Подписание соглашения между "Газпромом" и China National Petroleum Corporation (CNPC) означает очередной этап в долгой и запутанной истории экспорта российских углеводородов в Китай.
Китайский нефтегазовый гигант CNPC согласился дожидаться, пока "Газпром" начнет экспорт углеводородов на китайский рынок - это, по оценкам источников, близких к компании, 2-3 года. Для китайского топливного рынка, растущего каждый год на 12-14%, это очень долго.
История с экспортом нефти в Китай началась с предложения нефтяной компании "ЮКОС" построить первый частный нефтепровод Ангарск-Дацин. Именно это предложение было подвергнуто впоследствии ожесточенной критике - в дискуссии со стороны правительства участвовал руководитель государственной "Транснефти" Семен Вайншток. Нельзя эгоистически думать лишь об экспорте нефти в Китай, не обращая внимание на нужды российского Дальнего Востока, нельзя усиливать Китай, не развивая Дальний Восток – таков был лейтмотив выступлений чиновников. Именно эту аргументацию использовал через год “Газпром”, прикрыв ТНК-BP проект экспорта газа с Ковыктинского месторождения в Китай.
И ЮКОС и ТНК-BP отказались от самостоятельных экспортных планов (ЮКОСу это впрочем не помогло), согласившись с мнением “старших товарищей”. Проблемы альтернативного проекта заключались в том, что у России не было мощностей для экспорта большого количества нефти в Китай. ЮКОС длительное время использовал и пока продолжает использовать железнодорожный транспорт, но это небольшие объемы (до 15 млн. т) никак не могли повлиять на стратегические перспективы насыщения китайского рынка.
Вообще почему так важен Китай? Исторически сложилось, что основной район в котором Россия (СССР) продавала свою нефть это – Европа. Однако основная сырьевая база ушла на Восток, и тут очень удачно очень близко к основным районам добычи нефти и газа появляется гигантский и быстрорастущий китайский рынок. И здесь же под боком находились крупные импортеры нефти и газа - Япония и Южная Корея.
В качестве альтернативы южным, ориентированным только на экспорт в Китай проектам, было выбрано другое направление Тайшет - Казачинское – Сковородино - Перевозная (вблизи порта Находка) длиной 4130 км. По этому маршруту планировалось Основанием такого маршрута была идея, что вдоль трассы можно будет развивать предприятия химической промышленности.
Кроме того, говорили сторонники Восточного проекта, таким образом можно будет экспортировать нефть и газ не только в Китай через Сковородино, но и в Японию и в Корею. А проведение по одной трассе двух трубопроводов – газового из Ковыкты и нефтяного - из Тайшета позволит сэкономить издержки строительства. Япония была готова профинансировать – на самом деле прокредитовать строительство нефтепровода и готова была выделить от $5 до 10 млрд. (ЮКОС же и ТНК, напомним, готовы были вкладывать впроект собственные деньги).
Таким образом провозглашаемые тогда интересы силовиков, заявивших о курсе на приоритет государственных целей, совпали с интересами государственных монополий “Транснефти” и “Газпрома”, для которых приоритетно сохранение собственного монопольного положения.