будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 12, 2025
Хозяйство
Ершов Михаил

Инфляция уже на минимуме, а роста экономики все нет

Инфляция уже на минимуме, а роста экономики все нет
null-2422185_1280_r8omg4P
Источник: pixabay.com

Инфляция в России находится на рекордно низком уровне - согласно показателям, сейчас она даже ниже целевых данных Банка России. Такая тенденция сохраняется уже пятый квартал подряд, однако темпы роста экономики в последнее время замедляются. Имеющихся инвестиций, несмотря на благоприятную тенденцию их роста после затяжного спада в 2014-2016 годов, недостаточно для ускорения роста экономики. А нестабильность инвестиционной динамики будет ослаблять и без того неуверенный рост промышленности.

Одна из причин - неучастие денежных властей в управлении экономическим ростом, что приводит к неоправданно низкой доступности денег в промышленном секторе и существенному накоплению средств в финансовом. Кроме того, ситуация осложняется антироссийскими санкциями, которые были введены в 2014 году и существенно затруднили  привлечение дешевых ресурсов для российских банков.

Инфляция в России уже пятый квартал подряд находится на минимальных исторических уровнях и сейчас даже ниже целевых показателей Банка России. Но при этом темпы роста экономики остаются минимальными и неустойчивыми.

Сохранение санкций и их расширение существенно затрудняет привлечение дешевых ресурсов для российских банков. Возможности длинного фондирования по низким ставкам на внешних рынках ограничиваются также для крупных предприятий, в том числе экспортеров. Это негативно сказывается на инвестиционной деятельности предприятий страны и ухудшает показатели их деятельности.

В такой ситуации предприятия все больше вынуждены переориентироваться на внутренние рынки капитала, масштабы которых незначительны, а условия на них хуже, чем на внешних рынках. 

Пока предприятия все больше вынуждены переориентироваться на внутренние рынки капитала, масштабы которых незначительны, а условия на них хуже, чем на внешних рынках. При том, что экономика страны располагает необходимыми ресурсами и рычагами, чтобы обеспечить успешное развитие и смягчить негативное воздействие внешних санкций. 

Хотя процентные ставки по кредитам для реальной экономики снижаются вслед за снижением ключевой ставки Банка России, цена денег для нефинансовых организаций остается на более высоком уровне, чем рентабельность большинства отраслей обрабатывающей промышленности.

Это уменьшает спрос на кредиты, ведет к стагнации банковского кредитования и монетизации экономики в целом, одновременно тормозя экономический рост.

Реальные ставки в РФ значительно выше, чем в других странах, а это создает неравные условия для российского реального сектора, ухудшая его конкурентные позиции на мировых рынках.

Высокие процентные ставки являются фактором формирования структурного профицита ликвидности у банков, который начал отмечаться в России с 2017 года и сейчас достиг 4,2 трлн рублей, то есть почти 5% ВВП. В таких условиях ЦБ РФ в прогнозе до 2020 года ожидает сохранения профицита ликвидности в объеме трех триллионов рублей. То есть будет продолжать изымать деньги из экономики с помощью депозитных аукционов, а также посредством размещения облигаций Банка России.

Стоит отметить, что во многих ведущих экономиках мира устойчивый бюджетный дефицит отмечается наряду с минимальными значениями процентных ставок. Это делается с целью создания более благоприятных условий для участников экономики, что обеспечивает дополнительные возможности для экономического роста.

Однако наш регулятор не планирует налаживать механизмы денежной трансмиссии в реальную экономику, что могло бы повысить роль внутренних факторов для роста экономики.

Часто утверждают, что в России сейчас нет эффективных проектов. Их действительно почти нет при ставке 9% годовых, но при 7% уже кое-то есть, а при 3%, наверное, есть еще больше. Другими словами, при направлении денег в экономку возможности поддержки роста даже существующими, но неиспользуемыми финансовыми ресурсами могут быть очень значительны. Поэтому необходимость дальнейшего снижения ставок очевидна.

Разница в процентных ставках на российском и иностранном рынках создает большие возможности для получения высоких доходов участниками. Операция, которая получила название carry trade, сводится к тому, что средства привлекаются на рынках, где ставки более низкие (на западных рынках), и вкладываются на рынках, где ставки существенно выше (в том числе в России).

Сегодня доходность по операциям carry trade остается в России одной из самых высоких в мире, что способствует сохранению спекулятивного характера российского рынка. Не стоит забывать и о санкциях. Все эти факторы ухудшают экономические условия, повышают риски и затрудняют ведение бизнеса в России.

В настоящее время инфляция в России почти в три раза ниже, чем в 2015 году. Однако цены на многие товары остаются высокими, что делает эти товары практически недоступными для населения.

Поэтому даже минимальный уровень инфляции при высоких реальных процентных ставках и при высоком абсолютном уровне цен вводит реальный сектор и экономику РФ в целом в затяжную фазу низких темпов роста.

Сокращение инвестиционного и потребительского спроса способствует перетоку ресурсов из реального сектора в банковскую сферу. 

Расширение санкций против России в апреле 2018 года способствовало росту волатильности курса рубля и девальвации российской валюты, причем волатильность  усилилась из-за введения режима «свободного плавания» в конце 2014 года, после чего рубль резко обесценился, продолжив снижение, которое началось еще раньше - вследствие падения цен на нефть.

Для стабилизации положения на валютном рынке Банк России задействовал ограничение предоставления рублевой ликвидности в целом, а также рост процентных ставок (повышение ключевой ставки до 17%), но эти меры имели двоякое воздействие на экономику. С одной стороны, они действительно сократили приток рублевой ликвидности на валютный рынок, способствуя его стабилизации. С другой - ограничили доступность рублей для всех остальных видов рублевых операций (кредиты, инвестиции и т. д.), а также сделали стоимость денег неприемлемо высокой. Экономический рост в результате замедлился.

Можно сказать что валютная политика, проводимая Банком России в настоящее время, в целом неясна. И санкции, и падение цен на нефть лишь усилили неустойчивость на валютном рынке, и участие ЦБ в такой ситуации было бы крайне важно для поддержания стабильности рынка и сохранения уверенности участников. Прекращение поддержки в этих условиях выглядит столь же непонятно, как если бы врач объявил пациенту о прекращении его лечения ввиду обострения болезни.

Регулятор на то и существует, чтобы в критические моменты выходить на рынок и изменять складывающиеся там негативные тренды в соответствии с приоритетами в экономике.

Ранее экономический рост во многом основывался на притоке доходов от экспорта и на внешних займах. Инвестиции, особенно долгосрочные, нередко играли второстепенную роль. Однако кризисы 2008-2009 и 2015-2016 годов, а также антироссийские санкции со всей очевидностью показали необходимость изменения такой модели экономического роста. Нужно, чтобы она базировалась в первую очередь на внутренних источниках фондирования и спроса, а не на внешних, как ранее.

Актуальность проблем инвестирования в ближайшие годы повышается и в связи с тем, что отдача от капиталовложений не является мгновенной, то есть инвестиции начинают оказывать основной общеэкономический эффект лишь с временным лагом (около двух лет). Поэтому уже сейчас требуется перейти к наращиванию инвестиций для обеспечения более высоких темпов экономического роста после кризиса. Причем важно использовать механизмы целевого формирования финансовых потоков на основе внутренних источников и направления их на первоочередные бюджетные и иные приоритеты.

Хотя регуляторы периодически подпитывают экономику РФ ликвидностью, в экономике продолжает наблюдаться дефицит инвестиций. Для решения многих стоящих перед страной проблем крайне важно эффективное взаимодействие между Банком России и правительством РФ.

Формирование устойчивых источников создания денежного предложения, в первую очередь на основе приоритетов национального развития, позволяет наиболее развитым финансовым системам мира проводить суверенную политику вне зависимости от внешних ограничений и мировой конъюнктуры.

Такая практика успешно применяется в последние десятилетия наиболее зрелыми экономиками мира - США и Японией. В этих странах на госбумаги приходится 85-95% всей эмиссии национальной валюты. То есть весь объем денег, который существует в экономиках этих двух стран в настоящее время, в решающей степени был создан под бюджетные приоритеты.

В результате существенно расширяются возможности решения бюджетных проблем, структура денежной массы ориентируется на структурные приоритеты развития, что в итоге формирует приоритетные очаги роста. Другими словами, речь идет о полноценной денежно-промышленной политике.

Подчеркнем, что, когда центробанки покупают госбумаги, выпущенные своим минфином, они, по сути, осуществляют целевую эмиссию на те цели, для которых выпущена бумага, - на ипотеку, малый бизнес, региональные программы и др. Другими словами, сразу задаются контуры желаемой структуры экономики. Причем, как правило, это длинная и сверхдлинная эмиссия, на 30-40 лет.

Важно, что купленные центробанками США и Японии бумаги хранятся у них в течение всего срока, не поступая на рынок и не оттягивая оттуда деньги. А эмитированные деньги весь срок работают в экономике. Причем когда срок бумаг истекает, то при необходимости повторяется та же самая операция, что делает длинные деньги фактически бессрочными.

А доля российских госбумаг в эмиссии рубля составляет менее 5% (2016 год). Это говорит о больших неиспользуемых возможностях как с точки зрения нормализации положения в финансовой и бюджетной сферах, так и с учетом развития потенциала экономического развития в целом. 

Но формирование «длинных» денег, необходимых для российской экономики, возможно в случае принципиального пересмотра механизмов формирования денежного предложения с повышением роли российских монетарных властей в этом процессе. А участие Центрального банка в указанных механизмах позволит сформировать адекватный объем длинных денег, необходимый для финансирования бюджетных задач, не сокращая при этом ликвидность финансового рынка в целом и не создавая ограничений для отраслей реальной экономики. Формируемая в результате системная ликвидность будет залогом прочности экономики.

Новые вызовы кардинально повышают необходимость новых подходов к решению экономических задач, стоящих перед Россией.

Ершов Михаил
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).