будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 14, 2025
Хозяйство

Государственное регулирование экономики: реформы по всем направлениямОбзор 15, часть вторая

Исполнитель - А.Никольский

Первую часть обзора читайте здесь.

Содержание

  • Введение
  • Перераспределение финансовых ресурсов государством
    • Государственный бюджет
    • Реформа жилкомхоза
    • Пенсионная система
  • Фискальное регулирование
    • Общий уровень налогообложения
      • Собираемость налогов
      • Подоходный и социальный налоги
      • Акцизы
      • Налог на прибыль
      • Налоги на использование природных ресурсов
      • Налог с продаж
      • Прочее
    • Методы сбора налогов
    • Налогообложение ТЭК и РАО ЕЭС
  • Финансовая политика

Введение

В последние недели был предпринят ряд реформаторских усилий по нескольким направлениям. В частности, форму официальных документов обрели предложения по реформированию пенсионной системы. Их идеология заключается в том, что пенсия будет состоять из трех частей - базовой, страховой и накопительной. Базовая часть будет гарантирована всем гражданам, имеющим трудовой стаж свыше 5 лет, страховая часть напоминает ныне действующую систему, а накопительная часть будет складываться из средств, накапливающихся на индивидуальном счете каждого работника. Пока не решены вопросы, каков будет механизм инвестирования пенсионных средств и какие компании или организации будут ими оперировать.

В сфере налогообложения важным событием стало поручение президента В.Путина снизить порог, с которого начинается регрессия при взимании социального налога. Резкий рост налоговых поступлений с физических лиц стал результатом снижения подоходного налога и ставок социальных платежей. Поэтому исполнительная власть пошла на новое налоговое послабление в этой сфере. Однако законодатели также не отстают в либерализации налоговой сферы - налоговый подкомитет Госдумы рекомендовал постепенно снизить налог на прибыль с 35% до 27%, но против этого возражает правительство.

Еще одной серьезной новацией в налоговой области стало намерение правительства заменить акцизы на сырую нефть, платежи на воспроизводство минерально-сырьевой базы и плату за пользование природными ресурсами ("роялти") на единый налог на добычу полезных ископаемых. Против принятия этого налога выступают сырьевые регионы, которые могут лишиться ряда своих доходов.

Тем не менее эксперты отмечают, что отечественная налоговая система продолжает оставаться одним из важных факторов сохранения неблагоприятного инвестиционного климата. По каждому отдельно взятому налогу Россия стоит на одном из первых мест по жесткости системы налогообложения. Даже в тех странах, где налоговые ставки номинально выше российских, реальная ставка, по которой уплачивается налог корпорацией или иным производственным агентом, как правило, раза в два меньше, нежели формально установленная. Осуществляется это за счет продуманного налогового планирования при наличии в системе налогообложения значительного количества законодательно установленных льгот. Ситуацию может улучшить возможное принятие пакета мер по упорядочению налогового администрирования и защите бизнеса от контрольных органов.

Обретает план разделить федеральный бюджет на две части - собственно госбюджет и "стабилизационный фонд". При этом в правительстве победил следующий подход к формированию стабилизационного фонда: в него будут направляться все госдоходы сверх "основного" бюджета. Тем самым, механизм формирования стабилизационного фонда не будет поставлен в непосредственную зависимость от экспортных пошлин и цены на нефть.

Серьезной проблемой остается превышение темпов инфляции над показателями, заложенными в бюджете. Ряд экспертов, вопреки оптимистичным заявлениям представителей правительства и Центробанка, считают, что рост цен не удастся удержать в заданных рамках.

В то же время власти сохраняют оптимистический настрой относительно перспектив развития российской экономики. Президент Владимир Путин заявил 10 мая, что положительные тенденции в развитии экономики России сохраняются: вырос ВВП, растет объем производства, резервы Центробанка и объем розничной торговли. "Мы вполне в состоянии удержать инфляцию в заданных параметрах", - подчеркнул В.Путин. Президент также отметил, что за последние четыре месяца по сравнению с тем же периодом прошлого года существенно выросли доходы бюджета. Увеличились поступления по линии государственного таможенного комитета и министерства по налогам и сборам. Эти результаты, отметил В.Путин, свидетельствуют о том, что в прошлом году были приняты правильные меры, направленные на снижение налогового бремени.

Перераспределение финансовых ресурсов государством

Государственный бюджет

Объем расходов федерального бюджета России по произведенному финансированию в 1-м квартале 2001 г сложился в сумме 323,6 млрд. руб., что составляет 17,2% к прогнозному объему ВВП за 1-й квартал, 27,1% к годовым бюджетным назначениям и 93,5% к уточненной бюджетной росписи на 1-й квартал 2001г. Расходы консолидированного бюджета в 1-м квартале 2001г. возросли на 1,1% к объему ВВП по сравнению с соответствующим периодом 2000 г. При этом увеличились расходы как федерального - на 1,2% к объему ВВП, так и территориальных бюджетов - на 1,4%. Расходы федерального бюджета на финансовую помощь регионам увеличились на 1,5% к объему ВВП.

В федеральном бюджете по сравнению с показателями 2000 г. произошло значительное увеличение расходов на обслуживание государственного долга - с 2% к объему ВВП до 4,7%. В то же время процентные расходы территориальных бюджетов уменьшились - с 0,7% к объему ВВП до 0,1%. Процентные расходы федерального бюджета за январь-март 2001 г. составили 883 млрд. руб., или 27,3% от общей суммы расходов. Исполнение процентных расходов составило 36,8% годовых бюджетных назначений и 99,2% уточненной бюджетной росписи на 1-й квартал. Непроцентные расходы федерального бюджета за январь-март 2001г. составили 235,3 млрд. руб. - 72,7% от объема всех расходов, 24,7% годовых бюджетных назначений и 91,6% уточненной бюджетной росписи.

В полном объеме к уточненной бюджетной росписи на квартал профинансированы расходы по следующим разделам: "Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства", "Развитие рыночной инфраструктуры", "Культура, искусство и кинематография", "Средства массовой информации", "Здравоохранение и физическая культура", "Пополнение государственных запасов и резервов" и "Расходы на проведение военной реформы". По остальным разделам расходы федерального бюджета были профинансированы не в полном объеме. Расходы по разделу "Национальная оборона" профинансированы в сумме 52,4 млрд. руб., что составило 24,4% к годовым бюджетным назначениям и 95,4% к уточненной бюджетной росписи на 1-й квартал.

Доходы федерального бюджета в первом квартале 2001 г. составили 318 млрд. руб. или 16,9% к прогнозному объему ВВП.

Профицит федерального бюджета, по предварительным данным Минфина, за январь-апрель составил 67,4 млрд. рублей, или 2,6% ВВП, что соответствует показателю января-апреля 2000. Первичный профицит в январе-апреле составил 162 млрд. рублей, или 6,3% ВВП, против 5,3% ВВП за январь-апрель 2000 года. Доходы федерального бюджета за первые 4 месяца года, по предварительным данным, равнялись 452,8 млрд. рублей, или 17,6% ВВП (январь- апрель 2000г. - 15,7% ВВП). Поступления налоговых платежей в федеральный бюджет составили за этот срок 297 млрд. рублей. Отношение налоговых платежей федерального бюджета к ВВП составило 15,8%, что на 2,4 процентного пункта ВВП выше уровня того же периода 2000 года.

Дополнительные доходы федерального бюджета России за первое полугодие 2001г. могут составить 100 млрд. руб., сообщила замминистра финансов, начальник Главного управления федерального казначейства Татьяна Нестеренко 18 мая. Как ранее заявляла первый заместитель министра финансов Татьяна Голикова, объем дополнительных доходов бюджета по итогам 2001г. прогнозируется на уровне 195 млрд. руб.

Коллегия Счетной палаты утвердила оперативный отчет об исполнении федерального бюджета за январь-март 2001 года. Как говорится в пресс-релизе Счетной палаты, доходы федерального бюджета в первом квартале составили 315,4 млрд. рублей, в их числе налоговые доходы - 297,1 млрд. рублей, неналоговые - 14,8 млрд. рублей, доходы целевых бюджетных фондов - 3,4 млрд. рублей. Расходы на обслуживание госдолга достигли за этот период 88,2 млрд. рублей.

В пресс-релизе отмечается, что ускорение инфляции, снижение темпов роста экономики в первом квартале отрицательно сказалось на состоянии расчетов налогоплательщиков с бюджетом. В связи с этим недоимка по налоговым платежам в бюджеты всех уровней на 1 марта возросла по сравнению с началом года на 21,3 млрд. рублей (на 5,8%), что более чем в 4 раза превышает рост недоимки в первом квартале прошлого года, когда она выросла на 5,3 млрд. рублей.

Около 15% доходов консолидированного бюджета перераспределяются из федерального бюджета к бюджетам территорий, сообщил первый заместитель министра финансов Алексей Улюкаев 23 мая. При этом он отметил, что в настоящее время распределение средств между федеральным бюджетом и бюджетами территорий составляет 45 на 55. По словам первого замминистра финансов, более высокий процент поступлений в бюджеты территорий имеют только страны с высоко развитой экономикой.

Объем нефинансируемых мандатов (т.е. необеспеченных государственных обязательств) оценивается примерно в 8% ВВП и в 2001г. составляет 650-660 млрд. руб., сообщил первый замминистра финансов Алексей Улюкаев. По его словам, "мы смогли продвинуться по пути лечения проблемы нефинансируемых мандатов, когда законодатель принимает обязательство, не обеспеченное финансированием" и в 2001г. около 50 млрд. руб. переведено в категорию финансируемых мандатов. Это сделано путем создания фонда компенсаций, когда государство приняло часть необеспеченных финансированием обязательств на себя.

Правительство приступило к подготовке проекта федерального закона о бюджетном стабилизационном фонде, сообщил 8 мая агентству "Интерфакс" источник, близкий к правительству. Необходимость создания стабилизационного фонда была отмечена президентом Владимиром Путиным в бюджетном послании Федеральному Собранию на 2001 год. Проект закона описывает механизм формирования стабилизационного фонда и механизм расходования его средств. Согласно законопроекту стабилизационный фонд предлагается формировать за счет доходов, связанных с превышением текущих экспортных цен над базовым значением, учтенным при формировании бюджета на соответствующий год. Расходовать средства стабилизационного фонда предлагается, прежде всего, на погашение внешнего государственного долга. Однако средства фонда могут быть направлены и на другие расходы. В соответствии с законопроектом, если экспортные цены ниже тех, с учетом которых формировался бюджет, средства фонда могут быть направлены и на непроцентные расходы федерального бюджета.

Президент Владимир Путин заявил о необходимости при подготовке бюджета 2002 года придерживаться максимально реалистического подхода. На традиционном совещании с руководством правительства 28 мая он призвал "не повторять ошибок прошлого" в этой работе и "не выдавать желаемое за действительное". В.Путин отметил, что при формировании бюджета "нельзя идти по пути неисполнимых обязательств, лучше честно сказать народу, что что-то у нас не получилось".

Доходы федерального бюджета в 2002 году могут составить около 1,5 трлн. рублей, сообщил первый замминистра финансов Сергей Шаталов 24 мая. По его словам, инфляция в 2002 году планируется на уровне 13-14%. С.Шаталов отметил, что при формировании бюджета-2002 есть ряд проблем методологического характера, связанных с порядком формирования стабилизационного фонда. "До 7 июня эти вопросы будут решены", - сказал он.

В основную часть проекта бюджета на 2002г. заложены среднегодовые цены на нефть в размере $17 за баррель ($18,5 по мировым биржевым ценам), рост ВВП на 3,5-4%, инфляция около 12%, сообщил глава Минэкономразвития Ге6рман Греф 10 мая. Если цены на нефть марки Urals в следующем году будут выше, то все дополнительные доходы государства будут направляться в так называемый стабилизационный фонд, который формируется за счет доходов от благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Предполагается, что проект закона о бюджете на 2002 год будет рассмотрен на заседании правительства 24 мая.

Программа развития бюджетного федерализма до 2005 года предполагает постепенный отказ от "расщепления" налогов между бюджетами разных уровней, сообщил заместитель министра финансов Евгений Бушмин 25 апреля. По его словам, речь идет, в частности, о земельном, подоходном налоге, налогах на биоресурсы и игорный бизнес. "Конкретный налог закрепить только за одним уровнем бюджета пока нельзя, но мы будем к этому стремиться", - сказал Е.Бушмин. По его словам, регионам и муниципалитетам также будет предложено отказаться от "расщепления" налогов между их бюджетами. Е.Бушмин сообщил, что программу развития межбюджетных отношений правительство рассмотрит на заседании 24 мая.

При реформировании межбюджетных отношений правительство будет стремиться к системе "один налог - один бюджет", сообщил первый заместитель министра финансов Алексей Улюкаев 23 мая.

Минфин подготовил программу развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года. В программе отмечается, что, несмотря на проведенные в 1990-х годах реформы, сложившаяся в России система межбюджетных отношений не отвечает основополагающим принципам бюджетного федерализма и стратегии развития страны на долгосрочную перспективу. По уровню децентрализации бюджетных ресурсов Россия практически не уступает большинству федеративных государств, однако формально сохраняет крайне высокую, даже по меркам унитарных государств, централизацию налогово-бюджетных полномочий. Региональные и особенно местные бюджеты перегружены обязательствами, возложенными на них федеральным законодательством без предоставления источников финансирования ("нефинансируемые федеральные мандаты"). Основная часть расходов региональных и местных бюджетов, включая заработную плату в бюджетной сфере, а также сеть бюджетных учреждений регламентируется централизованно установленными нормами.

Более 90% налоговых доходов территориальных бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов, подчеркивается в программе Минфина. Министерство финансов считает, что региональные и местные бюджеты остаются недостаточно прозрачными, отсутствует целостная система мониторинга состояния и качества управления общественными финансами, результаты которой были бы доступны не только органам власти и управления разных уровней, но и населению, инвесторам и кредиторам. Кроме того, серьезным препятствием на пути развития бюджетной системы стала неопределенность бюджетного статуса муниципальных образований. В настоящее время в РФ насчитывается порядка 30 тыс. местных (субрегиональных) территориальных единиц, имеющих органы административного управления. Из них около 12 тыс. имеют статус муниципальных образований и менее 5 тыс. - самостоятельные бюджеты. Нынешняя организация местного самоуправления не позволяет провести полноценную, охватывающие все уровни бюджетной системы реформу.

В Бюджетном кодексе, говорится в программе развития бюджетного федерализма, должна быть установлена возможность формирования в субъектах РФ нескольких уровней местных бюджетов (за исключением городов), определена сфера их расходных полномочий, отвечающая предметам ведения органов местного самоуправления, введены единые принципы формирования доходов местных бюджетов разных уровней и выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований. В Налоговом кодексе должен быть расширен, в пределах закрытого перечня, состав местных налогов и уточнены налоговые полномочия органов местного самоуправления разных уровней. Предполагается, что в период реализации программы наиболее существенными изменениями в разграничении налоговых полномочий и доходных источников между уровнями бюджетной системы должны стать:

  • закрепление на долгосрочной основе 100% поступлений по налогу на доходы физических лиц за консолидированными бюджетами субъектов РФ;
  • закрепление на долгосрочной основе не менее 70% поступлений федерального налога на прибыль за консолидированными бюджетами субъектов РФ;
  • зачисление в бюджеты субъектов РФ 100 % платежей за пользование общераспространенными природными ресурсами, а также налога на игорный бизнес с возможным последующим их преобразованием в региональные налоги;
  • повышение централизации платежей за пользование неравномерно размещенными природными ресурсами (прежде всего, по углеводородному сырью/;
  • корректировка пропорций и механизма расщепления поступлений налога с продаж между региональными и местными бюджетами;
  • замена налога на пользователей автодорог на региональный транспортный налог;
  • замена регионального налога на имущество предприятий, местного налога на имущество физических лиц и земельного налога местным налогом на недвижимость;
  • закрепление 100% поступлений (за исключением платежей в госвнебюджетные фонды) по налогам на совокупный доход (единый налог, налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственных налог) за местными бюджетами с расширением полномочий местных органов власти по данным налоговым режимам.

Реформа жилкомхоза

"Стоимость реализации проекта реформирования жилкомхозяйства России составляет около 554 млрд. рублей", - отметил заместитель руководителя рабочей группы Совета Федерации по вопросам энергоресурсосбережения и реформирования ЖКХ, президент некоммерческого партнерства "Энергоресурсосбережение" Константин Кожевников. Решение о разработке программы было утверждено правительством 14 марта 2001 г. Основными разработчиками программы являются Госстрой, министерство экономического развития и торговли, Минфин, ряд других ведомств и министерств. Реализация программы разбита на два этапа - 1-й этап предполагается осуществить в 2002-2005 годы, второй - в 2006-2010 годы.

Переход к предоставлению адресных субсидий малоимущим слоям населения на услуги жилищно-коммунального хозяйства позволит в 2002-2010 гг. в бюджетной системе Российской Федерации высвободить до 514 млрд. руб. в ценах 2001 г. Об этом, выступая на заседании Совета Федерации 16 мая, заявил председатель Госстроя Анвар Шамузафаров. По его словам, переход от системы дотирования убытков предприятиями жилищно-коммунального хозяйства к предоставлению адресных субсидий малоимущим слоям населения в 2003г. является одной из целей программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации. А.Шамузафаров отметил, что в следующем году потребности в субсидиях для компенсации тарифов на жилищно-коммунальное хозяйство составит 20 млрд. руб. При этом из федерального бюджета в 2002 г. на эти цели будет выделено 5 млрд. руб. В то же время он подчеркнул, что с 2004г. объем субсидий составит не менее 30 млрд. руб. (15% от суммарной стоимости потребляемых услуг), при этом предполагается, что до 50% этих субсидий будут предоставлены из федерального бюджета.

Как сообщил первый заместитель председателя Госстроя Сергей Круглик, реализация программы реформы ЖКХ предполагает три этапа. "Первый этап предусматривает инвентаризацию, реструктуризацию и ликвидацию задолженности бюджета, а также населения перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса", - пояснил первый зампредседателя Госстроя, добавив, что на первом этапе также предусматривается ликвидация дотационности жилищно-коммунального комплекса. На втором этапе будут предприняты усилия по развитию "конкурентных отношений в жилищном хозяйстве, созданию системы регулирования естественных локальных монополий, развитию концессионных механизмов". И на третьем этапе, по словам С.Круглика, "предполагается привлечение частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального комплекса и создание этим инвестициям благоприятного фона". Будут апробированы рыночные механизмы привлечения инвестиций в форме банковских кредитов и облигационных займов, а также реализован комплекс мер по снижению рисков кредитования этой сферы путем предоставления государственных и муниципальных гарантий.

Как ожидается, 29 мая Госсовет рассмотрит на своем заседании пакет предложений по концепции реформирования жилищно-коммунального хозяйства, сообщили в администрации президента. Основном предметом обсуждения будут источники средств и ответственные за содержание ЖКХ. Одним из вопросов обсуждения будет система субсидий тем слоям населения, которым придется платить за коммунальные услуги больше, чем прежде.

Пенсионная система

На заседании правительства 11 мая были в основном одобрены проекты федеральных законов для реализации Программы пенсионной реформы: "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "Глава 25 "Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование" части второй Налогового кодекса РФ", "О введении в действие главы 25 "Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование" части второй Налогового кодекса и внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", "Об обязательном накопительном финансировании пенсий в Российской Федерации" и "Об обязательных профессиональных пенсиях в Российской Федерации".

На состоявшемся 11 мая заседании правительства принято решение отправить на доработку законопроект о порядке инвестирования накопительной части пенсий, сообщила на пресс-конференции вице-премьер Валентина Матвиенко. По ее словам, идеология пакета законопроектов по пенсионной реформе заключается в том, что пенсия будет состоять из трех частей. "Первая составляющая - это базовая часть, она будет гарантирована всем гражданам, имеющим минимальный стаж работы в пять лет. Вторая составляющая - страховая часть и третья - накопительная", - пояснила она.

В соответствии с одобренными 11 мая законопроектами, граждане до 35 лет будут отчислять в счет накопительной части пенсии 6 процентов своего заработка, от 35 до 50 лет - 2 процента, с 50 лет признано нецелесообразным заводить накопительный счет. Каждый работающий должен знать, какой у него лицевой счет, сколько средств перечислил работодатель. Кроме того, будет ежегодно публиковаться доходность по инвестициям пенсионных средств. Тариф отчислений в Пенсионный фонд остается неизменным - 28 процентов от фонда оплаты труда. Из него 14 процентов будут уходить в бюджет для выплат базовой пенсии. Остальное будет идти в страховую часть. Для работников с особыми условиями труда (которые сейчас имеют пенсионные льготы "за вредность") предусмотрено создание специальной системы профессиональных пенсий, которые будут начисляться отдельно.

В.Матвиенко отметила, что частные компании будут допущены к процессу инвестирования средств накопительной части пенсий. "Безусловно, государство не будет заниматься инвестированием этих средств - гораздо эффективнее с этим справятся предприниматели", - подчеркнула вице-премьер. При этом она особо отметила, что будет создана такая система "отсева и контроля за данными фирмами", которая позволит обеспечить и безопасное инвестирование этих средств, и их наиболее эффективное использование только в гарантированные проекты.

Пакет документов, касающихся проведения в России пенсионной реформы, может быть внесен в Госдуму до конца весенней сессии, заявил министр труда и социальной защиты Александр Починок 21 мая. По данным министра, уже 28 мая законопроект по пенсионной реформе будет внесен на рассмотрение Национального пенсионного совета.

Пакет законопроектов по пенсионной реформе, одобренной правительством, пока не внесен на рассмотрение в Государственную Думу. Об этом заявил 22 мая председатель комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Александр Шохин. Как он сообщил А.Шохин, есть потребность в корректировке законопроектов и доработки их с учетом роли негосударственных институтов в системе пенсионного обеспечения и механизме размещения средств. Без ответа на эти вопросы пенсионная реформа не может быть осуществлена, отметил он. По мнению А.Шохина, в ближайшие несколько недель необходимо выработать оптимальную модель пенсионной системы. При этом основная задача - не допустить дефолта в этой системе, отметил он.

Фискальное регулирование

Общий уровень налогообложения

Собираемость налогов

Поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ в 1-ом квартале 2001 г. составило 374,2 млрд. руб., в федеральный бюджет из этой суммы поступило 53,4%, сообщили в Министерстве по налогам и сборам. Первое место по объему поступлений в бюджетную систему занимает налог на добавленную стоимость, которого собрано 99,2 млрд. руб., на втором - налог на прибыль (доход) - 84,6 млрд. руб., на третьем налог на доходы физлиц - 48,8 млрд. руб., на четвертом акцизы - 48,3 млрд. руб., на пятом платежи за пользование природными ресурсами - 30,7 млрд. руб. От сбора прочих налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ поступило 62,7 млрд. руб.

Объем налоговых доходов, поступивших в федеральный бюджет в первом квартале текущего года, составил 297 млрд. руб., а их доля в общей сумме доходов федерального бюджета - 93,4%. Росту налоговых поступлений способствовало увеличение налогооблагаемой базы, увеличение уровня собираемости налоговых доходов, улучшение налогового администрирования. Поступления по налогу на прибыль предприятий и организаций составили 353 млрд. руб. - 20,4% годовых бюджетных назначений и 88,9% уточенной бюджетной росписи на первый квартал. Поступление подоходного налога с физлиц исполнено за первый квартал в сумме 522,9 млн. руб., что составило к уточненной бюджетной росписи 161,6%. Налог на добавленную стоимость в первом квартале поступил в сумме 125,8 млрд. руб., исполнение к квартальным бюджетным назначениям составило 106,1%, к годовым - 24,4%. Увеличение поступлений было обеспечено в основном ростом НДС по товарам, производимым в РФ.

Задание на первый квартал по НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, выполнено на 97,2%. Выполнение квартального бюджетного плана по акцизам на подакцизные товары, производимые на территории РФ, составило 94,1% от бюджетных назначений первого квартала и 89,7% - от уточненной бюджетной росписи первого квартала (42,1 млрд. руб.), что связано в основном с недовыполнением плана сбора акцизов по автомобильному бензину (24%), по дизельному топливу (1,6%) и по моторному маслу для двигателей (39,8%). Снижение поступлений в первом квартале 2001 г. акцизов по бензину автомобильному и дизельному топливу объясняется увеличением сроков уплаты акцизов по названным товарам.

Фактическое поступление доходов от взимания таможенных пошлин за первый квартал составило 73,8 млрд. руб. или 38,7% от утвержденного в бюджете годового задания и 103,9% от уточенной бюджетной росписи первого квартала. При этом средства от взимания импортных пошлин составили 17,8 млрд. руб. - 30,3% к годовому заданию и 114,6% к уточненной бюджетной росписи первого квартала. Доходы от экспортных пошлин за отчетный период поступили в размере 56 млрд. руб., что составляет 42,4% к годовому заданию и 100,9% к уточненной бюджетной росписи первого квартала. В основном значительное перевыполнение произошло в связи с превышением действующих в первом квартале 2001г. по сравнению с принятыми в расчетах в федеральном бюджете 2001г. ставок экспортных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты. МНС отмечает существенный рост в 1-ом квартале 2001 г. - более чем в 1,8 раза поступлений в консолидированный бюджет единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Его сбор составил 3,963 млрд. руб.

Сумма задолженности по налогам и сборам в консолидированный бюджет на 1 апреля составила 500,7 млрд. руб., сообщили в Министерстве по налогам и сборам. По сравнению с началом 2001 г задолженность выросла на 8,4%. В частности, из общей суммы задолженности на недоимку приходится 372,2 млрд руб (рост с начала года на 4,9%), отсроченные платежи - 54,1 млрд руб (снижение на 44%).

Подоходный и социальный налоги

Президент Владимир Путин 25 апреля поручил правительству в сжатые сроки добиться снижения единого социального налога, сообщил пресс-секретарь президента Алексей Громов. С такой инициативой накануне к главе государства обратилась вице-спикер Госдумы от фракции СПС Ирина Хакамада. По ее мнению, нынешняя пороговая ставка, с которой начинается регрессия, слишком велика. По словам А.Громова, эта тема стала центральной на встрече 25 апреля В.Путина с министром экономического развития и торговли Германом Грефом, министром по налогам и сборам Геннадием Букаевым и министром труда и социального развития Александром Починком. Президент поручил снизить пороговый размер фонда оплаты труда, с которого начинается регрессия, с 50 до 30 тыс. рублей в год на одного работающего.

Министерство по налогам и сборам считает нецелесообразным снижение размера ставки единого социального налога (ЕСН) в ближайшей перспективе, заявил заместитель главы МНС Салават Аминев 24 мая. По его словам, "в настоящее время в государственных внебюджетных социальных фондов лишних денег нет. Сбор средств в Пенсионный фонд не может быть меньше 35 млрд. руб. в месяц и мы должны обеспечивать их поступление. Только после тщательного анализа поступлений ЕСН по итогам текущего года можно будет говорить, достаточно ли средств собирается на социальные нужны или нет. Если их будет больше, чем надо, тогда можно вести речь о снижении размера ЕСН", - подчеркнул он. В то же время, сказал С.Аминев, можно рассматривать возможность снижения порога налоговой базы на каждого работника, после которого начинает применяться регрессивная шкала.

Министерство по налогам и сборам подготовило и внесло в правительство ряд предложений по внесению изменений и дополнений в главу 24 Налогового кодекса, которая касается единого социального налога, сообщил заместитель главы МНС Салават Аминев. В частности, он сказал, что МНС предлагает ввести уплату единого социального налога одним платежным поручением, при том что сейчас уплата производится 9 платежными поручениями. В то же время С.Аминев заметил, что система индивидуального начисления ЕСН останется на каждого работающего, так как взносы в социальные фонды носят персонифицированный характер, поэтому упрощение системы выплаты взносов невозможно.

Кроме того, МНС предлагает исключить пункт 4 статьи 236 кодекса, по которому выплаты работодателей в пользу работников не признаются объектом налогообложения, если производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль, а для индивидуального предпринимателя либо физического лица - после уплаты налога на доходы физлиц. В предложениях МНС также - освобождение от налогообложения выплат, производимых благотворительными организациями, фондами, исключение из объекта налогообложения выплат, производимых в пользу физлиц организациями, не связанными с налогоплательщиком трудовыми и договорными отношениями, уточнение порядка уплаты налога отдельными категориями налогоплательщиков, в том числе адвокатами и обособленными структурными подразделениями организаций, установление единой налогооблагаемой базы для всех фондов, для чего необходимо включить в объект налогообложения по фонду социального страхования выплаты по договорам гражданско-правового характера.

С.Аминев также сообщил, что предлагается ввести уплату единого социального налога в общем порядке для предприятий, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход. По его словам, в настоящее время работники этих предприятий лишились всех социальных возможностей, то есть у них нет ни медицинских полисов, ни отчислений в социальный фонд и др.

Первый замминистра Сергей Шаталов сообщил 24 мая, что правительство в начале следующего года может внести свои предложения по изменению налогообложения тех доходов граждан, которые направлены на инвестиции в экономику. Речь идет о том, чтобы предоставить налогоплательщикам отсрочку на длительный период с той части дохода, которая была направлена, в частности, на приобретение акций российских компаний. Отсрочка может быть предоставлена на срок от 5 до 10 лет, уточнил первый замминистра. "Если налогоплательщик приобрел акции и не реализовал их в течение этого времени, то он получает отсрочку", - сказал С.Шаталов.

МНС за январь-апрель 2001 года обеспечило поступление в государственные социальные внебюджетные фонды 157,7 млрд. рублей единого социального налога, что на 11,1% превышает установленное на этот период задание и на 35% выше прошлогоднего показателя. Кроме того, отмечается в сообщении МНС, на счета государственных социальных внебюджетных фондов в январе 2001 года поступило 21,9 млрд. рублей единого соцналога (до 16 января текущего года платежи по этому налогу собирали внебюджетные фонды). Таким образом, с учетом направленной в январе на счета фондов суммы всего за январь-апрель 2001 года поступления единого соцналога на 35,5% превысили уровень страховых взносов за соответствующий прошлогодний период.

МНС за январь-март этого года собрало в консолидированный бюджет 48,8 млрд. рублей налога на доходы физических лиц, что в 1,62 раза превышает аналогичный показатель прошлого года. Как сообщается в пресс-релизе управления по информационной политике МНС, в прошлом году за этот период в бюджетную систему поступило 30 млрд. рублей подоходного налога. В МНС пояснили, что рост поступлений налога на доходы граждан в первую очередь связан с увеличением размеров выплачиваемой заработной платы. Кроме того, по мнению представителя налогового ведомства, многие работодатели начали отказываться от выплаты зарплат по так называемым "серым схемам" или "в конверте". Такая "легализация реальной зарплаты" объясняется введением с 2001 года единой ставки налога на доходы от трудовой деятельности в размере 13% вместо ранее применявшихся трех ставок подоходного налога 12%, 20% и 30% в зависимости от совокупного годового дохода граждан, считают в МНС.

Счетная палата намерена провести комплексную проверку в оперативном режиме своевременного перечисления и формирования единого социального налога по итогам первого полугодия 2001 года. Об этом 26 апреля заявил аудитор палаты Иван Дахов. Он отметил, что проверка будет проведена в Министерстве по налогам и сборам, в Федеральном казначействе, в Ленинградской области и Республике Мордовия. По словам аудитора, это позволит в случае необходимости внести корректировки в систему функционирования единого социального налога.

Акцизы

Глава МНС Г.Букаев 24 апреля выразил надежду на то, что с 1 января 2002 года в России будут действовать новые ставки акцизов. Он напомнил, что в настоящее время обсуждается вопрос повышения всех акцизов на 14% в связи с тем, что инфляция "съела" эти поступления. Он также подчеркнул, что по инициативе МНС акциз на ликеро-водочные изделия будет повышен только на 5%. Как пояснил министр, в настоящее время действующие акцизы на эту продукцию и так достаточно высоки и новое заметное их увеличение уже неэффективно скажется на развитие этой промышленности.

Всего за январь-март текущего года в консолидированный бюджет поступило 48,311 млрд. руб. от сбора акцизов по всем подакцизным товарам, что на 63% выше прошлогодних показателей. В федеральный бюджет из этой суммы поступило 40,389 млрд руб (рост на %), а в территориальные - 7,922 млрд руб (рост на 37%). Поступления акцизов на природный газ в федеральный бюджет выросли в 1-м квартале 2001 г. на 86,3% до 30,875 млрд. руб., сообщили в Министерстве РФ по налогам и сборам. Сбор акциза на бензин сложился в размере 2,163 млрд. руб. (рост на 40,5%), а на нефть - 2,296 млрд руб (рост на 11,6%). Акциза на водку собрано в 1-м квартале в бюджетную систему РФ на сумму 7,891 млрд руб (рост на 36,9%), из которых 4,039 млрд руб поступило в федеральный бюджет (увеличение на 34,2 проц).

Налог на прибыль

15 мая на заседании налогового подкомитета Госдумы была одобрена так называемая поправка Гайдара, которая предусматривает поэтапное уменьшение ставки налога на прибыль с действующих 35% до 27% в 2006 году. Ставку предполагается снижать по 2% в год начиная с 2003 года. Присутствовавший на заседании замминистра финансов Михаил Моторин заявил, что правительство это предложение не поддерживает и против принятия поправки протестует. Протестовало правительство и против других поправок, одобренных депутатами подкомитета. В частности, против поправки, наделяющей региональные власти правом по своему усмотрению уменьшать региональную ставку налога и давать налогоплательщикам дополнительные налоговые льготы. А также против поправки, согласно которой ставка налога на прибыль будет распределяться между бюджетами в следующей пропорции: 10% - в федеральный бюджет, 20% - в региональные бюджеты и 5%-в местные. И это распределение будет закреплено в Налоговом кодексе, а не будет регулироваться ежегодно принимаемым законом о бюджете, как этого требовало (и продолжает требовать) правительство.

По мнению газеты "Коммерсантъ", дело осложняется еще и тем, что депутаты и Минфин подготовили два разных варианта главы Налогового кодекса о налоге на прибыль. Так, в варианте Минфина глава называлась "Налог на доходы". То есть объектом налогообложения фактически признавались все без исключения доходы налогоплательщика. Причем перечень их был открытый. Зато возможность вычитать из налогооблагаемой базы расходы жестко ограничивалась. Депутаты предлагали иной порядок: назвать главу "Налог на прибыль" и разрешить налогоплательщикам без каких-либо ограничений относить на себестоимость все документально подтвержденные затраты, а все доходы, подлежащие налогообложению, четко описать в законе, то есть сделать их перечень закрытым.

Кроме того, камнем преткновения между правительством и депутатами стал вопрос об отмене так называемой инвестиционной льготы по налогу на прибыль, которая сейчас позволяет предприятиям относить на себестоимость до 50% прибыли, если она была направлена на капвложения. Минфин предложил отменить эту льготу и заменить ее новым порядком амортизации, который должен дать налогоплательщикам возможность списывать в первые годы после введения основных средств в эксплуатацию большую часть их стоимости. Однако ускоренная амортизация хороша только в том случае, если на предприятии большая часть основных средств новая. Иначе она теряет всякий смысл. Не секрет, что проблема изношенности оборудования - одна из ключевых для России. Именно поэтому депутаты при поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), куда входят представители крупного российского бизнеса, выступили за сохранение инвестиционной льготы.

В конфликт вмешался президент. На встрече в Кремле в январе 2001 года с депутатами фракции "Единство", которая традиционно поддерживала правительственные инициативы, парламентарии неожиданно доложили Владимиру Путину, что проект Минфина (кстати, под ним стояли подписи депутатов фракции) носит фискальный характер, не стимулирует деловую активность и будет способствовать появлению различных способов ухода от налогов и выводу эффективного бизнеса за пределы России. Президент порекомендовал депутатам "проявить настойчивость и продолжить работу над собственным проектом" и добавил, что правительство не должно настаивать на принятии главы Налогового кодекса о налогообложении прибыли в своей редакции.

В итоге компромисс был найден, а согласованный проект главы "Налог на прибыль организаций" 4 апреля 2001 года Госдума приняла в первом чтении. Главное достижение депутатов - сохранение инвестиционной льготы еще как минимум на пять лет, правда, в несколько урезанном по сравнению с действующем порядком виде. Кроме того, перечень расходов, относимых на себестоимость, в законопроекте открыт, а многие из существующих сейчас нормативов или сняты вообще (например, по рекламе), или существенно увеличены.

Депутаты поддержали согласованный законопроект на заранее оговоренных с Белым домом условиях, которые были закреплены специальным постановлением Госдумы. В частности, из текста постановления следовало, что распределение ставки налога на прибыль между бюджетами будет устанавливаться непосредственно Налоговым кодексом, а субъекты федерации сохранят право предоставлять своим налогоплательщикам дополнительные налоговые льготы, то есть смогут по своему усмотрению уменьшать региональную ставку налога. Предполагалось, что при подготовке законопроекта к второму чтению ни депутаты, ни правительство не будут вносить поправки, которые прямо противоречат тексту постановления. Но вышло иначе. Блок поправок, внесенный правительством в Госдуму к второму чтению, стал для парламентариев большой неожиданностью. Например, делить налог на прибыль между бюджетами в Налоговом кодексе правительство считает нецелесообразным, равно как и давать регионам право на льготы. А значит, борьба за прибыль развернется в Госдуме с новой силой. Тем более что и у депутатов есть свои претензии к законопроекту.

Сбор налога на прибыль предприятий и организаций в консолидированный бюджет вырос в 1-ом квартале 2001г. на 37,8% до 84,563 млрд. руб., сообщили в МНС. При этом поступления этого налога в федеральный бюджет увеличились на 30,6% до 35,288 млрд руб, а в территориальные бюджеты на 43,5% до 49,276 млрд руб.

Налоги на использование природных ресурсов

Правительство в ближайшие дни внесет в Госдуму законопроект о налоге на добычу полезных ископаемых, сообщил первый замминистра финансов Сергей Шаталов. По словам С.Шаталова, новый налог будет включать акцизы на сырую нефть, платежи на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а также "роялти" - плату за пользование природными ресурсами. Все это будет являться единым интегральным налогом, пояснил первый замминистра финансов. При этом будут отдельно сохранены акцизы на природный газ, добавил он.

Новый интегрированный налог предполагает резкое снижение платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы, которые в настоящее время являются отдельным налогом, сказал С.Шаталов. Так, по его словам, ставка этого налога для нефтяных компаний в настоящее время составляет 10%, в то время как в новом варианте налогообложения отчисления на ВМСБ будут снижены в общей сумме интегрированного налога до 5%. Первый замминистра пояснил, что законопроект предполагает различные уровни платежей, отчисляемых сейчас в виде налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы, с учетом различных ресурсов. При этом общий объем платежей пользователями природных ресурсов на воспроизводство МСБ в новом налоге будет сокращен в 2 раза, подчеркнул он. С.Шаталов сказал также, что компаниям, которые осуществляют за счет своих средств геологоразведочные работы, будет гарантировано сохранение льгот при налогообложении за пользование недрами.

Главы нефтяных компаний "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", ТНК и "Сибнефти" выступают за установление единой ставки налога на добычу нефти. Как сообщил агентству ПРАЙМ-ТАСС источник в Минприроды, на имя главы этого ведомства Бориса Яцкевича Вагитом Алекперовым, Михаилом Ходорковским, Семеном Кукесом и Евгением Швидлером было направлено письмо, в котором обосновывается эта позиция и содержится просьба поддержать ее в правительстве. В частности, в письме говорится, что "законопроекты, предусматривающие внесение изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса, т.е. глава 27 "Налог на добычу полезных ископаемых" и "О внесении изменений и дополнений в закон РФ "О недрах" удачно решают две проблемы путем объединения двух налогов (плата за недра и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы) в один и установление специфической единой ставки налога на добычу нефти".

"В целом разделяя такой подход и понимая необходимость скорейшего принятия единой законодательной нормы, - говорится в письме, - хотим остановиться на принципиальных для нас аспектах в рамках комплексного налогообложения нефтяных компаний. Установление фиксированной ставки платежа за тонну добытой нефти исключает влияние внутрикорпоративных цен на величину начисляемого налога, значительно упрощает механизм начисления налога и контроля за исполнением. Кроме того, к сожалению, законопроект предусматривает ежемесячную корректировку налоговой ставки с применением шести поправочных коэффициентов, которые, во-первых, не отражают большого количества важнейших параметров, определяющих уровень затрат на добычу нефти (обводненность, содержание сероводорода, транспортная составляющая, аномально высокое и низкое давление и т.д.) и, во-вторых, большая часть предлагаемых коэффициентов легко изменяема (коэффициент дебитности участка, коэффициент выработанности запасов и.т.д.)", - говорится в письме. "В целях обеспечения баланса интересов общества и производителя целесообразно применять единую ставку налога" для всех месторождений, подчеркивается в письме.

Налоговый подкомитет Госдумы подавляющим большинством голосов принял 22 мая решение установить распределение ставки налога на добычу полезных ископаемых между бюджетами разных уровней в Налоговом кодексе. Правительство настаивает на том, чтобы распределение ставок всех налогов, в том числе и этого, утверждалось ежегодно законом о бюджете. Депутаты также решили принимать главу второй части кодекса "Налог на добычу полезных ископаемых" и главу "Таможенная пошлина" пакетом. Это значит, что если Госдума не поддержит хотя бы один из законопроектов, то второй автоматически принят не будет. По информации газеты "Коммерсантъ", при этом "представители правительства не скрывали, что для них главное - налог на добычу полезных ископаемых". Таким образом, таможенными пошлинами придется пожертвовать, дал понять после заседания один из участников со стороны правительства (т.е. ставки таможенных пошлин будут закреплены в НК).

Нефтяные компании поддерживают законопроект о введении налога на добычу полезных ископаемых, заявил председатель правления НК "ЮКОС" Михаил Ходорковский 24 мая. В то же время он подчеркнул, что необходимо провести публичное рассмотрение уровня налогообложения нефтяного комплекса при доработке законопроекта с привлечением международного аудита. М.Ходорковский считает, что уровень налогообложения необходимо рассматривать совместно с таможенными пошлинами, так как по итогам 1-го квартала 2001г. на их долю пришлось 48,8% от всего объема налогообложения нефтяников. Таким образом, сказал он, говорить о существенном снижении налогообложения нефтяной отрасли в связи с введением налога на добычу полезных ископаемых, как это делает Минфин, бессмысленно.

Кроме того, необходимо создать равные налоговые условия для всех инвесторов, включая работающих по СРП. По его мнению, сложившийся сейчас уровень налогообложения нефтяных компаний соответствует потребностям страны - 70% получает государство, 30% - инвесторы. Предложения же Минфина, отменяющие все льготы, стимулируют лишь бегство капитала и нефтяные компании уйдут в страны, где более низкое налогообложение, например, в Казахстан, Азербайджан и другие, более дальние страны. По словам М.Ходорковского, в 2000г. нефтяными компаниями от выручки было заплачено в бюджеты 32%. На текущий год предполагается 34%, что также приемлемо в условиях высоких цен на нефть. Но если предложения Минфина будут приняты, и введено новое налогообложение, то это платежи составят 45% от выручки.

Госдума приняла во втором и третьем чтениях закон "О внесении изменений в федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции". Закон в дополнение к действующей схеме предусматривает введение новой, упрощенной схемы раздела продукции (прямой раздел), при которой вся произведенная продукция при выполнении соглашения подлежит разделу между государством и инвестором в определенной по условиям каждого соглашения пропорции. Закон предусматривает возможность заключения соглашений без проведения конкурсов или аукционов при определенных условиях. Председатель комитета по природным ресурсам и природопользованию Александр Беляков отметил, что новая схема представляет собой более простой механизм, по сравнению с действующей, и предусматривает замену всех установленных российским законодательством налогов и сборов разделом произведенной продукции.

Госдума имеет шансы принять осенью главу Налогового кодекса, посвященную налоговому режиму при реализации соглашений о разделе продукции. Об этом заявил 17 мая председатель комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Александр Жуков.

Как отметил председатель комиссии Госдумы по рассмотрению правовых вопросов пользования недрами на условиях раздела продукции Сергей Иваненко, вступивший в 1996г. в силу закон о СРП создал возможность для работы иностранных инвесторов на стабильных условиях, когда инвестор платит всего 4 налога, в том числе на пользование недрами, на прибыль, единый социальный налог и НДС по нулевой ставке. С тем чтобы закрепить эту льготную систему, от имени группы депутатов Госдумы в январе 2001г. была официально вынесена на обсуждение думская версия законопроекта по принятию главы Налогового кодекса, посвященному налоговому режиму при реализации СРП. Вместо этого варианта в настоящее время в правительстве обсуждается версия Министерства финансов, в случае принятия которой вместо поддержки иностранных инвесторов они будут вынуждены платить около 20 налогов.

По словам С.Иваненко, "минфиновская версия представляет собой попытку изменить через налоговое законодательство ключевые моменты закона о СРП". Он отметил, что суть особого режима по соглашениям раздела продукции заключается в том, чтобы создать привлекательный налоговый режим на длительную перспективу, благодаря стабильности налогов, уплачиваемых иностранными инвесторами, которые не зависели бы от изменений внутреннего законодательства. Однако то, что в настоящее время предлагается правительством приведет к тому, что вместо фиксированного налогообложения налоги, уплачиваемые иностранным инвестором, будут поставлены в зависимость от внутреннего налогового законодательства.

Министерство по налогам и сборам обеспечило в первом квартале 2001г. поступление в консолидированный бюджет платежей за пользование природными ресурсами в размере 30,7 млрд. руб., что на 29,5% выше показателей аналогичного периода прошлого года, сообщили в МНС. В частности, в федеральный бюджет сбор этих платежей вырос на 35,9% до 9,3 млрд руб, а в территориальные бюджеты - на 26,8% до 21,3 млрд руб. Как отмечают в МНС, наиболее крупную позицию в платежах за пользование природными ресурсами занимают платежи за пользование недрами, которых собрано в январе-марте 2001г. в консолидированный бюджет в размере 15,97 млрд руб (рост на 23,3%), в том числе в федеральный бюджет поступило 3,5 млрд руб (рост на 26,5%).

Налог с продаж

Новая редакция закона о налоге с продаж в виде дополнительной главы Налогового кодекса (НК) будет внесена на рассмотрение Думы до конца мая, сообщил первый замминистра финансов Сергей Шаталов 24 мая. Он сообщил, что этот законопроект уже согласован с министерством юстиции, поэтому нет никаких препятствий для его внесения в Думу.

В правительстве принято решение отменить налог с продаж. Чтобы не вызвать новый всплеск недовольства регионов, от этого способа пополнять региональные бюджеты откажутся только в 2004 году. Как сообщают "Известия", изначально и в Минэкономразвития, и в Минфине хотели отменить налог с продаж еще до конца 2001 года. Налог с продаж не приглянулся чиновникам не случайно - весь доход от него направляется исключительно в региональные бюджеты. Максимальная ставка налога - 5%, но местные власти могут вовсе не вводить его и поддерживать таким образом развитие малого предпринимательства на вверенной им территории. На практике же большинство губернаторов просто сделало ставку налога максимальной. Губернаторы испугались, что их вовсе оставят без налога. Под угрозу могло попасть успешное прохождение более важных налогов через Федеральное собрание. Поэтому власти решили не рисковать - отменить налог не сейчас, а в 2004 году. По крайней мере, именно такое решение приняли на заседании правительства. Специальная оговорка на сей счет уже внесена в законопроект о поправках в главу Налогового кодекса о налоге с продаж. Тем не менее в правительстве подготовили несколько изъятий из налога с продаж. Налог с продаж изначально распространялся не на все товары. Если же новая правительственная инициатива пройдет через Думу - а в этом мало кто сомневается, - то этот перечень еще более сократится. Теперь свободными от налога с продаж станут мясо, рыба, овощи, медицинские услуги для населения.

Прочее

Совет Федерации на заседании 16 мая отклонил федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и статью 19 закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Документ устанавливал специальный налоговый режим - систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). По мнению сенаторов, установление такого налогового режима не предусмотрено статьей 18 части первой НК, содержащей закрытый перечень специальных налоговых режимов. Кроме того, данный налоговый режим, предусматривающий замену большинства действующих налогов на единый сельхозналог, по своей сути не соответствует определению специального налогового режима как особого порядка исчисления и уплаты налогов в течение определенного периода времени. Федеральный закон устанавливает по существу новый федеральный налог - единый сельскохозяйственный налог, не предусмотренный ст 13 части первой НК. Большинство сенаторов высказывали мнение, что подобные несоответствия в законодательстве могут привести к серьезным правовым коллизиям.

Методы сбора налогов

Директор Федеральной службы налоговой полиции Михаил Фрадков считает, что до создания в России финансовой разведки необходимо усилить аналитические службы правоохранительных органов, министерств и ведомств. "В настоящее время актуальной является проблема усиления аналитических служб. По мере ее осмысления, в том числе в рамках рассмотрения этого вопроса в Минфине, проводится оценка эффективности деятельности всех органов, обеспечивающих экономическую безопасность страны, в том числе ФСНП. Далее будет более четко видно, где создавать новую структуру", - сказал М.Фрадков 14 мая. М.Фрадков считает, что в решении этих задач помимо центрального аппарата важная роль отводится главным управлениям ФСНП по федеральным округам и территориальным подразделениям налоговой полиции. Глава ФСНП полагает, что из всех органов, которые в большей степени могут претендовать на создание новой аналитической службы, необходимо отметить Минфин.

Минфин считает нецелесообразным наделять правом контролирующего органа, который будет следить за исполнением закона о противодействии легализации незаконно полученных доходов, один из правоохранительных органов. "Я думаю, уполномоченным будет не правоохранительный орган. Хотя закон такого абсолютно не исключает, но неявно логика документа предполагает, что уполномоченный орган должен быть равноудален от правоохранительных и равнодоступен им, может быть, это будет новый орган, может, какой-то из существующих," - заявил первый замминистра финансов Сергей Игнатьев. Вместе с тем он отметил, что конкретное решение о создании органа, который фактически является финансовой разведкой, будет принято только после одобрения соответствующего закона парламентом и президентом. С.Игнатьев добавил, что даже если закон будет принят в нынешнем виде, в течение 2-3 лет документ претерпит серьезные изменения. "Ведь мы сейчас пишем закон о чем-то, чего пока еще нет, - я имею в виду систему сбора, передачи, анализа информации. Пока нет опыта", - заявил он.

Возможность создания для крупнейших налогоплательщиков в стране отдельных налоговых инспекций рассматривалась 25 апреля на встрече президента Владимира Путина с министром по налогам и сборам Геннадием Букаевым. По мнению министерства, это позволит осуществлять ежемесячный мониторинг за сбором налогов. Речь шла также о модернизации налоговых органов, создании межрегиональных инспекций в федеральных округах, а также об упорядочении работы территориальных налоговых инспекций.

Использование страхования жизни для выплаты заработной платы возможно благодаря несовершенству действующего законодательства. Об этом заявил 22 мая начальник отдела МНС по налогообложению страховых организаций и пенсионных фондов Андрей Хуторев. По его словам, необходимо внести изменения в главу 48 Гражданского кодекса, в закон об организации страхового дела, а также в Налоговый кодекс, чтобы предприятиям и страховым компаниям было невыгодно использовать зарплатные схемы. Как отметил представитель МНС, в настоящее время все письма Минфина, который осуществляет надзор за деятельностью страховщиков, носят рекомендательный характер. По мнению А.Хуторева, при подготовке главы 25 Налогового кодекса налог на прибыль предприятий и организаций при предоставлении предприятиям налоговых льгот по страхованию жизни при причислении взносов по страхованию жизни необходимо предусмотреть наличие выжидательного периода, когда между уплаченными премиями и страховыми выплатами не может быть менее одного года.

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) по состоянию на начало 2001 года получили порядка 40 млн. российских граждан, сообщил министр по налогам и сборам Геннадий Букаев 24 апреля. По его словам, задача-минимум, которая стоит перед МНС, присвоить до конца года ИНН 85-90 млн. граждан. Таким образом МНС планирует охватить всех работающих граждан России, отметил он. Министр также предложил на основе получения информации о доходах граждан ввести практику "формирования доходов семей". По его мнению, этот не только бы помогало учитывать доходы, но и позволяло бы предоставлять семьям "персональные дотации".

Комментируя планы развития налоговой системы России, Г.Букаев подчеркнул, что информатизация и создание единого информационного пространства для налогоплательщиков является главной задачей развития ведомства. В частности, отметил он, важная роль уделяется проблеме электронного ввода данных. Г.Букаев напомнил, что в первом полугодии завершается тестовая эксплуатация электронного ввода данных в Москве, после чего этот метод будет распространен на всю Россию. "Бумажный вариант работы устарел", - сказал он.

Министр также призвал налоговые органы уделить особое внимание работе над государственным реестром налогоплательщиков. Он заявил о необходимости не только обновить данные, но и усовершенствовать госреестр с учетом новых информационных технологий. Г.Букаев считает необходимым активнее развивать получение налоговиками информации от "сторонних" организаций в электронном виде, в том числе ЗАГСов, БТИ, ГИБДД и так далее. Он напомнил, что в Москве уже существует практика сотрудничества с подобными организациями, за исключением паспортно-визовой службы. "Это начало, я думаю, мы будем расширять этот круг", - отметил он.

Налогообложение ТЭК и РАО ЕЭС

Перед майскими праздниками правительство внесло в Госдуму законопроект о введение нового налога - на добычу полезных ископаемых. Изначально предполагалось отменить действующие сейчас налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизы на нефть, а также изменить порядок взимания роялти (ренты за пользование недрами), установив в Налоговом кодексе единую методику расчета ставки роялти. При этом ставку роялти для нефтяных компаний правительство предложило дифференцировать по месторождениям в зависимости от экономических, географических, геологических и других условий добычи. Для этого в законопроекте предусмотрено шесть различных коэффициентов.

В начале апреля накануне заседания правительства, посвященного реформе налогообложения природных ресурсов, в Белом доме состоялось заседание совета по предпринимательству, на котором нефтяники высказали Михаилу Касьянову свое отношение к этому вопросу. Против дифференциации выступил глава ЮКОСа Михаил Ходорковский. На совете он заявил, что "наличие коэффициентов приведет к произволу чиновников, устанавливающих конкретный размер ставки, и, как следствие, к коррупции". Его поддержали нефтяники из "ЛУКойла", ТНК и "Сибнефти". Они написали письмо министру природных ресурсов Борису Яцкевичу. "Предлагаемая индексация налоговой ставки неизбежно приведет к неоднозначности и произволу при расчете ставки налога, что противоречит основам налогового законодательства РФ и на практике приведет к разногласиям и судебным разбирательствам как с проверяющими органами, так и с органами, утверждающими поправочные коэффициенты", - подчеркивалось в обращении.

В результате к моменту внесения в Госдуму в тексте законопроекта остался только один коэффициент - экономических условий, который должен учитываться в случае изменения мировых цен на нефть. А значит, ставка нового налога для всех компаний будет единой. Более того, нефтяникам удалось снизить ее размер с первоначально предложенных правительством 600 руб. до 425 руб. с тонны нефти. Но столько нефтяники будут платить в случае, если цена на нефть будет составлять 4300 руб. за тонну ($20,5 за баррель).

Если цена будет выше, выше будет и ставка налога. Например, сейчас цена нефти колеблется в районе $28 за баррель. При такой цене нефтяникам пришлось бы отдавать в бюджет порядка 580 руб. с тонны нефти (при существующей системе налогообложения налоговая нагрузка не превысит 400 руб.).

По информации газеты "Коммерсантъ" со ссылкой на "экспертов нефтяного рынка", в течение ближайших трех лет для оптимизации взимания фискальный платежей будет введена методика расчета справочных цен, с которых и будет удерживаться налог. Скорее всего, справочные цены будут ориентированы на мировые. Использование внутрикорпоративных (так называемых трансфертных) цен при расчетах между подразделениями компании - один из самых популярных способов оптимизации налогообложения для нефтяников. По данным экспертов Министерства по налогам и сборам, при сложившейся на рынке цене нефти Urals 1700 руб. за тонну нефтяные компании продают ее своим подразделениям в пять-шесть раз дешевле и, следовательно, выплачивают меньше ресурсных налогов. В Минэнерго подсчитали, что если бы нефтяники продавали нефть своим дочерним подразделениям по рыночной цене, федеральный бюджет получал бы дополнительно около $2 млрд. в год. Трансфертные схемы используют практически все вертикально интегрированные компании (структуры, включающие добычу, переработку и розничные сети АЗС, то есть работающие по принципу "от скважины до топливно-раздаточной колонки").

Впервые об отмене трансфертных цен чиновники Минфина заговорили весной 2000 года. Тогда в Госдуму были внесены поправки в первую часть Налогового кодекса, определяющие "порядок применения компаниями трансфертных цен и признания лиц взаимозависимыми". Поправки существенно ужесточали правила трансфертного ценообразования, что сразу же вызвало недовольство практически всех нефтяников, чьими лоббистскими усилиями рассмотрение поправок было отложено. После этого Минфин стал добиваться введения справочных цен через Кремль и Белый дом. В ноябре прошлого года президент В.Путин дал поручение МНС и Минэкономразвития разработать методику определения внутрироссийских рыночных цен.

По данным "Коммерсанта", сейчас в правительстве разрабатывается несколько методик и способов начисления "справочной цены". Первый - исходя из экспортной цены на сырую нефть. В данном случае справочная цена будет соответствовать цене реализации на мировых биржах. Второй - учитывающий среднюю стоимость реализации бензина и дизельного топлива. В этом случае будут учитываться расходы по переработке нефти на нефтеперерабатывающем заводе, затраты на транспортировку и прочие издержки. "Для этого нужно учитывать нормы прибыли каждого завода, его затраты и рентабельность. А это строго индивидуально, и единая математическая формула здесь неприменима", - пояснил исполнительный директор Московской топливной ассоциации Георгий Сергеенков.

Совет Федерации 16 мая одобрил в редакции согласительной комиссии закон "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности". По результатам работы согласительной комиссии в ранее отклоненный документ был внесен ряд изменений и уточнений. В число плательщиков единого налога наряду с организациями и предпринимателями, осуществляющими рознично выездную (не стационарную) торговлю горюче-смазочными материалами, теперь включены также организации и предприниматели, занимающиеся розничной стационарной торговлей ГСМ. Тем самым, отмечалось на заседании, по сути восстановлена в этой части редакция действующего Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", согласно которому к числу плательщиков единого налога отнесены организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сфере оборота ГСМ.

Финансовая политика

По мнению председателя ЦБ Виктора Геращенко, по итогам года инфляция составит не более 14%, как и заложено в бюджете. В.Геращенко также отметил, что инфляция в России является "инфляцией спроса" и обусловлена повышением тарифов на коммунальные услуги, перевозки и т.д. Геращенко считает, что инфляция в мае не превысит 1%. "Мы надеемся, что инфляция в мае будет менее 1% и по итогам года не превысит 14%, так как инфляционные факторы себя исчерпали", - сказал он.

Инфляция в 2001г. составит 14-16%. Такую оценку высказывает Министерство экономического развития и торговли в отчете о состоянии экономики в январе-апреле 2001г. Как отмечается в материалах Минэкономразвития, высокие темпы инфляции остаются одной из острых экономических проблем. Прирост потребительских цен в апреле составил 1,8%, а в целом за четыре месяца 2001г. - 9% против 5% в январе-апреле 2000г. Это обусловлено, прежде всего, существенным ростом денежной массы в 2000г., вызванным значительным притоком иностранной валюты и увеличением темпов роста тарифов на платные услуги населению, а также повышенными инфляционными ожиданиями в начале года в связи с предполагаемой девальвацией рубля в условиях значительных объемов необходимых выплат по внешнему долгу, говорится в материалах министерства. В материалах также отмечается тенденция укрепления реального курса рубля по отношению к доллару, а также повышение реального эффективного курса рубля. Постепенный рост реального эффективного курса уже "скомпенсировал" около половины почти двукратного его снижения после августовского кризиса 1998 г.

Мнение о том, что рост тарифов на услуги естественных монополий является главным источником высокого инфляционного роста в первые месяцы 2001г., неправильно, заявил министр экономразвития Герман Греф 27 апреля. По данным Госкомстата, индекс цен производителей в первом квартале, который равняется 4,7%, существенно отстает от инфляции на потребительском рынке - более 7%. Таким образом, добавил министр, быстрый рост потребительских цен в начале года вряд ли можно объяснить повышением цен на транспорт и энергию. По мнению Г.Грефа, наибольший вклад в динамику инфляции внесли продовольственные товары. "По сути, мы имеем дело с достаточно ярко выраженной инфляцией спроса", обусловленной тем, что на фоне явного замедление темпов роста производства, особенно в пищевой промышленности и сельском хозяйстве, и устойчивого роста доходов населения равновесие на рынке достигается за счет роста цен, отметил министр.

Как заявил замминистра экономразвития Аркадий Дворкович 14 мая, инфляция в 2000г. будет в заданных параметрах. В настоящий момент не существует опасности того, что она выйдет из-под контроля правительства. По его словам, инфляция в последующие месяцы снизится до 1% в месяц. А.Дворкович отметил, что экономические предпосылки для роста инфляции, существовавшие в конце прошлого - начале этого года, уже практически исчерпаны.

Инфляция в июне 2001 года составит около 1%, заявил 21 мая руководитель рабочего центра экономических реформ при правительстве Владимир Мау. По его словам, инфляция будет "определенно меньше 2%, думаю, что в районе 1%". Он отметил также, что в мае текущего года инфляция "уже будет где-то порядка 1,3%".

Председатель бюджетного комитета Думы Александр Жуков считает, что инфляция по итогам 2001 года не превысит 20%. Такое мнение он высказал 22 мая. По его оценкам, рост ВВП по итогам этого года в 4-5% можно будет считать "неплохим результатом", несмотря на то, что по сравнению с прошлым годом темп роста снизился. "Большего без структурных реформ, ожидать трудно", - сказал А.Жуков.

Курс рубля по отношению к доллару в 2001г. будет стабильным и не превысит 31 руб. за $1, заявил председатель Центробанка Виктор Геращенко 27 апреля. Банк России проводит политику по удержанию курса рубля в пределах, обозначенных законом о бюджете на текущий год, отметил глава ЦБ. В.Геращенко отметил, что платежный баланс страны стабилен.


читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).