Исполнитель - А.Никольский
Содержание
В последнее время появился ряд публикаций о некотором "разочаровании" президента В.Путина в либеральных реформах и его постепенном "развороте" к "государственникам". Возможно это и так, однако высказывания и реальные действия президента пока не говорят о смене экономического курса. Например, еще 16 июля Путин заявил, что "нужно создавать ясную, понятную и прозрачную экономику, максимально разбюрокраченную и либеральную, чтобы от чиновника поменьше зависело принятие решения по конкретному вопросу".
В то же время определенная логика в предположениях о возможном изменении экономической политики есть. Нынешние реформы выглядят весьма радикальными на фоне "застоя" второй половины 90-х годов, однако в действительности носят компромиссный характер. Реформы проводятся так, чтобы по возможности не нарушать баланса интересов, сложившегося во властных структурах. Это дает гарантию выполнимости преобразований и "проходимости" соответствующих законопроектов через Федеральное собрание, но снижает эффективность реформ.
Наибольшее продвижение было достигнуто в налоговой сфере, где реформы осуществляются фактически за счет "нефтегазовых" денег и по большому счету не ущемляют чьих-то интересов. Однако закон о лицензировании в процессе согласований потерял первоначальную радикальность, а количество остающихся лицензируемых видов деятельности выросло втрое, превысив сотню. Преобразование естественных монополий, изменение в регулировании предпринимательской деятельности и земельных отношениях натолкнулись на серьезное сопротивление, и соответствующие концепции и законопроекты становятся все более компромиссными.
В результате реформы в данных областях лишь создают законодательные предпосылки для изменения сложившихся экономических механизмов, однако реальное преобразование этих механизмов отложено на будущее. Как следствие, низкая экономическая эффективность проводимых реформ может действительно привести к определенному разочарованию и желанию действовать "проверенными" российской историей методами.
Важными событиями последнего времени стали окончательное принятие законов о "дебюрократизации" экономики - "О государственной регистрации юридических лиц" и "О лицензировании отдельных видов деятельности", принятие во втором чтении "Земельного кодекса" (он создает предпосылки для формирования рынка несельскохозяйственных земель), утверждение "Основных направлений структурной реформы электроэнергетики" (ставших компромиссным вариантом между концепциями А.Чубайса и "группы Кресса"), снижение норматива продажи экспортной выручки с 75% до 50%.
В области реформирования естественных монополий реформаторское крыло правительства терпит поражение за поражением. Принятая концепция реформирования электроэнергетики предусматривает сохранение региональных АО-энерго, что может поставить крест на создании конкурентного рынка электроэнергии с прямыми взаимоотношениями "электростанция - конечный потребитель электроэнергии". Единый тарифный орган, который будет регулировать цены на услуги всех естественных монополий, создается на основе Федеральной энергетической комиссии, руководитель которой Г.Кутовой не замечен среди сторонников внедрения рыночных механизмов в работе естественных монополий.
В сфере внешнеэкономического регулирования по-прежнему остро стоит вопрос о несоответствии российских нормативных актов нормам ВТО. Международные эксперты, подробно ознакомившись с российским нормотворчеством, были поражены драконовскими механизмами внешнеэкономического регулирования, в частности, методами таможенного оформления и валютного контроля. В результате процесс вступления в ВТО серьезно замедлился. Теперь перед правительством стоит трудная задача преобразовать соответствующие регулирующие акты, но сохранить существующие механизмы, сделав при этом так, чтобы международные эксперты этих механизмов "не заметили".
В области таможенных пошлин произошло два важных события - законодательно закреплены предельные значения экспортных пошлин на нефть, а также принято решение о повышении пошлин на импорт автомобилей.
Минсвязи в очередной раз попыталось зарегулировать российский сектор Интернета. В настоящее время в правительстве рассматривают проект постановления, в случае принятия которого российский Интернет попадет под полный контроль Минсвязи. Оно будет распоряжаться доменными именами в зоне .ru и сможет по своему усмотрению "выключать" российские интернет-серверы.
Внешнеэкономическое и валютное регулирование
Общее внешнеэкономическое регулирование
Реформа таможенной системы
Глобальная реформа таможенной системы РФ должна быть проведена в ближайшие 2-3 года, считает председатель таможенного подкомитета бюджетного комитета Думы Валерий Драганов. Такая реформа "не может быть проведена за несколько месяцев, но и не может длиться в течение многих лет". По его мнению, в течение 2-3 лет возможно провести глобальные изменения в таможенной системе. При этом, согласно оценке В.Драганова, экономический эффект от такой реформы может составить $15-17 млрд. В рамках таможенной реформы, как считает депутат, необходимо вносить изменения и в законодательство. Он напомнил, что осенью в Госдуме планируется рассмотреть проект нового Таможенного кодекса, поскольку действующий Таможенный кодекс "не отвечает никаким требованиям".
В частности, считает В.Драганов, в настоящее время товары оформляются долго и с "чиновничьими проволочками", поскольку "есть возможность по-своему толковать правила". Кроме того, по его словам, в настоящее время неравномерно поступают таможенные платежи, компьютерные сети несовременны, а также не урегулированы целые сегменты, в частности таможенное регулирование челночного бизнеса. Неурегулированные сегменты, по словам В.Драганова, составляют порядка 15% всего таможенного товарооборота. Как считает депутат, самое важное в новом Таможенном кодексе то, что он "должен стать законом прямого действия" и "не административным, а рыночным документом". При этом, по его мнению, новый Таможенный кодекс должен быть "максимально либеральным, но санкции за его неисполнение - жесточайшими".
Импортные пошлины на ряд сырьевых товаров, которые не производятся или не произрастают в России, могут быть снижены. Об этом сообщил глава департамента тарифного регулирования и защитных мер внутреннего рынка Минэкономразвития Андрей Кушниренко. По его словам, от российских производителей поступает много обращений о снижении размера пошлин на сырье. В частности, представители пищевой промышленности просят снизить до нуля ставки импортной пошлины на какао-бобы и кокосовое масло. Кроме того, сказал А.Кушниренко, в дальнейшем можно будет говорить о снижении импортных пошлин на технологическое оборудование, которое пока не попало под уменьшение ставок пошлин.
Вступление в ВТО
Премьер Михаил Касьянов утвердил план мероприятий по приведению законодательства России в соответствие с нормами и правилами Всемирной торговой организации (ВТО). Распоряжением от 8 августа он обязал руководителей федеральных органов исполнительной власти обеспечить контроль за выполнением данного плана. В распоряжении определено конкретное содержание мероприятий по приведению законодательства в соответствие с нормами ВТО, срок представления законопроектов в правительство и в Госдуму, ответственные за исполнение плана.
В частности, Минэкономразвития, Минфин, ГТК, Минпромнауки, Банк России, МАП, Минсельхоз России в III квартале текущего года должны внести в правительство проект федерального закона "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров". В IV квартале этот законопроект должен быть внесен в Госдуму.
Кроме того, заинтересованные министерства и ведомства должны внести в период с IV квартала 2001 года до II квартала 2002 года в правительство законопроекты "О лицензировании экспорта и импорта товаров"; "О государственной помощи"; "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции"; "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"; Таможенный кодекс РФ (новая редакция); главу "Таможенная пошлина и таможенные сборы" Налогового кодекса РФ; федеральные законы в области стандартизации, сертификации, подтверждения соответствия; законы "О валютном регулировании и валютном контроле"; "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О госрегулировании внешнеторговой деятельности".
Подготовка протокола о присоединении России к ВТО откладывается на неопределенный срок, заявил заместитель министра экономического развития и торговли Максим Медведков. Комментируя итоги прошедших в конце июня заседаний рабочей группы по присоединению России к ВТО, он отметил, что "результаты есть, и впервые не такие позитивные, как в течение года". По его словам, следующее совещание международной рабочей группы по вступлению в ВТО планируется через полгода. Он подчеркнул, что "ни одна другая сторона при вступлении в ВТО не сталкивалась с такими жесткими требованиями к законодательству, как Россия".
Россия выступает за поэтапное открытие рынка при вступлении в ВТО и за прозрачные торговые отношения, сообщил вице-премьер - министр финансов Алексей Кудрин. Он отметил, что позиция России согласована со всеми отраслями российской экономики, и каждая отрасль должна иметь "некоторую форму для подготовки к работе в новых условиях, но избежать этих новых условий нельзя". Кроме того, по словам А.Кудрина, в некоторых особенно чувствительных к открытию рынка сферах Россия намерена отстаивать свои позиции.
США и другие страны в последнее время стали предъявлять России заведомо невыполнимые требования вступления России в ВТО, заявил председатель комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Александр Шохин. Так, по его словам, сначала Россия должна принять все новое законодательство, отвечающее всем требованиям ВТО, а потом уже будет рассмотрен вопрос о членстве России в этой международную организации. Однако, отметил А.Шохин, ни одной стране не выдвигались подобные требования, касающиеся членства в ВТО.
Валютный контроль
Закон "О валютном регулировании и валютном контроле"
Минэкономразвития подготовило относительно либеральный вариант закона "О валютном регулировании и валютном контроле", который не был одобрен правительством. Проект предполагает снятие ограничений на операции движения капитала, осуществляемые резидентами - физическими лицами. Кроме того, Минэкономразвития считает необходимым разрешить резидентам открывать счета в иностранной валюте в банках, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность на территории государств, принявших законы о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. "Порядок открытия счетов в иностранной валюте в банках, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность на территории других государств, определяется правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ", - отмечается в проекте закона.
При этом операции по данным счетам (кроме операций, непосредственно связанных с процедурой открытия счетов), могут осуществляться резидентом только после уведомления налоговых органов об открытии данных счетов. Минэкономразвития также предлагает отнести к текущим валютным операциям платежи в связи с ведением внешнеторговой деятельности, в том числе на условиях предоставления коммерческого кредита на срок менее 360 дней, за исключением, сырой нефти, нефтепродуктов и природного газа, для которых этот срок ограничен 90 днями.
Рассмотрев все конкурирующие версии закона о валютном регулировании и валютном контроле, вице-премьер Алексей Кудрин в итоге принял соломоново решение: официальный правительственный проект должен быть написан заново. Готовить его будет Минфин, но с учетом более либеральной позиции Минэкономразвития. В обоих ведомствах уверены, что на этот раз им удастся договориться. Однако представители бизнеса уже опасаются того, что итог работы чиновников окажется менее либеральным, чем хотелось бы.
Несмотря на то, что свои варианты инициатив в области валютного контроля были и у РСПП, и у ЦБ, реальную альтернативу первоначальному минфиновскому проекту закона о валютном регулировании представлял лишь тот вариант, который был подготовлен Минэкономразвития и предполагал переход на уведомительный принцип осуществления большинства валютных операций. Однако закон, написанный в ведомстве Грефа, вызвал критику как со стороны чиновников, так и со стороны представителей деловых кругов.
Наиболее спорным моментом стал институт защитных мер, которые вводятся в чрезвычайных обстоятельствах указом президента на полгода и радикально ужесточают режим проведения валютных операций. И представители Минфина, и предприниматели сошлись на том, что возможность введения защитных мер может свести на нет всю либерализацию. По словам чиновника Минфина, было бы целесообразнее пойти на меньшее ослабление контроля, нежели держать про запас набор чрезвычайных мер. Вторым концептуальным предметом разногласий стало предложение ведомства Грефа вывести из-под валютного регулирования рублевое обращение - в частности, операции, совершаемые между резидентами и нерезидентами в рублях. Минэкономразвития настаивает на том, что допуск к рублям должен быть неограничен. Но категорически против вывода рублей из-под регулирования выступает ЦБ: этот шаг создает дыру, которой легко будет воспользоваться для того, чтобы обойти и регулирование операций в иностранной валюте.
В результате было решено, что новый закон о валютном регулировании будет готовиться в Минфине на основании того осторожного проекта изменений, который был разработан в министерстве еще осенью прошлого года. Однако теперь глава Минфина Алексей Кудрин поручил своим подчиненным руководствоваться "сильным либеральным вектором", заданным Минэкономразвития. Итоговый вариант закона должен быть внесен в правительство в октябре, а до этого он будет готовиться рабочей группой с участием представителей Минэкономразвития. Помимо вопросов, связанных с регулированием рублевых операций и защитных мер, чиновникам предстоит найти общие позиции по вопросу о сроках полной отмены обязательной продажи валютной выручки и еще раз проанализировать перечень капитальных операций, для которых все-таки нужно сохранить разрешительную процедуру. Представители бизнеса, которые вообще говорили Кудрину о ненужности обязательного возврата валютной выручки и сомнительности валютного регулирования как такового, настроены не слишком оптимистично.
Снижение нормы продажи валютной выручки с 75% до 50%
Президент Путин 8 августа подписал одобренный Госдумой и Советом Федерации закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ, затрагивающие вопросы валютного регулирования". Документ направлен на снижение нормы обязательной продажи валютной выручки с 75 до 50%. Закон исключает норму, предоставляющую возможность устанавливать льготы по порядку обязательной продажи валютной выручки федеральными законами и указами президента РФ. Теперь льготы, а также освобождение от обязательной продажи валютной выручки устанавливаются исключительно законом о валютном регулировании и валютном контроле. ЦБ РФ активно выступал против принятия данного закона.
Вывоз капитала
Вывоз капитала из России в 2000 году составил около $11,523 млрд, сообщили в информационном управлении президента со ссылкой на данные ГУБЭП МВД России. Согласно этим данным, до 80% капиталов направлены в США. "В то же время объем иностранных инвестиций в отечественную экономику составил $7,888 млрд, что на 30% меньше, чем официальный объем средств, вывезенных из страны", - констатирует ГУБЭП.
Проблему оттока капитала из России нельзя решить путем усиления контрольных функций, заявил министр экономического развития и торговли Герман Греф. "Мы уходим от усиления контрольных функций, так как считаем это в данном случае абсолютно неэффективным", - сказал он. Глава Минэкономразвития отметил, что капитал сегодня остановить административными мерами крайне тяжело. "При сегодняшних банковских технологиях и том режиме всеобщих запретов, который есть на сегодняшний день, этот режим запретов не дает ничего с точки зрения оттока капитала", - убежден Г.Греф. Он подчеркнул, что "утечка капитала - это есть результат, это диагноз, и бороться с диагнозом совершенно бессмысленно, надо бороться с причинами, вызывающими эту болезнь".
Таможенные пошлины
Унифицированные пошлины
Глава департамента тарифного регулирования и защитных мер внутреннего рынка Минэкономразвития Андрей Кушниренко заявил, что комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике приняла решение ввести на постоянной основе ставки импортных пошлин, которые были унифицированы в ноябре 2000г. Как ранее сообщалось, решение об унификации тарифа с 27 ноября 2000г. было принято на 9 месяцев, но как показал мониторинг применения новых унифицированных ставок пошлин, которые в основном были снижены, уменьшение сбора пошлин не произошло, при этом увеличился объем декларирования грузов. По словам А.Кушниренко, из 3,5 тыс ставок импортных пошлин, которые были унифицированы, мониторинг показал, что надо поправить ставки пошлин только на 5-7 видов товаров, по которым может наноситься ущерб отечественному производителю.
Пошлины на оборудование
Новые пониженные ставки импортных пошлин на технологическое оборудование будут введены с 1 октября 2001г, сообщил глава департамента тарифного регулирования и защитных мер внутреннего рынка Минэкономразвития Андрей Кушниренко. По его словам, комиссия правительства по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике приняла решение о радикальном снижении пошлин на ввозимое прогрессивное технологическое оборудование, не имеющее аналогов в российском производстве или производящееся в небольших количествах. А.Кушниренко подчеркнул, что теперь не будет ставки пошлины 20%, резко ограничено количество оборудования, где ставка пошлины составляет 15%. Основная часть технологического оборудования теперь будет облагаться пошлиной в размере 5-10%.
Снижение ставки пошлин затронуло 500 видов оборудования. Особое внимание в вопросе снижения пошлины уделялось таким видам оборудования как станки, оборудование для автомобилестроения, легкой и пищевой промышленности, контрольно-измерительного и испытательного оборудования, а также элементной базы для телекоммуникационной сферы. А.Кушниренко подчеркнул, что пока решено не вводить нулевую ставку импортной пошлины на оборудование, так как это может ослабить позицию Россию в переговорном процессе по присоединению ко ВТО.
Союз производителей нефтегазового оборудования заявил, что таможенные пошлины на импортное оборудование для нефтяной промышленности России должны быть повышены. Такое мнение высказано в связи с тем, что Минэкономразвития составило перечень нефтегазового оборудования, на которое предложено существенно снизить таможенные пошлины. Союз производителей нефтегазового оборудования отмечает "неоправданно низкий" уровень нынешних ввозных пошлин на импорт оборудования для нефтяников.
Пошлины на автомобили
Как ожидается, с 1 января 2002 года в России будут повышены пошлины на зарубежные автомобили старше семи лет. Об этом заявил вице-премьер Илья Клебанов по окончании совещания по проблемам развития российского автомобилестроения. По его словам, рекомендации повысить пошлины будут направлены правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и тарифно-денежной политике. Данное решение вызвало, в целом, отрицательную реакцию СМИ, т.к., оно не приведет к повышению качества отечественных автомобилей.
Россия временно, на срок с 11 августа по 30 сентября 2001 года включительно, увеличивает ставку ввозной таможенной пошлины на некоторые виды автомобилей с объемом двигателя 1000-1500 куб. см. Как сообщили в пресс-службе ГТК, председатель комитета Михаил Ванин подписал приказ во исполнение постановления правительства, согласно которому ставка ввозной пошлины на эти автомобили утверждена на срок до 30 сентября 2001 года в размере 25% от таможенной стоимости, но не менее 1,2 евро за 1 куб. см объема двигателя. Таким объемом двигателя обладают малолитражные легковые автомобили - машины одного класса с автомобилями "ВАЗ" и "ИЖ", отмечают эксперты. До 11 августа ставка ввозной таможенной пошлины на новые, прочие транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания с рабочим объемом двигателя более 1000 куб. см, но не более 1500 куб. см составляла 20%, но не менее 0,87 евро за 1 куб. см.
Минюст отменил приказ ГТК ¦450, который устанавливал упрощенную процедуру таможенного оформления автомобилей для официальных дилеров. В результате западные автоконцерны могут полностью прекратить поставки на российский рынок. General Motors уже уведомил своих российских дилеров о прекращении поставок. Суть приказа ¦450 сводится к тому, что официальные дилеры, списки которых ГТК получил от автопроизводителей, получили возможность заявлять таможенную стоимость ввозимых автомобилей на основе счетов-фактур, выданных производителем. До этого таможенная стоимость машин определялась на основе розничных цен, публикуемых в немецком каталоге Super Schwacke. На полученные суммы начислялись таможенные пошлины, акциз и НДС.
Не секрет, что зарубежные автопроизводители предоставляют своим официальным дилерам специальные скидки - в среднем 20%. Таким образом, стоимость автомобиля, рассчитанная на основе Schwacke, существенно превышала его реальную закупочную цену. Кроме того, поставив неофициальных дилеров в неравные условия с легальными импортерами, ГТК добился существенного сокращения растаможки автомобилей по "серым" и "черным" схемам. Теперь для официальных дилеров настанут тяжелые времена. Размер таможенных сборов возрастет примерно на 50%. В итоге "белый" рынок рискует вовсе прекратить свое существование и уйти в тень вместе со всеми налогами и таможенными платежами.
Прочее
Правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике на заседании 1 августа решила перенести рассмотрение вопроса об отмене 5% пошлины на экспорт золота на следующее заседание в конце августа. Об этом сообщил председатель Союза золотопромышленников Валерий Брайко, принимавший участие в заседании комиссии. По его словам, представитель Центробанка заявил на заседании, что российские коммерческие банки предпочитают не продавать драгоценные металлы ЦБ, а экспортировать их через страны Таможенного союза, чтобы не платить таможенную пошлину в размере 5%.
Правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике установила тарифную квоту на ввоз в Россию в 2002 году сахара-сырца в объеме 3,65 млн. тонн и определила размер импортных пошлин на сахар. Поставки сахара-сырца в рамках квоты будут облагаться пошлиной в размере 5%. На сырец, ввозимый сверх квоты, с 1 января 2002 года устанавливается пошлина в размере 40%, но не менее 120 евро за тонну (в этом году - 30%, но не менее 90 евро за тонну). Сезонная пошлина на сахар-сырец с 1 июля будет составлять 50%, но не менее 150 евро за тонну. Импортная пошлина на белый сахар с 1 января будет установлена в размере 40%, но не менее 140 евро за тонну (в этом году - 30%, но не менее 120 евро за тонну). С 1 июля на импорт сахара будет действовать сезонная пошлина в размере 50%, но не менее 180 евро за тонну (в этом году - 45%, но не менее 160 евро за тонну).
Перед уходом на каникулы группа депутатов (Олег Морозов, Владимир Никитин, Виталий Шуба и др.) внесла в Госдуму законопроект о распространении принципа квотирования ввоза продовольственных и сельскохозяйственных товаров из развитых стран. Правительство уже прислало положительный отзыв на этот законопроект, и Минсельхоз уже разработал механизм квотирования импорта мяса. Минсельхоз в этом году предлагает ввести квоту на говядину в объеме не менее 280 тыс т, установив для ввоза сверхнормативных объемов пошлину в 50%. А свинину и птицу предлагают квотировать в размере 150 тыс т и 400 тыс т с запретительными пошлинами за сверхнормативную поставку в 50% и 100% соответственно. Под тарифной квотой понимается квота, в пределах стоимости или количества которой импортируемые товары облагаются таможенными пошлинами в обычном размере. Превышение тарифной квоты впечет за собой повышение ставок таможенной пошлины.
Таможенное оформление
Председатель ГТК Михаил Ванин подписал приказ "О порядке проведения этапов таможенного оформления товаров и транспортных средств". Документ призван упростить процедуру таможенного оформления, но, по мнению самих импортеров, главным образом это коснется тех, кто уже имеет налаженные отношения с таможней.
С 1993 года процедура таможенного оформления в России была разделена на шесть этапов, за каждый из которых отвечают отдельные сотрудники таможни. Первый таможенный инспектор сверяет представленную импортером декларацию и ее электронную версию с электронным уведомлением, пришедшим с пограничного поста. Второй досматривает груз и составляет акт досмотра. Третий сверяет все копии декларации и электронное уведомление с актом досмотра. Он же проверяет содержание контракта и наличие у импортера необходимых разрешительных документов на ввоз товара. Четвертый корректирует таможенную стоимость в сторону ее увеличения. Пятый инспектор принимает решение о списании платежей с депозита импортера (импортеры обязаны после ввоза товара в РФ вносить на счета таможни депозит - примерную сумму таможенного платежа). Обычно пять этапов занимают от 2 до 7 суток. Срок зависит от даты внесения платежа - деньги переводятся через государственное казначейство до 4 суток. После прохождения этих этапов копии всех документов направляются на согласование в ГТК. После всех согласований выпускающий инспектор (шестой) принимает решение о выпуске груза в свободное обращение.
Приказ N748 "О порядке проведения этапов таможенного оформления товаров и транспортных средств" в корне меняет эту процедуру. Теперь третий, четвертый, пятый и шестой инспекторы заменяются одним. Согласно приказу, он должен работать на таможне не менее 3 лет и иметь должность не ниже старшего инспектора. Обычно на таможенном посту это выпускающий инспектор. Кроме того, таможенный пост должен быть оборудован всеми средствами связи и необходимым программным обеспечением. Как рассказала начальник пресс-службы ГТК Ирина Скрибинская, приказ принят в рамках борьбы за дебюрократизацию экономики. В результате его применения срок прохождения таможенной очистки уменьшится, а сама она упростится. Приказ будет применяться на большинстве таможенных складов.
Представители компаний-импортеров поддерживают стремление таможни к дебюрократизации, однако называют нововведения косметическими. Не меняются ни процедура корректировки таможенной стоимости, ни процесс согласования в ГТК. Полностью действие нового приказа могут ощутить на себе только импортеры, внесенные ГТК в "белый список". Раньше в нем числились только иностранцы, однако за последнее время он пополнился рядом крупных российских импортеров.
Таможня вряд ли настроена на какие-либо серьезные упрощения всех своих процедур. И, давая "добро" в какой-то сфере, зачастую усложняет правила игры в другой. В этой связи стоит отметить указы, появившиеся в последние месяцы. Благодаря некоторым, к примеру, многие категории товаров будут перевозиться через границу в режиме "100%-го досмотра", также будет усилен контроль за товарами, поступающими из стран СНГ, а вместе с этим - и за таможенной стоимостью, указываемой в документах.
Внешнеэкономическое регулирование в сфере ТЭКСовет Федерации одобрил закон "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ". Закон, который уже подписан президентом, предусматривает, в частности, введение предельных экспортных пошлин на нефть. Наблюдатели оценивают это положение закона, как победу нефтяных компаний, заинтересованных в стабильности экспортных пошлин.
Закон предусматривает, что ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются правительством. При этом устанавливаются предельные ставки вывозных таможенных пошлин на сырую нефть: