будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 14, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Инфраструктурное лекарство от кризиса

Инфраструктурное лекарство от кризиса
gric_big

Финансовый кризис и последующий за ним спад хозяйственной активности значительно усложняет деятельность инфраструктурных корпораций. С одной стороны, они, как и остальные хозяйствующие организации, будут вынуждены сократить объем производимой продукции и предоставляемых услуг. С другой стороны, это сокращение деятельности никогда не будет полным, так как нельзя оставить без электричества и тепла жилые дома и бюджетные организации, а без средств сообщения – населенные пункты. И с третьей стороны, как и все другие компании, инфраструктурные корпорации будут вынуждены заботиться о сокращении издержек, чтобы в условиях падающего спроса постараться удержать прибыль хотя бы на минимальном уровне.

Правда, это сокращение издержек может быть не очень значительным, так как инфраструктурные корпорации, вследствие своего монопольного положения, могут диктовать цены и тарифы и потребителям, и регулирующему их деятельность государству, добиваясь их стабильности или даже повышения несмотря на кризисную ситуацию. Поэтому сильно сокращать издержки для удержания прибыли им не придется, хотя для общего повышения эффективности делать это необходимо.

Однако слабые ценовые ограничения и необходимость поддерживать объемы производства на определенном уровне еще не отражают всей специфики деятельности инфраструктурных корпораций в период кризиса. Дело в том, что именно на эти корпорации в развитых странах возлагается основная ответственность по выводу всей экономики из кризиса - или хотя бы по поддержанию ее активности на минимально необходимом уровне.

Предпосылками для выполнения этой непростой задачи являются большая капиталоемкость и длительность реализации инфраструктурных проектов. Поэтому когда в экономике возникает кризис, который, как правило, сопровождается падением цен на ресурсы и безработицей, то реализация многих инфраструктурных проектов становится достижимой, так как раньше, в период хозяйственного подъема и высоких цен, они были неэффективны. То есть, иначе говоря, из одного сектора вследствие кризиса высвободились ресурсы, которые теперь смогут перейти в другой сектор. Конечно, не такой эффективный, но все же не менее необходимый.

Другой предпосылкой, которая позволяет использовать инфраструктурные корпорации для вывода экономики из кризисного состояния, является их государственный или полугосударственный характер. В кризисной ситуации это очень важно, так как только у государства, вернее, у государственного бюджета и центрального банка есть финансовые ресурсы, которые они могут предоставить на реализацию инфраструктурных проектов. На частном рынке капиталов, понятное дело, во время кризисов никаких финансовых ресурсов днем с огнем не найдешь, поэтому только государственное финансирование позволяет решить эту проблему. При этом финансовые ресурсы предоставляются под относительно низкую процентную ставку, что также важно с точки зрения эффективности этих дорогостоящих и длительных проектов.

И, наконец, основная причина, по которой реализация инфраструктурных проектов используется для оздоровления экономической ситуации. Дело в том, что сами по себе инфраструктурные проекты, после того, как они воплотятся в жизнь, никакой продукции не производят. С их помощью оказываются услуги. Это очень важно, так как во время кризисов появляется масса нереализованных товаров, которые очень тяжело продать, и поэтому дополнительная конкуренция будет совсем некстати. Но зато при помощи массовых инфраструктурных проектов можно будет эту избыточную товарную массу ликвидировать, или, как говорится в экономической теории, расчистить товарные рынки.

Расчистка рынков от избыточной товарной массы происходит достаточно просто. Поскольку реализация инфраструктурных проектов происходит в течение длительного периода времени, да и сами эти проекты очень капиталоемкие, то они постоянно потребляют значительный объем инвестиционной продукции и рабочей силы. То есть продукция при строительстве потребляется, но при этом никакой новой продукции, которая могла бы заместить потребленную, не создается. Поэтому, как бы ни были велики запасы нереализованных товаров, возникшие во время кризисов, рано или поздно они заканчиваются. Но хотя запасы заканчиваются, потребность в инвестиционной продукции и рабочей силе остается, так как инфраструктурные проекты очень длительные, и заказы начинают размещаться на простаивающих до тех пор предприятиях. После чего начинает увеличиваться общий объем выпускаемой продукции, занятость и доходы, и экономика начинает выходить из кризисного состояния.

И к тому моменту, когда кризис окончательно закончится и частные капиталы снова будут инвестироваться, экономика должна будет получить новые, более качественные и производительные инфраструктурные сети.

Такова, в  общих чертах, схема, по которой происходит антикризисное регулирование экономики в развитых странах. Понятно, что для России, инфраструктура которой находится в тяжелом состоянии, использование подобной схемы будет как нельзя кстати. И первые шаги в этом направлении уже делаются, так некоторое время назад на заседании правительства был рассмотрен проект инвестиционной программы РАО «РЖД».

По условиям этой программы, в течение 2009 года будет инвестировано 434 млрд. руб., в 2010 году – 536 млрд. руб., и в 2011 году – 624 млрд. руб. Это существенно выше показателей прошлых лет – 255 млрд. руб. в 2007 году и 388 млрд. руб. в 2008 году – однако, как нам представляется, эти показатели инвестиций приведены в старых, еще докризисных ценах. А это существенное искажение,  так как цены на инвестиционный товары – цемент, металлы, строительную технику и подвижной состав  - уже снизились и наверняка будут снижаться дальше.

Поэтому, по всей видимости, имеет смысл пересмотреть эту программу с учетом предстоящего снижения цен. Это даст, во-первых, экономию бюджетных средств (значительная часть программы будет оплачена за счет т.н. инфраструктурных облигаций, покупать которые будет государственный бюджет), на которые и кроме РАО «РЖД» есть  претенденты, а во-вторых, позволит отказаться от повышения тарифов на перевозки, которое корпорация запланировала. А это в условиях кризиса совсем некстати, так как корпорация может легко потерять заказчиков, и оплачивать текущие издержки ей будет трудно.

Однако, несмотря на эти недостатки,  в целом программа должна сыграть положительную роль в оздоровлении кризисной экономики и поддержать (вместе с другими инвестиционными программами) спрос и занятость в российской экономике. К тому же, мы получим еще и дороги.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).