будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 10, 2025
Хозяйство
Арсенин Михаил

Крах налоговой системы

Идеальной налоговой системы в пореформенной России не было и быть не могло. Но есть разница между институциональным хаосом начала 90-х и той ситуацией, которая существовала в начале 2000-х годов. В этой сфере происходили очень серьезные позитивные перемены. И этот капитал, был в считанные месяцы, растрачен, пущен по ветру: за последние полгода налоговая система в России разрушена в большей степени, чем была выстроена за последние 15 лет.

Одним из главных разрушительных факторов стала кампания против ЮКОСа. В чем существенная часть претензий налоговиков? Их эксперты создали некоторый идеальный вариант, как – безо всяких оптимизаций - налогоплательщик должен был бы перебросить средства между аффилированными структурами, а потом посчитали, какие он в итоге должен был бы заплатить налоги. Из этого вычли фактическую сумму налогов, выплаченную компанией, и на полученную разницу вчинили иск.

То есть, если любой хозяйствующий субъект занимается прямой оптимизацией налогов, чтобы платить их поменьше, но должен это делать в рамках действующего законодательства, то государство оказывается вправе заниматься инверсной налоговой оптимизацией: насчитывать максимум, от него отнимать фактически уплаченные суммы, и предъявлять с пенями и штрафами налогоплательщику.

Но если государство считает не от закона, а от некой идеальной модели, - это уже значит, что система разрушена.

При этом мы видим, что налоговые претензии оказываются непредсказуемыми. Большие компании (крупные налогоплательщики) наблюдаются в отдельной налоговой инспекции вдоль и поперек, а через четыре года выясняется, что все не так хорошо и считали налоги неправильно.

Налоговики сделали фундаментальное экономическое открытие. Оказывается, в современной России нефтяной бизнес убыточен. Если сложить фактически выплаченные ЮКОСом налоги с налоговыми претензиями, которые в силу решения суда, стали законными, и сравнить эти цифры с результатами хозяйственной деятельности компании за те же годы, то мы придем именно к такому парадоксальному выводу.

Но поскольку нефтяная конъюнктура сейчас на редкость хороша и вообще-то во всем мире нефтяной бизнес - штука достаточно прибыльная, это, вероятно, означает, что у нас убыточен любой бизнес.

Другой вариант вывода из этого парадокса заключается в том, что дело не в нефтяном бизнесе в целом, а только в одном, определенном налогоплательщике. Но тогда получается, что не существует универсальной налоговой системы и не работает принципа ее безличности. Если некие налоговые претензии предъявляются одной компании, но не предъявляются другой, - это может значить только то, что нарушено правило безличности и универсальности.

Причем на муниципальном уровне или в отношении более мелких компаний все происходит наглее и глупее. В предыдущем году десятки тысяч предприятий, в том числе самых небольших, получили типовые извещения следующего рода: оплатите, пожалуйста, налоги на прибыль с учетом пени и штрафа за осень 1998 года. Какие налоги? Откуда вдруг через шесть лет? Это деньги, которые тогда где-то застряли.

Конституционный суд вынес в сове время решение: если есть документальное подтверждение банка, что налоговый платеж предприятием сделан, то все претензии налоговой службы и государства в целом адресуются уже к этому банку, а не к самому предприятияю. В прошлом году, правда, Конституционный суд принял уточняющее решение: все это верно, если не доказано, что налогоплательщик вступил в преступный сговор с руководством банка, то есть специально проводил налоговые платежи через недействующий банк, чтобы обмануть государство.

И, вот, на маленькое предприятие приходит извещение о необходимости еще раз заплатить налоги, которые они проводили «Инкомбанк», «СБС-Агро», «Мост-банк». Самый интересный факт - платят. Не пытаются заявлять: «Я-де не грабил. А Смоленского видел только по телевизору». Почему платят? Потому что у всех перед глазами урок: с государством по поводу налогов не судись.

Весь бизнес без исключения понимает, что эпоха «продналога» (когда все зафиксировано, есть ставка, есть налогооблагаемая база, заплати и живи спокойно) закончилась. Теперь тебе могут припомнить, что в конце прошлого лета ты кому-то нагрубил, с кем-то не захотел заключать соглашения, а кого-то не «подмазал». Из системы законодательство становится произволом.

То есть налоговая система торпедирована и с точки зрения субъективной веры в наличие этой системы – а это необходимое условие ее существования

Сейчас ситуация хуже, чем в начале 90-х. Тогда институциональный хаос был на фоне слабого государства, поэтому он был не так страшен для бизнеса. Возродился хаос на фоне сильного государства.

Классический механизм защиты прав – суд. Лучше этого инструмента человечество еще ничего не придумало. Конечно, судебная защита прав собственности, решение имущественного спора с государством, муниципальной властью в последние 10 лет были не на высоте. Но какие-то решения в правильном направлении сделаны были. Например, был принят замечательный Гражданский кодекс, в котором право собственности было закреплено, существует нормальное налоговое законодательств и т.д. Но дальше возникает вопрос с правоприменением.

По одному и тому же поводу суд может вынести, в двух разных населенных пунктах два прямо противоположных решения, и для обоих найдутся мотивировки. Выполняется то, что одобряет начальство.

В стране исчезло ощущение, что так не отнимут деньги. Теперь любой бизнесмен понимает, что могут отнять деньги просто так, и в пределах существующих социальных институтов невозможно ничего доказать. Что остается? Сворачивать бизнес и уводить деньги за рубеж?

При этом власть парадоксально не собирается забывать о приватизации и даже иностранных инвестициях, хотя уход иностранных денег из России – вопрос решенный.

Есть разные типы инвесторов. Задача одних - отбить большую прибыль и убежать. Второй - прийти надолго. Для первых, появившихся в героическую эпоху начала 90-х годов, то, что сейчас происходит - с резкими скачками курса акций и большой степенью неопределенности прогнозов – возвращение замечательных времен.

Для серьезного консервативного инвестора (если он не рассчитывает на «эффект Хаммера» – договоренность на уровне первых лиц государства) после всего произошедшего за последнее время российского рынка больше не существует.

Арсенин Михаил
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).