будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 16, 2025
Хозяйство
Сурначева Елизавета

Гуманитарная поддержка внешней экспансии

Гуманитарная поддержка внешней экспансии
bashn

Коммуникационная группа «Агентство гуманитарный технологий» и Росзарубежцентр подписали соглашение по совместному информационному обеспечению внешней политики РФ, подразумевая под этим в том числе поддержку зарубежных проектов российского бизнеса. В ближайших планах – создание «благоприятного образа нашей страны за ее пределами, а также развитии долгосрочных комплексных программ в гуманитарной, культурной, научно-технической, образовательной и деловой сферах международного сотрудничества», отметила руководитель Росзарубежцентра Элеонора Митрофанова. Однако по-настоящему благоприятный образ российских компаний сложится, по мнению новых имиджмейкеров, только при повышении прозрачности и меньшей агрессии ведения бизнеса.

По словам председателя совета директоров АГТ Вячеслава Лащевского, за последний год растет количество позитивных оценок России и российского бизнеса: если в прошлом году лишь 29% опрошенных давали позитивную оценку России и Российскому бизнесу, то в текущем уже 37%. Кроме того, отметил Лащевский, отношение к российскому бизнесу лучшем, чем к «стране в целом». «Российская власть где-то излишне четко формулирует свою позицию, - отметил Лащевский. - С другой стороны, она показывает, что готова к диалогу». Согласно последнему исследованию Trust Barometer компании Edelman, российскому бизнесу за рубежом доверяют чуть больше, чем в прошлом году, но все еще показательно мало. По мнению исполнительного вице-президента РСПП Владимира Передерия,  исправить ситуацию помогают IPO российских компаний и повышение открытости бизнеса в целом (см. также: Михаил Захаров. Бизнес на доверии).

Российский бизнес, по словам Лащевского, уже «вырос» до покупки западных промышленных активов, интерес к таким покупкам сейчас крайне высок. О покупке зарубежных активов заявили «Северсталь», «Мегафон», «Вымпелком», АФК «Система» и ВТБ. Недавно появилось публичное заявление Сбербанка о намерении приобрести банковские активы во всех странах мира, чтобы выйти в число банков – лидеров мировой экономики, отметил Лащевский.

Однако если выход на IPO практически всегда успешен, и компаниям удается разместить свои акции на Лондонской и Нью-йоркской биржах, отметил Лащевский, то попытки вхождения в промышленность часто имеют негативные последствия. В качестве негативных примеров Лащевский привел попытку «Северстали» стать крупнейшим акционером компании Arcelor, и попытку «Лукойла» войти на американский рынок АЗС.

Часто корпоративный скандал выливается в серию статей западных СМИ о «русской мафии», «шальных русских деньгах» и криминальном прошлом «русских олигархов», срывающих сделку и еще больше очерняющих имидж российских компаний в целом. «Мы помним, когда «Северсталь» боролась за Arcelor с индийским миллиардером Лакшми Миттелом, то Миттал, сообразив, что может проиграть «Северстали» борьбу за Arcelor, сумел на свою сторону привлечь лоббистские институты в Америке, нанял ряд PR-компаний, которые работали на европейском рынке, - отметил Лащевский. – В СМИ появились многочисленные заказные публикации о «шальные русские деньгах», которые могут «погубить европейскую промышленность». В результате страсти вокруг российского бизнеса привели к тому, что сделка «Северстали» не состоялась». Алексей Мордашов после этого жаловался на «предубежденность», а Виктор Христенко назвал отказ Arcelora «русофобией». Через некоторое время Мордашов завершил IPO стоимостью в 1 млрд долларов, модернизировал отчетность «Северстали» и даже обещал пригласить с Запада неисполнительных директоров, чтобы повысить доверия к компании. В последнем интервью «Ведомостям» Мордашов отметил, что после IPO «модель корпоративного управления стала совсем другой, все наши внутренние процедуры благодаря независимым директорам проходят дополнительный контроль. Наши независимые директора, очень умные люди с огромным бизнес-опытом, нам очень помогают в развитии компании. Наконец, мы стали лучше известны публичным рынкам. А наша капитализация с момента IPO выросла в 2,5 раза».

Аналогичный пример привел Лащевский из истории «Лукойла» в США. ««Лукойл» не смог защитить свои интересы в части реализации экологических претензий на 19 млн долларов, получил проблемы от инвалида, который подал иску в суд по поводу дискриминации по отношению к инвалидам, заявив, что автозаправки «Лукойл» не приспособлены для пользования людьми, которые имеют физические недостатки, и на этом основании суд рассматривал просьбу ряда франчайзеров, которые входят в сети «Лукойла», не менять бренд Mobil».

В целом образ российского бизнеса за рубежом Вячеслав Лащевский охарактеризовал как «агрессивный, активный и жесткий». «Надо корректно помочь российскому бизнесу стать более гуманитарным, открытым», - резюмировал Лащевский.

Причинами риска российских компания за рубежом Лащевский назвал недостаточные знания о законодательстве страны, незнание существующей судебной системы, отсутствие связей во власти и СМИ, незнание специфики национального характера и «абсолютную зависимость от иностранных консультантов». Именно это, а особенно «зависимость от иностранных консультантов» для изучения специфики национального характера, и собираются совместно корректировать коммуникационная группа АГТ и Росзарубежцентр. «Работу своими силами на зарубежных рынках» Лащевский назвал одним из главных достоинств компании АГТ – «мы не берем субподряды».

В качестве основной причины причин негативного восприятия российского бизнеса за рубежом было названо «некорректное поведение» российских компаний на западных рынках. Однако, по словам Лащевского, ментальность российского бизнеса меняется, и доверие к нему растет. «Бизнес требует прозрачности, открытости - это составные части улучшения имиджа». В докладе Economist Intelligence Unit 2007 года главными проблемами российских компаний, по мнению западных руководителей, были названы недостатки в корпоративном управлении, нехватка прозрачности и отсутствие деловой этики. Только 10% респондентов признали, что российские компании – это конкуренты мирового класса.

«Компаниям требуется время, - отметил Лащевский. – Имидж будет улучшаться через корректировку бизнес-отношений и личных коммуникаций. Российскому бизнесу нужны время и знания».

Вячеслав Лащевский не назвал, с какими конкретно компаниями сейчас уже есть договоренность об улучшении имиджа: «Это соглашение - не локальная задача, стоящая за каким-то конкретным бизнес-проектом. У нас за пазухой ничего нет, это чистая история».

В рамках совместных комплексных программ АГТ и Росзарубежцентра планируется развитие долгосрочных разносторонних контактов представителей российских деловых кругов с бизнес-средой других стран, в том числе за счет использования организационных возможностей представительств Росзарубежцентра. В числе планируемых мероприятий: проведение бизнес-форумов, реализация образовательных программ и предоставление информационных услуг, помогающих российским компаниям адаптироваться к социальным, культурным и экономическим условиям других государств.

Российские власти уже не раз пытались озаботиться образом российских компаний. МЭРТ взялся улучшать имидж России сразу по нескольким направлениям – улучшение инвестиционного имиджа России за рубежом и продвижение национальных и региональных российских брендов. Как уже писал «Полит.ру», МЭРТ при разработке программы анализировал опыт других стран. Так, Чехия тратит на пиар $12-13 млн. в год, а Великобритания – $700 млн. В Ирландии за 12 лет работ аналогичной структуры (Агентства по индустриальному развитию) объем иностранных инвестиций вырос с $1 млрд. до $25 млрд. В 14 странах такие агентства созданы при участии государства, а в восьми работают исключительно на государственные деньги (см. подробнее: Сергей Мартынов. «Госкорпорация «Светлый образ»).

Запущенный в 2005 году на государственные деньги англоязычный телеканал Russia Today (бюджет $30 млн в год), по оценке экспертов, не смог зарекомендовать себя заслуживающим доверия источником информации, поскольку деятельность российских имиджмейкеров сильно напоминает советскую пропаганду. Кстати, для осуществления проекта МЭРТа планируется привлечь какое-нибудь крупное иностранное рекламное агентство, выбранное на конкурсной основе. По аналогии с Russia Today была попытка запустить пропагандистский проект Trendline`s Russia («Российские тренды») в виде приложения к Washington Post, британской Daily Telegraph и китайской «Жэньминь жибао».

Сурначева Елизавета
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).