Несмотря на неоднозначные политические отношения между Россией и Польшей, Российская Федерация остается крупнейшим торговым партнером Польской Республики. Судя по данным Центрального статистического бюро Польши, Россия занимает второе место по объему импорта и почетное шестое место по объему экспорта (первое место и по объему импорта и по объему экспорта занимает Германия). При этом количественно объемы экспорта и импорта сильно различаются. Так, польские хозяйственные агенты ввозят российских товаров на $20 млрд., а российские хозяйственные агенты получают товаров из Польши только на $9 млрд. В тоже время товарооборот с Германией более сбалансирован: польский экспорт составляет $43 млрд., а импорт – $48 млрд. (данные за 2008 год).
Нетрудно догадаться, что высокие позиции в сфере внешней торговли Россия удерживает только с помощью нефти и газа. Из $20 млрд. польского импорта $15 млрд. приходится на два этих продукта. И если бы цены на органическое сырье не были бы такими высокими, то выправить торговый баланс Польша смогла бы более или менее легко, а роль и место России в польской внешней торговле были бы не такими значительными. Но, даже сейчас, когда цены на нефть и газ существенно снизились по сравнению со средним уровнем 2008 года, добиться выравнивания полякам будет трудновато.
А добиваться выравнивания баланса придется, потому что негативный результат во внешней торговле есть у Польши не только с Россией, но и почти со всеми странами, с которыми она торгует. Причем этот дисбаланс носит хронический характер. Так, в 2004 году отрицательное сальдо торгового баланса составило $14 млрд., в 2005 году – $12 млрд., в 2006 году – $16 млрд., в 2007 году подскочило до $25 млрд., а в 2008 году вообще составило гигантскую сумму в $39 млрд. Понятно, что из-за кризисного снижения цен на нефть и газ в 2009 году это сальдо будет уже не таким большим, но задача его снижения все равно останется.
Эта задача остается, в частности, потому, что финансировать дефицит во внешней торговле Польше приходиться за счет внешних займов, обслуживать которые во время мирового финансового кризиса становится все тяжелее и тяжелее. Когда в мировой финансовой системе был избыток ликвидности, польские компании относительно легко получали краткосрочные займы, но вот сейчас, когда ликвидности стало мало, новых займов никто давать не будет. А по старым придется платить повышенные проценты.
При этом надо понимать, что польский экспорт сократится ничуть не меньше, чем польский импорт, поэтому с твердой валютой в стране будет достаточно напряженно. И этот дефицит валюты ставит под сомнение возможность польских хозяйственных агентов оплачивать как уже сделанные долги, так и текущие поставки.
В связи с этими обстоятельствами визит председателя правительства РФ В.В.Путина в Польшу и его встреча с главой правительства Польши Дональдом Туском пришелся как нельзя кстати. Поскольку внешнеэкономические отношения двух стран (не говоря уже о внешнеполитических) являются непростыми, то встреча глав правительств двух стран была необходима. Правда, сказать, что высокие договаривающиеся стороны пришли к какому-нибудь взаимоприемлемому решению, сложно, потому что информация об итогах визита крайне скудная. А это скорее признак того, что договориться удалось мало о чем.
Какие темы могли обсуждаться в беседах глав правительств? Тема номер один, которая, кстати, была обозначена в российской прессе – это продолжение строительства газопровода «Ямал», замороженное еще в 1996 году по инициативе польской стороны. С вводом этой линии предполагалось увеличить поставки российского природного газа и в Польшу, и в Германию, а заодно польская сторона могла бы получать плату за транзит газа по своей территории. Но, несмотря на то, что маршрут газопровода по территории Польши определяла польская сторона, которая, в принципе, была заинтересована в его скорейшем строительстве, прокладка линии была заморожена, поскольку трубопровод должен был пройти через территорию природного заповедника. Такова, во всяком случае, официальная версия прекращения строительства. С тех пор предпринималось несколько попыток возобновить стройку, но безуспешно, и эта линия, уже проложенная по территории России и Белоруссии, так и осталась лежать мертвым грузом на балансе «Газпрома».
Видимо, поняв, что с поляками так и не удастся договориться, «Газпром» стал реализовывать проект «Северный поток» по дну Балтийского моря, в обход и Польши, и Белоруссии, и Украины. Естественно, отрицательная реакция этих стран на новый проект не заставила себя ждать, а раз так, то у российской стороны появились дополнительные карты в этой игре. Можно предположить, что Путин предложил Туску возобновить проект «Ямал», гарантируя прокачку необходимого количества газа в обмен на согласие Польши на прокладку «Северного потока» по дну ее морского шельфа. И, судя по всему, согласия на это так и не добился.
Тема номер два – это возможность для российских нефтяных компаний стать совладельцами нефтеперерабатывающих заводов в Польше. Тема это тоже старая и хорошо изученная, но не ставшая от этого менее актуальной. Хорошо известна неудачная попытка «ЛУКОЙЛа» купить НПЗ в Гданьске, и болезненная реакция на это польской стороны. Но тогда, как и в случае с газопроводом, у российской стороны было мало рычагов давления на Польшу, зато сейчас они появились. Начало строительства нефтепровода БТС-2, о чем мы недавно писали, разворачивает экспортные нефтяные потоки от западной границы России к портам Балтийского моря, и делает российский нефтяной экспорт еще более независимым от потребителей и транзитеров в Восточной Европе.
Соответственно, российский премьер-министр мог предложить польскому премьер-министру гарантии поставки нефти по старой схеме, несмотря на грядущее появление БТС-2, в обмен на передачу значимого пакета акций польских НПЗ. Такая передача тем более возможна, и даже необходима, как раз из-за наличия большого отрицательного сальдо во внешней торговле двух стран. Польской стороне это сальдо надо как-то покрывать, и лучший способ для этого – передать часть своего имущества российским поставщикам.
Но и в этом вопросе, судя по отсутствию информации в прессе, согласия не было достигнуто. Поэтому все проблемы, которые накопились во взаимоотношениях России и Польши, остались прежними, и их все равно придется каким-то образом решать. Правда, теперь очередь польской стороны делать свои предложения, поэтому мы с нетерпением будем ожидать очередного визита Дональда Туска в Москву.