будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
безработица мигранты
Май 12, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Грозящая безработица и как с ней бороться

Грозящая безработица и как с ней бороться
labour-exchange
Биржа труда. 1909 г. Фото: www.gcsehistory.org.uk

Недавнее высказывание премьер-министра Дмитрия Медведева на Международном инвестиционном форуме Сочи-2013 по поводу грозящей нам всем безработицы и конкретизировавшие его мысль слова нового министра экономики Алексея Улюкаева не могут не вызвать некоторого удивления. С одной стороны, власти любой более или менее цивилизованной страны всегда стараются не беспокоить лишний раз широкие массы и в публичных выступлениях говорят, что у нас в стране (в экономике) все хорошо или вот-вот станет хорошо. В этом смысле слова российского премьера о том, что «государству необходимо отказаться от практики сохранения занятости любой ценой», явно диссонируют с обшепринятыми нормами поведения политических руководителей подобного ранга.

С другой стороны, заявление г-на Улюкаева свидетельствует о том, что ничего страшного в принципе не произойдет. Министр прогнозирует рост безработицы на 1 процентный пункт (с 5% экономически активного населения до 6%), что в переводе на абсолютные цифры дает к уже имеющимся безработным дополнительно 750 -760 тыс. человек. В масштабе российской экономики это не так много. При официальной занятости в районе 71 млн. человек и официальной безработице около 4 млн. человек появление еще одного миллиона безработных не должно, по идее, вызывать панических настроений у центральных экономических властей.

Конечно, некоторые поводы для беспокойства все же имеются. Сокращение доходов государственного бюджета вынуждает сокращать расходы и, в первую очередь, прекращать финансирование программ господдержки отдельных отраслей, благодаря которым в российской экономике как раз и поддерживается почти полная занятость. Если финансовая поддержка сократится (или вообще прекратится), занятость снизится и, что самое плохое, ее снижение может повлечь за собой мультипликативное снижение занятости в смежных отраслях, которые господдержку прямо не получают.

В своем выступении г-н Улюкаев указал, что рост безработицы возможен, прежде всего, в моногородах, градообразующие предприятия которых, видимо, и лишатся господдержки. И поскольку эти дополнительно появившиеся безработные будут сконцентрированы в одном месте, то они смогут доставить сильные неприятности властям – и местным, и федеральным.

Добавим, что к росту безработицы может привести планируемое замораживание тарифов на услуги государственных монополий. Хотя в целом для экономики эта мера, безусловно, благотворная, но, по мнению руководителей монополий, заморозка тарифов приведет к нехватке ресурсов для финансирования инвестиционных проектов, и поэтому значительное количество рабочих и служащих, занятых при реализации этих проектов, придется уволить.

Однако, несмотря на непростую ситуацию в области занятости, все же следует отметить, что это ситуация конъюнктурная, другими словами, ситуация текущего дня. Будущее же, причем не очень далекое, видится совсем другим.

Эта ситуация будет состоять в том, что на рынке труда в полную силу начнет проявляться эффект т.н. демографического провала или демографической ямы, вызванный спадом рождаемости в 90-е годы. Этот спад приведет к тому, что количество новых рабочих рук, поступающих на рынок труда с начала 2010-х годов, будет меньше количества рабочих рук, этот рынок покидающих. Иначе говоря, новых работников, вступающих в трудоспособный возраст, будет меньше, чем работников, выходящих из трудоспособного возраста. То есть на рынке труда должен образоваться дефицит предложения рабочей силы.  

Если мы возмем численность двух возрастных категорий предпенсионного/пенсионного возраста (50-54 года и 55-59 лет) и сравним их с численностью молодежи, еще не вступившей в трудоспособный возраст (10-14 лет) или находящейся почти рядом с ним (15-19 лет), то сможем количественно оценить будущий дефицит рабочей силы. Итак, население в возрасте 50-54 года составляет 11,5 млн. чел., в возрасте 55-59 лет – 10,2 млн. чел. А вот у подрастающего поколения совсем другие показатели. Численность молодых людей в возрасте от 10 до 14 лет составляет всего 6,5 млн. чел., в возрасте от 14 до 19 лет – 7,6 млн. чел. Таким образом, к концу ближайших пяти лет дефицит рабочих рук будет составлять 2,2 млн. человек, а концу десятилетия – 7,2 млн. человек.

Естественно, на этом фоне дополнительные 750 тыс. безработных, которые нам обещает министр экономики, не производят сильного впечатления. Поэтому можно предположить, что основной заботой российских экономических властей должна быть грядущая нехватка рабочих рук, а не их временный избыток.

Более того, надо отметить, что если общий дефицит рабочих рук еще не наступил, то вот структурный дефицит существует уже давным-давно. И для того, чтобы это заметить, нет необходимости обращаться к статистике.  Достаточно пройтись или проехатся по улицам многих российских городов, или зайти в магазины. 

Понятно, что мы имеем в виду трудовых мигрантов, которые работают в строительстве, коммунальном хозяйстве, торговле и наземном общественном транспорте - или даже в подпольных цехах по пошиву одежды. Их очень много, и они работают на тех рабочих местах, на которые сами россияне не очень-то рвутся из-за плохих условий труда или низкой заработной платы.

Количественно оценить их достаточно сложно, так как кроме легальных мигрантов (граждан СНГ), есть еще и нелегальные. Но если оценивать только легальных мигрантов, то с 2000 года, за 13 лет, в Россию прибыло 3 млн. 750 тыс. человек. Понятно, что не все из них были в трудоспособном возрасте, но то, что подавляющая часть приехала именно на заработки – сомнений не вызывает. Не вызывает сомнений и то, что заработок они себе нашли.

Но это еще не все. Развитие российской экономики зашло так далеко, что дефицит рабочей силы распространился не только на низкостатусные рабочие места, но и на вполне престижные и очень высоко оплачиваемые. Так, к примеру, быстрое развитие авиационных перевозок за несколько последних лет привело к появлению дефицита пилотов авиалайнеров. По мнению основных российских авиаперевозчиков, дефицит пилотов первого класса оценивается в 1000 человек.

Понятно, что высокостатусных рабочих мест не так много, как низкостатусных, но сам факт появления подобного рода дефицита говорит о многом. А именно – еще до того, как у нас в стране появится общий дефицит рабочей силы, мы будем иметь постоянно растущий структурный дефицит.

Поэтому было бы очень хорошо, если бы наши ведущие экономические ведомства озаботились не безработицей, а грядущим дефицитом рабочей силы, пока у них (и у нас) еще есть в запасе несколько лет. И начинать лучше прямо сейчас, потому что бороться с дефицитом рабочих рук гораздо труднее, чем с их профицитом.

Хотя, с другой стороны, кто знает, что имел в виду премер-министр, когда говорил в Сочи, что российсктие граждане должны быть готовы к тому, что «…довольно значительной части населения придется менять не только место работы, но и профессию, и место жительства». Может быть, он намекал на то, что безработные из моногородов должны будут занять низкостатусные рабочие места в крупных городах и тем самым вытеснить мигрантов туда, откуда они явились?

Это и в самом деле иначе как «большой политикой» не назовешь – решить свои экономические (и заодно – социальные) проблемы, переложив их на соседние страны.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).