Президент вновь призвал сокращать госсектор и вывести министров из советов директоров компаний. На пути реализации медведевских инициатив неизбежно встанут представители ведомственного и корпоративного лобби. Однако даже в случае их реализации влияние госчиновников на бизнес вряд ли сократится.
Президент послал благую весть инвесторам. Целых десять пунктов, чтобы предпринимателям стало легче жить. В том числе президент провозгласил курс на приватизацию госактивов и вывод чиновников из советов директоров госкомпаний. «В целях устранения избыточного влияния государственных компаний на инвестиционный климат необходимо сделать три вещи: во-первых, зафиксировать наконец и объявить график приватизации крупных пакетов акций на ближайшие три года; во-вторых, исключить практику, когда профильные руководители правительства, а именно те, кто отвечает за правила регулирования в конкретных отраслях, занимают места в советах директоров компаний, работающих в условиях конкуренции», - заявил Дмитрий Медведев на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. Медведев уточнил, что уже в этом году планируется реализация государственных долей в крупных банках и инфраструктурных компаниях.
По словам помощника президента Аркадия Дворковича, министры будут выведены из состава таких компаний как ВТБ и «Роснефть» и сделано это будет на годовых собраниях акционеров, большая часть которых проходит в июне.
Практически все министры и вице-премьеры представляют государство в совете директоров той или иной компании. К примеру, вице-премьер Игорь Сечин возглавляет советы директоров «ИНТЕР РАО», «Роснефтегаза» и «Роснефти». По сути, чиновники и определяют политику госокомпаний, где занимают руководящие должности.
Третьим предложением президента стало введение процедуры предварительной публикации крупнейшими госкомпаниями информации о планируемых закупках, включая стоимость соответствующих лотов, а также информацию о заключенных контрактах.
Инициировал президент и проверку контрольных и надзорных ведомств на предмет влияния на инвестиционный климат. Правительство за две недели должно назначить проверяющих на уровне вице-премьеров, а те через полгода должны отчитаться о результатах проверки. По ее итогам могут последовать отставки антиинвестиционных (читай — чьи ведомства занимаются мздоимством) чиновников.
Еще одной смелой инициативой Медведева стало предложение расширить права миноритариев по контролю за деятельностью госкомпаний. Для этого он предложил реформировать механизмы надзора и нынешние принципы компаний с госучастием. Иными словами:
Об избыточном влиянии государства на национальную экономику президент уже заявлял не раз. В послании Федеральному собранию 2009 года Медведев говорил о том, что госсектор в экономике составляет 40 процентов. И велел провести аудит их деятельности. «Надо провести независимый аудит корпораций (госкорпораций – Полит.ру), а также крупных компаний с госучастием, внедрить в каждый из них современные модели управления, а оплату труда руководства этих компаний прямо увязать с показателями снижения издержек, повышения энергоэффективности и, естественно, повышения производительности труда, результатами внедрения технологий и инноваций», - заявил президент (см. Аудитом по инновациям).
О результатах того аудита публично говорилось немного, разве только в материалах к заседаниям комиссии по модернизации, подготовленных МЭР имелась оценка инновационной деятельности госкомпаний. За плохое внедрение всяческих НИОКРов был уволен и глава ОАК Федоров (правда, этого не следовало из материалов ведомства Набиуллиной).
К сокращению доли государства в экономике президент вернулся и в своем последнем «детском» послании. «Закон об общих принципах организации органов госвласти субъектов Российской Федерации определяет: в собственности региональных властей может находиться имущество, необходимое им для осуществления своих полномочий. Соответственно, иные объекты собственности должны быть приватизированы. Органы власти не должны быть владельцами «заводов, газет, пароходов»», - напугал чиновников президент.
Правда, эффект от его слов несколько смазал тот же Дворкович, сказав, что речь шла по преимуществу о средствах массовой информации в регионах. Соответственно, федеральная власть вполне может прямо и косвенно (через компании с госучастием) контролировать три крупнейших телеканала.
Инвесторы могут радоваться нынешним заявлениям президента в той же мере, в какой могли радоваться разработчики инноваций и сторонники свободы слова на телевидении. То есть радоваться, но очень спокойно и аккуратно. Нынешнее положение дел, безусловно, не соответствует рыночным критериям. Если «Газпром» или «Роснефть» хотят что-то получить, они обычно добиваются своего, не взирая на конкурентов-частников. Большую роль в этом действительно играет обыкновенный административный ресурс и более тонкие GR-технологии.
Во-первых, перечень постов, названный Медведевым крайне узок — фактически это только члены правительства. Заменив их в советах директоров на замминистров и начальников департаментов профильных министерств, государство мало что изменит. Да и отсутствие формального статуса директора не отменяет неформального влияния (правда, лишает вознаграждения члена совета директоров, если оно предполагается).
В 2008 году Минэкономразвития активно выступало с идеей внедрения практики независимых директоров и выведения чиновников из советов директоров госкомпаний. Тогда инициатива подверглась критике вице-премьера Игоря Сечина, но была формально исполнена — независимые директора появились почти во всех госкомпаниях, но чиновное влияние сохранилось. Равно как и практика приобретения желаемого.
За первые 9 месяцев 2010 года, по данным Mergers.ru, доля государственных компаний на рынке составляла 10 процентов (58 сделок). Правда, в стоимостном выражении государство занимает чуть большую нишу — 13 процентов (4,2 млрд долларов). Еще больше доля госкомпаний среди сделок более 100 млн долларов — 19 процентов всех сделок заключены госкомпаниями. При этом половина стоимостного объема приходилась на топливный сектор.
График приватизации госактивов — тоже неоднозначная мера. Всякий раз, когда государство пытается что-либо приватизировать, на его пути встают ведомственные интересы («Связьмнвест» приватизируют уже с 1997-го года без видимого продвижения) или внешние обстоятельства, вроде экономического кризиса.
«У меня нет иллюзий, будет непросто все это реализовать, но сделать это нужно, и работа будет продолжена», - заявил Медведев в Магнитогорске. Если наши опасения подтвердятся, то продолжение этой работы будет вечным.