будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 20, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Исправление сальдо

Несмотря на неоднозначные политические отношения между Россией и Польшей, Российская Федерация остается крупнейшим торговым партнером Польской Республики. Судя по данным Центрального статистического бюро Польши, Россия занимает второе место по объему импорта и почетное шестое место по объему экспорта (первое место и по объему импорта и по объему экспорта занимает Германия). При этом количественно объемы экспорта и импорта сильно различаются. Так, польские хозяйственные агенты ввозят российских товаров на $20 млрд., а российские хозяйственные агенты получают товаров из Польши только на $9 млрд. В тоже время товарооборот с Германией более сбалансирован: польский экспорт составляет $43 млрд., а импорт – $48 млрд. (данные за 2008 год).

Нетрудно догадаться, что высокие позиции в сфере внешней торговли Россия удерживает только с помощью нефти и газа. Из $20 млрд. польского импорта $15 млрд. приходится на два этих продукта. И если бы цены на органическое сырье не были бы такими высокими, то выправить торговый баланс Польша смогла бы более или менее легко, а роль и место России в польской внешней торговле были бы не такими значительными. Но, даже сейчас, когда цены на нефть и газ существенно снизились по сравнению со средним уровнем 2008 года, добиться выравнивания полякам будет трудновато.

А добиваться выравнивания баланса придется, потому что негативный результат во внешней торговле есть у Польши не только с Россией, но и почти со всеми странами, с которыми она торгует. Причем этот дисбаланс носит хронический характер. Так, в 2004 году отрицательное сальдо торгового баланса составило $14 млрд., в 2005 году – $12 млрд., в 2006 году – $16 млрд., в 2007 году подскочило до $25 млрд., а в 2008 году вообще составило гигантскую сумму в $39 млрд. Понятно, что из-за кризисного снижения цен на нефть и газ в 2009 году это сальдо будет уже не таким большим, но задача его снижения все равно останется.

Эта задача остается, в частности, потому, что финансировать дефицит во внешней торговле Польше приходиться за счет внешних займов, обслуживать которые во время мирового финансового кризиса становится все тяжелее и тяжелее. Когда в мировой финансовой системе был избыток ликвидности, польские компании относительно легко получали краткосрочные займы, но вот сейчас, когда ликвидности стало мало, новых займов никто давать не будет. А по старым придется платить повышенные проценты.

При этом надо понимать, что польский экспорт сократится ничуть не меньше, чем польский импорт, поэтому с твердой валютой в стране будет достаточно напряженно. И этот дефицит валюты ставит под сомнение возможность польских хозяйственных агентов оплачивать как уже сделанные долги, так и текущие поставки.

В связи с этими обстоятельствами визит председателя правительства РФ В.В.Путина в Польшу и его встреча с главой правительства Польши Дональдом Туском пришелся как нельзя кстати. Поскольку внешнеэкономические отношения двух стран (не говоря уже о внешнеполитических) являются непростыми, то встреча глав правительств двух стран была необходима. Правда, сказать, что высокие договаривающиеся стороны пришли к какому-нибудь взаимоприемлемому решению, сложно, потому что информация об итогах визита крайне скудная. А это скорее признак того, что договориться удалось мало о чем.

Какие темы могли обсуждаться в беседах глав правительств? Тема номер один, которая, кстати, была обозначена в российской прессе – это продолжение строительства газопровода «Ямал», замороженное еще в 1996 году по инициативе польской стороны. С вводом этой линии предполагалось увеличить поставки российского природного газа и в Польшу, и в Германию, а заодно польская сторона могла бы получать плату за транзит газа по своей территории. Но, несмотря на то, что маршрут газопровода по территории Польши определяла польская сторона, которая, в принципе, была заинтересована в его скорейшем строительстве, прокладка линии была заморожена, поскольку трубопровод должен был пройти через территорию природного заповедника. Такова, во всяком случае, официальная версия прекращения строительства. С тех пор предпринималось несколько попыток возобновить стройку, но безуспешно, и эта линия, уже проложенная по территории России и Белоруссии, так и осталась лежать мертвым грузом на балансе «Газпрома».

Видимо, поняв, что с поляками так и не удастся договориться, «Газпром» стал реализовывать проект «Северный поток» по дну Балтийского моря, в обход и Польши, и Белоруссии, и Украины. Естественно, отрицательная реакция этих стран на новый проект не заставила себя ждать, а раз так, то у российской стороны появились дополнительные карты в этой игре. Можно предположить, что Путин предложил Туску возобновить проект «Ямал», гарантируя прокачку необходимого количества газа в обмен на согласие Польши на прокладку «Северного потока» по дну ее морского шельфа. И, судя по всему, согласия на это так и не добился.

Тема номер два – это возможность для российских нефтяных компаний стать совладельцами нефтеперерабатывающих заводов в Польше. Тема это тоже старая и хорошо изученная, но не ставшая от этого менее актуальной. Хорошо известна неудачная попытка «ЛУКОЙЛа» купить НПЗ в Гданьске, и болезненная реакция на это польской стороны. Но тогда, как и в случае с газопроводом, у российской стороны было мало рычагов давления на Польшу, зато сейчас они появились. Начало строительства нефтепровода БТС-2, о чем мы недавно писали, разворачивает экспортные нефтяные потоки от западной границы России к портам Балтийского моря, и делает российский нефтяной экспорт еще более независимым от потребителей и транзитеров в Восточной Европе.

Соответственно, российский премьер-министр мог предложить польскому премьер-министру гарантии поставки нефти по старой схеме, несмотря на грядущее появление БТС-2, в обмен на передачу значимого пакета акций польских НПЗ. Такая передача тем более возможна, и даже необходима, как раз из-за наличия большого отрицательного сальдо во внешней торговле двух стран. Польской стороне это сальдо надо как-то покрывать, и лучший способ для этого – передать часть своего имущества российским поставщикам.

Но и в этом вопросе, судя по отсутствию информации в прессе, согласия не было достигнуто. Поэтому все проблемы, которые накопились во взаимоотношениях России и Польши, остались прежними, и их все равно придется каким-то образом решать. Правда, теперь очередь польской стороны делать свои предложения, поэтому мы с нетерпением будем ожидать очередного визита Дональда Туска в Москву.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).