000 г. более 1,2 млн. человек, сообщил источник в налоговых органах. По состоянию на 1 июля 1999 г. на уплату единого налога на вмененный доход перешли 614 тыс. человек. Сумма исчисленного единого налога на 1 июля 2000 г. составила 3,683 млрд. руб. Единый налог на вмененный доход введен в настоящее время в 62 регионах, к 2001 г. он будет применяться в 72 субъектах РФ. В настоящее время количество физлиц, получивших патенты на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, составляет 143 тыс. Стоимость выданных патентов равняется 733,9 млн. руб. (Прайм-ТАСС, 04.08.00 г.).

С инициативой введения налога на вмененный доход выступил глава московского управления министерства по налогам и сборам Геннадий Горбунов. По его словам, налог, действующий в 75 российских регионах, позволит повысить собираемость подоходного налога в 2,5-3 раза. В свою очередь предприниматели, "уплатив налог, получат подобие охранной грамоты от официальных и неофициальных структур", отметил Г.Горбунов.

Мэр Москвы Юрий Лужков высказал мнение, что "этот налог нужно вводить, но вводить разумно, в пределах необходимости, а не по максимуму" (Интерфакс, 08.08.00 г.).

Следует отметить, что налог на вмененный налог дает довольно небольшие средства в госбюджет (как и малый бизнес в целом), однако его вред для развития предпринимательства значителен. Министерство РФ по налогам и сборам в первом полугодии 2000 года собрало в консолидированный бюджет 4,7 млрд. рублей единого налога на вмененный доход, что в 3,23 раза больше, чем за соответствующий период прошлого года. В пресс-релизе МНС сообщается, что в 23 августа под председательством главы МНС Геннадия Букаева состоялось заседание коллегии министерства, на котором была рассмотрена работа налоговых органов по применению законодательства о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности, а также меры по ее совершенствованию (Интерфакс, 23.08.00 г.).

Первый замминистра финансов С.Шаталов, отвечая на вопрос о введении со следующего года НДС для частных предпринимателей, пояснил, что этот налог коснется только тех предпринимателей, чья годовая выручка превышает 4 млн. рублей в год (Интерфакс, 02.08.00 г.).

Заместитель комитета по бюджету и налогам Госдумы Оксана Дмитриева выразила удивление, что за введение НДС для малого бизнеса со ставкой 20% проголосовали фракции "Единство" и СПС, которые "шли на выборы под лозунгами поддержки предпринимателей". Депутат уверена, что сегодня проблема малого бизнеса "требует личного вмешательства президента России", поскольку предложенный для рассмотрения депутатами Госдумы закон о НДС "полностью расходится с предвыборными обещаниями Владимира Путина и его заявлениями уже в качестве главы государства" (Интерфакс, 29.07.00 г.).

Правительство РФ приняло решение о создании Совета по предпринимательству при правительстве РФ. Как сообщил 7 августа департамент правительственной информации, совет образован для обеспечения эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и субъектов предпринимательской деятельности. Министерству РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства поручено представить в правительство предложения по составу Совета по предпринимательству.

Согласно положению, утвержденному постановлением N581, Совет по предпринимательству при правительстве РФ является постоянно действующим совещательным органом, образованным для обеспечения практического взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и широкого круга предпринимателей, консолидации их интересов для выработки предложений по основным направлениям экономической политики государства. Председателем Совета является председатель правительства РФ, а состав Совета утверждается правительством (Прайм-ТАСС, 07.08.00 г.).


Внешнеэкономическое и валютное регулирование

Общее внешнеэкономическое регулирование

Число таможенных ставок должно существенно сократиться. Проект Концепции таможенно-тарифной политики России, внесенный Минэкономторгом в правительство РФ, предполагает, что импортная продукция будет облагаться пошлинами с учетом четырех ставок в размере 5%, 10%, 15% и 20%. Об этом 4 августа сообщил министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф. Эти ставки будут действовать в отношении более чем 11 тыс. позиций товарной номенклатуры, сказал Г.Греф. Самой низкой, 5-процентной ставкой, по его словам, будет облагаться, в частности, импорт сырья, самой высокой, в размере 20%, - импорт технологического оборудования. При этом оборудование, не производимое или производимое в недостаточном количестве в России, будет облагаться по более низкой ставке, добавил Г.Греф (Интерфакс, 04.08.00 г.).

Правительство РФ на заседании 7 сентября текущего года планирует рассмотреть вопрос об унификации таможенных пошлин, сообщил вице-премьер РФ, министр финансов А.Кудрин 14 августа (Интерфакс, 14.08.00 г.).

Россия должна ускорить процесс вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), заявил советник президента РФ Андрей Илларионов. По его словам, на встрече "большой восьмерки" на Окинаве было принято решение о начале нового раунда переговоров в рамках ВТО в конце 2000 г., поэтому вступление России в ВТО может быть осложнено (Прайм-ТАСС, 25.07.00 г.).

Внешнеторговый оборот России в 1-ом полугодии 2000 г. вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 38,7% до 63,2 млрд. долл., сообщили в Гостаможкомитете РФ. В том числе экспорт России сложился в размере 47,7 млрд. долл (рост на 53,7%), импорт - 15,5 млрд. долл. (на 6,8%). По данным таможенной статистики, 2-ой квартал текущего года незначительно превзошел показатели 1-ого квартала. (Прайм-ТАСС, 10.08.00 г.)

Таможенные пошлины

С 2 августа начинают действовать новые, повышенные экспортные пошлины на нефть и мазут. Как значится в приказе ГТК от 28 июля, со 2 августа вывозная пошлина на сырую нефть и сырые нефтепродукты, полученные из битуминозных материалов, составит 27 евро за тонну, на мазут - 20 евро за тонну.

С 15 августа в России вводятся новые таможенные пошлины на импортную теле- и видеоаппаратуру, а также на ввозимое в страну мясо птицы. По данным ГТК, с 15 августа ввозная пошлина на цветные телевизоры с диагональю экрана до 42 см составит 20% от таможенной стоимости, но не менее 21 евро за 1 штуку (в настоящее время пошлина на такие телевизоры равна 20% от таможенной стоимости, но не менее 30 евро за 1 шт.); на телевизоры с диагональю от 42 до 52 см - 30%, но не менее 42 евро за 1 шт. (сейчас - 30%, но не менее 50 евро); на телевизоры с диагональю от 52 до 72 см - 30%, но не менее 51 евро за 1 шт. (30%, но не менее 80 евро). Новые ввозные пошлины на видеомагнитофоны и видеокамеры (с шириной ленты не более 1,3 см при скорости движения ленты не более 50 мм/с) составят 20% от таможенной стоимости (сейчас на видеомагнитофоны ставка пошлины составляет 20% от таможенной стоимости, но не менее 30 евро за 1 штуку, на видеокамеры - 20%, но не менее 100 евро за штуку).

Ставка ввозной пошлины на мясо птицы будет снижена на 5% и составит 25% от таможенной стоимости, но не менее 0,2 евро за 1 килограмм (сейчас 30%, но не менее 0,2 евро). (Интерфакс, 15.08.00 г.)

Таможенное оформление

Продолжается практика "проверок" фирм, торгующих импортными товарами. При этом нарушается принцип презумпции невиновности, т.к. владельцы товара (возможно, добросовестные приобретатели, купившие товар на внутреннем рынке) должны доказывать, что товар был правильно растаможен.

Российские таможенники будут продолжать на постоянной основе проверки рынков и фирм, торгующих импортной электротехникой, в целях контроля за уплатой таможенных платежей, сообщил начальник главного управления по борьбе с контрабандой Гостаможкомитета РФ Александ Клепов. В ходе рейдовых проверок осуществляются задержания товаров, растаможивание которых владельцы не смогли доказать (Прайм-ТАСС, 26.07.00 г.).

Внешнеэкономическое регулирование в сфере ТЭК

С 2 августа начали действовать новые, повышенные экспортные пошлины на нефть и мазут. Как значится в приказе ГТК от 28 июля, со 2 августа вывозная пошлина на сырую нефть и сырые нефтепродукты, полученные из битуминозных материалов, составит 27 евро за тонну, на мазут - 20 евро за тонну.

Правительство Российской Федерации приняло постановление, согласно которому утверждается ставка вывозной таможенной пошлины на бензины и дизельное топливо, вывозимые за пределы государств- участников соглашений о Таможенном союзе, в размере 25 евро за 1000 кг. Как сообщается в сообщении департамента правительственной информации, распространенном 15 августа, постановление вступает в силу через месяц со дня его официального опубликования. В настоящее время экспортная пошлина на бензин составляет 20 евро за тонну, на дизтопливо - 15 евро за тонну (Интерфакс, 15.08.00 г.).

Комиссия правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике приняла 16 августа решение пока не повышать пошлины на экспорт топочного мазута, заявил журналистам вице-премьер Виктор Христенко. По его словам, окончательно решение по этому вопросу будет принято до 5 сентября (Прайм-ТАСС, 16.08.00 г.).


Нерыночные меры

Продолжается практика установления так называемых "балансовых заданий", в которых указывается сколько нефти и нефтепродуктов нефтяные компании должны поставлять на внутренний рынок, а сколько - на экспорт.

Комиссия правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике приняла 16 августа решение ввести с 1 сентября балансовые задания для нефтяных компаний по поставкам мазута на внутренний рынок. (Прайм-ТАСС, 16.08.00 г.)

Правительство РФ приняло решение об установлении во втором полугодии 2000 года ежемесячных балансовых заданий по поставкам сжиженных углеводородных газов на внутренний рынок. (Интерфакс, 27.07.00 г.)

Межведомственная комиссия по таможенному регулированию до конца августа будет переведена на правительственный уровень, она будет возглавляться либо премьером, либо вице-премьером РФ. Как сообщил вице-премьер России Виктор Христенко, несмотря на передачу управления МВК на правительственный уровень, база для того, чтобы "подозревать чиновника в нехорошем остается, поскольку этот чиновник будет распределять блага в ту или иную нефтяную компанию, но чем выше чиновник, тем больше к нему внимания, тем меньше у него шансов что-либо втихую кому-то отдать".

Вероятно, что первым вопросом при рассмотрении новой комиссией принципов распределения экспортных возможностей России будет возможность продавать на бирже квоты на все 120 млн. тонн экспортируемого сырья, однако проблема ТЭК заключается в разнице между внутренней и внешней ценами, в результате чего все компании собираются вывозить нефть за границу, сказал В.Христенко. По его словам, правительство во избежании катастрофы вынуждено прибегать к различным механизмам регулирования, а "быстрого приведения внутренней цены в соответствие с мировой мы себе позволить не можем, не выдержат ни люди, ни экономика". "Ну а продажа квот через биржу - это не более, чем хороший антикоррупционный механизм и в этом смысле хороший пиаровский ход", - отметил вице-премьер (Интерфакс, 21.08.00 г.).


Прочее регулирование

Новый вариант закона о борьбе с отмыванием доходов, полученных незаконным путем, будет подготовлен и рассмотрен правительством в сентябре, сообщил вице-премьер РФ, министр финансов РФ Алексей Кудрин, возглавляющий рабочую группу по подготовке этого документа. По его словам, ни один из двух существующих вариантов этого законопроекта не может являться базовым для разработки нового. Он напомнил, что первый вариант законопроекта был принят в прошлом году Госдумой и отклонен президентом, а второй вариант разработан Главным правовым управлением.

По мнению специалистов, входящих в рабочую группу, в основу готовящегося сейчас документа должна быть заложена абсолютно новая концепция, отметил А.Кудрин. В частности, сказал он, должны быть "более четко определены операции, которые будут контролироваться". Необходимо также определить круг информации, которая будет отслеживаться, и ограничить круг органов и лиц, которые будут получать доступ к ней, сказал он. Принципиально важным является ненарушение прав человека и соблюдение коммерческой тайны, подчеркнул вице-премьер, заметив, что именно по причинам нарушения этих норм президентом и был отклонен одобренный Госдумой вариант законопроекта (Интерфакс, 17.08.00 г.).

Персональный пенсионный счет каждому работающему гражданину планируется открыть к 1 января 2002 года, сообщил министр труда и социального развития Александр Починок. "Я бы предпочел, чтобы эти счета находились в Центральном банке, хотя вести их, безусловно, должен Пенсионный фонд РФ", - сказал министр. По его мнению, "сейчас рано доверять накопительную пенсию негосударственным фондам", до этого необходимо убедиться в их "идеальной защищенности". В новых условиях, по мнению министра, судьба негосударственных пенсионных фондов будет зависеть от них самих. "Просто у человека будет несколько возможностей вложить деньги: в страховую компанию, в пенсионный фонд, в банк", - добавил он. Вместе с тем, А.Починок высказал мнение, что новое налоговое законодательство, которое вступит в силу с 1 января 2001 года, нельзя назвать справедливым. "Страховые компании поставлены в более выгодные условия, чем НПФ: Надо хотя бы частично освободить от налогообложения те деньги, которые человек направляет в НПФ", - считает министр (Интерфакс, 23.08.00 г.).

Правительство РФ приняло постановление N580 "О дополнительных мерах по уборке урожая в 2000 году", в соответствии с которым во 2-м полугодии 2000г. вводится субсидирование за счет средств федерального бюджета 20 процентных пунктов процентной ставки по кредитам, привлеченным предприятиями АПК, осуществляющими производство зерна и масличных культур, в кредитных организациях для финансирования закупок горюче-смазочных, ремонтных материалов и запасных частей (Прайм-ТАСС, 07.08.00 г.).

Готовится указ президента, который поможет ограничить бюрократический произвол при строительстве жилья. Темпы жилищного строительства в Москве намного ниже чем в большинстве субъектов Российской Федерации, заявил председатель Госстроя Анвар Шамузафаров. Он подчеркнул, что главной причиной отставания Москвы от других субъектов Федерации по темпам жилищного строительства на душу населения является огромное количество административных барьеров для приобретения земельного участка и начала жилищного строительства на этой земле. По мнению А.Шамузафарова, решить проблему жилищного строительства в Москве поможет указ президента, существенно ограничивающий количество бюрократических процедур при строительстве нового жилья. Проект этого указа уже разработан Госстроем. Указ, по словам А.Шамузафарова, позволит также отменить неправомерные решения субъекта федерации к числу которых относится и Москва, если эти решения были основаны не на федеральных законах (Прайм-ТАСС, 09.08.00 г.).


читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).