будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Чили
Май 21, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Клещи для Чили

Клещи для Чили
Junta_Militar_de_Pinochet
Пиночет и его хунта. Источник: http://en.wikipedia.org/wiki/File:Junta_Militar_de_Pinochet.JPG

Почти 40 лет назад, 11 сентября 1973 года, в Чили начался военный переворот, в ходе которого были свергнуты президент Сальвадор Альенде и правительство, сформированное коалицией Народное единство. Новый режим означал ограничение гражданских свобод – и существенный разворот в социальной и экономической политике. Но и фон для этой политики был не слишком благоприятным - во многом благодаря характеру чилийской экономики.

Основной особенностью чилийской экономики является ее практически полная зависимость от производства и экспорта одного товара – меди. Такого рода экономики, где производится один, два или, максимум, три товара, можно назвать монопродуктовыми, составляют достаточно большой удельный вес в мировом хозяйстве; поэтому случай Чили, несмотря на широко распространенные представления о его уникальности, можно считать скорее правилом, чем исключением.

А правила функционирования для монопродуктовых экономик являются достаточно суровыми. Поскольку сами они производят крайне скудный ассортимент, то большинство товаров, необходимых для воспроизводства (а их ассортимент измеряется десятками тысяч), монопродуктовые экономики должны получать по импорту. Причем оплачивать импорт, естественно, можно только за счет экспорта товаров собственного производства.

Правда, если объем выпуска основных товаров достаточно большой (по сравнению с мировым производством) и мировые цены являются «нормальными», то за счет экспортной валютной выручки можно оплачивать весь требуемый импорт. Но малейшее колебание мировых цен на экспортируемые товары или объемов их внутреннего производства тут же приводит монопродуктовую экономику к кризису. Падение экспортных цен приводит к уменьшению валютной выручки и, соответственно, снижению закупок по импорту; а это, в свою очередь, ведет к общему спаду, так как по импорту получается все, что потребляется и инвестируется.

Но зависимость от внешних цен и динамики производства базисного товара – не единственная ахиллесова пята монопродуктовых экономик. Поскольку у них существует критическая зависимость от импорта, то колебание цен на импорт может нанести ущерб ничуть не меньший, чем колебание экспортных цен.

Особенно чувствительны эти колебания, если основные статьи импорта – это топливо и продовольствие. Сильные колебания цен на нефть и нефтепродукты прекращают работу всего «реального сектора», а скачок цен на продовольствие ставит на грань голода почти все население страны.

К счастью, не во всех монопродуктовых экономиках дело обстоит таким образом. Многие из них как раз производят и экспортируют топливо или продовольствие или то и другое вместе, поэтому холодная или голодная смерть им не грозит. Но вот в случае Чили ситуация была и во многом остается достаточно сложной.

Поскольку основным производимым и, соответственно, экспортируемым товаром Чили является медь, то на нее приходиться больше половины стоимости экспорта (в 2010 году – 58%, в 2012 – 54%). Остальные статьи экспорта незначительные и достаточно традиционные – продукты переработки меди, другие металлы, химические продукты, древесина и бумага, текстильные изделия, и даже продовольствие (правда, в основном это вино и рыба)

А вот по импорту Чили получает практически все, в том числе, естественно, нефть, нефтепродукты и многие виды продовольствия. В частности, удельный вес нефтепродуктов в общем объеме импорта составляет 20%, сырой нефти – 9%, других видов органического топлива – 11% (в 2011 году). То есть, общий объем топливного импорта страны составляет 40% от общего импорта.

Таким образом, экономика Чили постоянно зажата в клещах – ей угрожает как падение цен на основной производимый и экспортируемый товар, так и рост цен на основные потребляемые (и импортируемые) товары.

Такова общая структура чилийской экономики в настоящий момент, но она не сильно поменялась по сравнению с 1973 годом. Поэтому, что бы реконструировать экономическую подоплеку известных событий, интересно будет посмотреть, каким образом менялись цены на основные экспортируемые и импортируемые товары в то далекое, но хорошо всем памятное время; и не произошло ли тогда какого-нибудь опасного изменения в их динамике.

Начнем с того, что в то время, в первой половине 70-х годов, Чили зависела от продаж меди еще больше, чем сейчас – на них приходилось в среднем 75% всего экспорта. Поэтому и колебания цен на нее тогда были еще чувствительнее. Однако, судя по статистике цен на медь на Лондонской бирже металлов, с ними все было в порядке. Цены на металл скачками, но росли, и если в первой половине 60-х годов фунт в среднем стоил 30 центов, то во второй половине 60-х годов ниже уровня в 50 центов за фунт цены не опускались, иногда доходя до 70 центов за фунт. В 1971-72 годах цена была 50 центов/фунт, в 1973 году, в связи с известными событиями, цена подскочила до 80 центов/фунт, в 1974 году – до 90 центов/фунт, после чего опустилась до 60 центов/фунт, и находилась на этом уровне всю вторую половину 70-х годов.

Так что с ценами на медь все было хорошо, а вот с ценами на импортируемые товары дела обстояли гораздо хуже. Про цены на импортируемое продовольствие мы сейчас ничего сказать не можем, и только отметим, что в 1973 году его стоимость составила 35% общего импорта страны. А вот что касается нефти и нефтепродуктов, то с ними ситуация хорошо известна: в конце 1973 года цены на них сильно подскочили (с октября начался так называемый нефтяной кризис), и на Чили это отразилось самым серьезным образом. Если в 1973 году их стоимость составляла 14% в общей стоимости импорта, то уже в 1974 году расходы на импорт нефтяного топлива увеличились с $204 млн. до $769 млн., то есть почти в 4 раза; а их доля в импорте повысилась до 40%.

В общем, с чисто экономической точки зрения и, и уже, валютно-финансовой, до переворота Пиночета ситуация была более или менее стабильной. А вот после переворота эти самые трудности начались в полном объеме. И правительству Пиночета пришлось изо всех сил выкручиваться, чтобы эти трудности как-то нивелировать.

Конечно, месторождений нефти на территории страны оно не нашло, но вот с продовольствием ситуацию улучшить удалось. Если в первой половине 60-х годов экспорт продовольствия колебался от 1% до 3% от общего объема экспорта, то после 1975 года его доля стала увеличиваться, и все 90-е годы, и начало 2000-х составляла 25% от общего экспорта. Потом она немного снизилась, но не из-за снижения абсолютного объема (они продолжали нарастать), а из-за резкого роста цен на медь.

Тут, правда, надо отметить, что рост экспорта продовольствия вовсе не означает ликвидации зависимости от его импорта. Чили экспортирует в основном вино и рыбу, а ввозит все остальные продукты питания, без которых человеческий организм долго не продержится.

Поэтому, несмотря на успехи в продовольственном обеспечении страны, зависимость от мировых цен на продовольствие и от мировых цен на нефть и нефтепродукты по-прежнему угрожает стабильности экономической ситуации в Чили. Впрочем, как и в большинстве монопродуктовых экономик.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).