Во вторник на заседании правительства была одобрена уточненная концепция энергетического развития России до 2020 года, разработанная Министерством энергетики. Доработанный с учетом прозвучавших критических замечаний документ Минэнерго поручено представить к 1 октября этого года.
Как утверждает министр энергетики Игорь Юсуфов, изменений по сравнению с базовым вариантом (который разрабатывался с 1999 по март 2002 года) немного и все они вызваны формированием с 2001 года новых условий на мировом энергетическом рынке. Тем не менее, по мнению экспертов, между двумя вариантами концепции все же имеется важное различие. Первый вариант концепции был чересчур конкретным, переполненным цифрами и прогнозами, имевшими к тому же сомнительную точность. Зато новая редакция, напротив, слишком декларативна и почти не содержит цифр. Однако основная цель энергетического развития России на ближайшие 20 лет остается неизменной: необходимо избавить российскую экономику от сырьевой зависимости (или, по крайней мере, ослабить эту зависимость) и изменить ситуацию, когда определяющим фактором для прогноза темпов роста ВВП выступают мировые цены на нефть. Другого пути добиться более высоких, чем сейчас, темпов роста российской экономики не существует.
Ситуация в ТЭК
На сегодняшний день, по данным Минэнерго, на ТЭК приходится 20% ВВП, 30% доходов консолидированного бюджета и более 50% доходов федерального бюджета, 45% валютных поступлений и более 25% промышленного производства России. В российском экспорте товаров ТЭК занимает 56%, причем половина этого объема приходится на сырую нефть. Более того, в данный момент наметилась тенденция некоторого увеличения в экспорте доли сырья. Поэтому авторы концепции считают необходимым принятие мер по увеличению в структуре экспорта доли нефтепродуктов, сжиженного газа и другой обработанной продукции. Кроме того, концепция предусматривает строительство за границей мощностей для переработки сырья и приобретение долей зарубежных перерабатывающих компаний.
Понятно, что для реализации поставленной задачи ТЭК нуждается в инвестициях. Государство не имеет возможности выделять на эти цели достаточно средств, а для привлечения частных инвестиций сейчас нет необходимых условий, создать которые можно только путем модернизации отрасли. Согласно стратегии масштабная модернизация ТЭК запланирована на 2004-2005 годы. Основными задачами при этом являются развитие конкуренции, наделение потребителей правом доступа ко всем ресурсам, либерализация оптового рынка электроэнергии и внутренней торговли газом.
Причем государство, судя по всему, средства на модернизацию выделять не намерено, а значит ее придется провести за счет самих энергетиков. И сделать это возможно только через финансирование инвестиционно дефицитных отраслей ТЭК (электроэнергетики) за счет сверхдоходов, получаемых в других секторах (такие доходы получают, прежде всего, нефтяники).
Где взять средства на воспроизводство минерально-сырьевой базы
Открытых месторождений нефти в России хватит на проектную добычу только до 2010 года, а затем, предупреждает Минэнерго, может возникнуть дефицит. Всего при сохранении нынешних темпов добычи нефти разведанных запасов хватит до 2040 года. Зато запасы газа в России, по определению Минэнерго, неисчерпаемы. Правда, большая их часть находится в районах, где добыча затруднена. В перспективе это неизбежно приведет к росту себестоимости добычи, а значит и цены газа. Именно поэтому особое внимание, по мнению разработчиков концепции, должно быть уделено активизации геолого-разведывательных работ. Уже к 2005-2007 году поставлена задача достичь темпов воспроизводства минерально-сырьевой базы на уровне объемов добычи. А затем темп открытия новых месторождений должен опережать добычу на 20-40% в год.
Ранее средства на геолого-разведывательные работы целевым образом направлялись из налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Однако с начала 2002 года этот налог, в рамках проведения налоговой реформы, был отменен. Таким образом, единственным источником для финансирования разведочных работ оказались средства самих компаний. Однако сами компании сейчас не заинтересованы в выделении средств на эти цели: они и без того, по оценке Министерства природных ресурсов, обеспечены запасами на 25-30 лет вперед.
В принципе, эту проблему можно решить двумя способами. Можно либо изъять у компаний "лишние" месторождения и направить их в госрезерв (это можно осуществить, например, через включение в лицензию максимально позднего срока освоения месторождения, а при неисполнении этого условия аннулировать лицензию), либо изыскивать средства на геологическую разведку через налоговый механизм (например, можно ввести налог с полученных в распоряжение компании запасов, что к тому же будет несколько ограничивать их аппетиты). Ясно, что нефтяные компании не заинтересованы во внедрении ни одного из этих подходов - их вполне удовлетворяет сложившееся положение. А поскольку они являются крупнейшими налогоплательщиками, то с их лоббистскими возможностями нельзя не считаться - это может создать при решении поставленной задачи определенные трудности.
Два взгляда на будущее ТЭК
Энергетическая стратегия основана на тезисе о том, что российскую экономику необходимо избавить от сырьевой зависимости. Точнее, авторы стратегии исходят из того, что развитие сырьевого сектора необходимо, в первую очередь, не для того, чтобы он оставался основным источником валютных поступлений, а для того, чтобы он стал самодостаточной системой, обеспечивающей прежде всего потребности в энергоресурсах экономики России. Однако такой подход не у всех вызывает понимание.
Виктор Данилов-Данильян, президент Международного Независимого Эколого-политологического университета, пояснил Полит.Ру, что спорные моменты возникают прежде всего в оценках возможного объема добычи нефти в 2010 и в 2020 году. Сегодня ожидается, что в 2002 году добыча составит 360 млн т, по 180 млн т на экспорт и внутреннее потребление. По мнению эксперта, при нормальном развитии экономики к 2010 году внутреннее потребление должно будет несколько снизиться, а экспорт, вполне возможно, сохранится на нынешнем уровне. Зато к 2020 году экспорт, скорее всего, несколько уменьшится, а внутреннее потребление немного возрастет в сравнении с 2010 годом. Поэтому Данилов-Данильян не прогнозирует объем добычи нефти в 2020 году выше 400 млн т.
Однако ряд нефтяных компаний дают прогноз по добыче 525 млн т, в том числе и за счет роста внутреннего потребления со 180 млн т до 240 млн т. Такой рост добычи возможен только в одном случае - при вовлечении в добычу маргинальных месторождений, где себестоимость добычи по разным причинам (удаленность от магистральных нефтепроводов, отсутствие инфраструктуры, низкое качество нефти) очень высока. Разработка этих месторождений может быть выгодна только при одном условии - высокой цене на нефть. Однако такие цены, отмечает Данилов-Данильян, в свою очередь, создают стимулы для энергосбережения, резервы которого в России велики (сейчас энергоемкость российского ВВП превышает тот же показатель в развитых странах по разным оценкам в 2-3,5 раза), а значит сдерживают рост внутреннего потребления. Тем не менее нефтяные компании, давая свой прогноз, похоже, не понимают того факта, что увеличение внутреннего потребления и увеличение добычи во многом противоречат друг другу.
Естественно, из этой ситуации есть выход - разработку маргинальных месторождений можно субсидировать за счет бюджета. И такой проект на самом деле уже существует. Фактически такой подход означает дальнейшее разрастание сырьевого сектора (тем более что к этому Россию и без того толкает логика экономического развития последних 30 лет) и увеличение его роли в экономике. Однако сверхдоходы сырьевого сектора все же разумнее тратить на другие цели и в первую очередь на структурную перестройку экономики России. В ином случае сырьевую зависимость российской экономики преодолеть не удастся.