будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
градостроительство Московская область
Июль 11, 2025
Хозяйство
Гращенков Илья

Красногорск как мертвая территория

Красногорск как мертвая территория
800-600
Строительство в Красногрске

В подмосковном Красногорске по решению областных властей могут ограничить строительство высотных жилых домов. Ожидается, что соответствующий генплан губернатору Андрею Воробьеву представят к лету.

О разработке плана журналистам газеты «Коммерсантъ» сообщили девелоперы. При этом партнер «Химки Групп» Дмитрий Котровский заявил изданию, что новые ограничения заметно снизят интерес девелоперов к Красногорску. Однако по замыслу областных чиновников предполагается, что запрет все же нужен, так как позволит избежать транспортного и социального коллапса в городе.

Введение запрета и вообще начало процесса градостроительного планирования заметно запоздали: с момента прихода к власти губернатора Андрея Воробьева прошло уже три года, а транспортные и строительные проблемы области до сих пор решаются в отрыве друг от друга, не комплексно, отмечают эксперты. Между тем инфраструктура Красногорска и транспортная сеть региона уже сейчас не справляется со своими задачами.

Действительно, сервис «Яндекс-карты» показывают, что во многих районах Подмосковья, таких, как окрестности Балашихи, сама Балашиха, а также близ Видного, Красногорска и ряда других городов пробки на дорогах существуют почти круглосуточно. И если в Москве в последние годы поменяли подход к градостроительному планированию, то правительство Московской области в этом отношении существенно недорабатывает.

Эксперты отмечают, что ситуация эта определяется не действиями городских властей, а политикой губернатора. Об этом в беседе с «Полит.ру» говорил и Илья Гращенков, руководитель Центра развития региональной политики. По его оценке, в результате затягивания ситуации областными властями Красногорск превратился в мертвую с точки зрения развития территорию.

 
Остановленная стройка

«Градостроительный, или архитектурный план – это комплексный подход к развитию муниципального образования. Когда Андрей Воробьев был избран губернатором Московской области, одной из первых его инициатив стало решение, что каждый муниципалитет должен получить такой план. То есть, по идее мэр города или совет депутатов должен обратиться в некую фирму и заказать себе там такой план. Однако деньги на оплату этой работы муниципалитеты должны были изыскать сами, а у них в бюджете средств на это не было заложено.

То есть Воробьев требовал с глав муниципалитетов градостроительные планы, а когда главы муниципалитетов обращались к нему за деньгами на эти работы, говорил, чтобы они искали деньги сами. А где им найти эти деньги, это же будет прямое небюджетное расходование средств? Но ответственность была переложена на них, и выкручивались они по-разному: многие мэры даже поплатились своими креслами за неспособность вписаться в эту концепцию. В конце концов был найден законный способ разрешения ситуации: главы муниципалитетов стали передавать полномочия по планированию в область. Стали обращаться в областной архитектурный комитет: мол, у нас денег нет, пожалуйста, решите как-то эту проблему.

Архитектурный комитет присылал некую фирму, чтобы та провела кое-какие предварительные работы. На этой стадии надолго зависли многие города. То есть, какие-то работы там проводились, но готового градостроительного плана по итогам они не получали. Что они получали, так это наметки плана, градостроительную стратегию, в которой никак не были прописаны этапы реализации и не было структурного подхода.

Если градостроительный план предполагает какую-то единую полную концепцию, учитывающую количество домой, гаражей, школ, пропускную способность магистралей, пассажиропотоки, экологическое зонирование – словом, очень большое число параметров, то предложенная муниципалитетам усеченная версия плана выглядела примерно так: «Вот здесь есть свободное место, давайте что-то построим; а вот там гаражи, но про них мы потом придумаем что-нибудь». То есть это не план, а именно стратегия: мы вроде и понимаем, к чему идем, но конкретного пути к этому нет, у нас все только намечено.

Итак, многие муниципалитеты зависли на этой стадии, и тогда губернатор предложил ограничить этажность строительства: не более 4-5 этажей в среднем для дальнего Подмосковья и не более 12 этажей в ближнем. Однако все равно строить высотные дома продолжали: то выяснялось, что у кого-то старые контракты, которые не попадают под новую стратегию, то шла реализация старых программ – в общем, делался миллион отдельных исключений.

В итоге за три года образовалась каша: с муниципалитетами по-прежнему не все понятно, где-то хоть половинчатые планы есть, где-то еще и ничего нету. Воробьев, кстати, для проведения работ привлекал Игоря Чайку, сына генерального прокурора Юрия Чайки – именно Игорь Чайка, как предполагалось, должен был разработать концепцию урбанизации Подмосковья, развития этой территории как сплошной городской. Но урбанизация не случилась, Чайка из Подмосковья ушел, и сейчас, на мой взгляд, наступает третий этап этого процесса.

Сейчас проводят реформу местного самоуправления с передачей полномочий в область – и теперь вроде область должна стать единым органом выработки этой концепции, и все муниципалитеты должны получить градостроительные планы. Красногорск, по-видимому, должен сейчас этим заняться – тем более, что им сейчас руководит хороший управленец Радий Хабиров (с 1 февраля 2017 года Радий Хабиров является временно исполняющим обязанности главы городского округа Красногорск), сверхопытный чиновник. Так что это, возможно, будет такой пилотный проект третьего этапа подмосковной градостроительной проблемы.

Но верный вопрос задается многими экспертами: не поздно ли. Конечно, уже не спасти ни застроенную Павшинскую пойму, ни кварталы «Изумрудные холмы», где стоят здание не ниже 20 этажей точно – все это построено вдоль маленького Волоколамского шоссе, и нет никакого другого транспорта, кроме спроектированного и запущенного еще при Советском Союзе. Так что сейчас Красногорск с точки зрения развития – это такая мертвая территория. Не только он, конечно – в Балашихе, пожалуй, ситуация еще хуже. И, на мой взгляд, эти вопросы для близких к Москве территорий нужно решать совместно с Москвой. Потому что транспортные проблемы области невозможно решать без учета Москвы.

То есть, на мой взгляд, проблему Красногорска надо разделить на части. Вот есть то, что уже построено, и его никуда не денешь. Но надо как-то облегчить людям жизнь, хотя понятно, что никому неинтересно тратить деньги на инфраструктуру, которая уже не принесет никакого дохода.

Второй момент – это развитие территории. Все-таки за Красногорском есть еще какие-то поля, где хочется что-то построить, снять с этого какую-то большую маржу – потому что строительство всегда было самым лакомым кусом для Подмосковья. Но тут мы как раз и упираемся в новую концепцию, которая предполагает малоэтажное строительство. А для девелоперов в условиях нашего рынка это просто неинтересно: у нас примерно до шестого этажа строители работают себе в минус, плюс приемка дома, которая тоже обходится недешево. Поэтому минимум 10 этажей девелоперы просят всегда.

В свое время, кстати, девелоперы буквально стояли в очереди, уговаривали Воробьева разрешить им еще хотя бы два этажа, чтобы как-то окупить свои затраты – начинали-то они строительство еще при других условиях! После этого из Подмосковья ушло много застройщиков – остались фактически только близкие губернатору компании.

Плюс в муниципалитетах до сих пор тянется бодяга с приемкой домов, которые все никак не принимают и пытаются как-то «раскрутить» застройщиков на решение других проблем типа строительства детских садиков, например. Сейчас ведь обязанность решать и проблемы такого сорта переложены на глав муниципалитетов, а полномочиями они не обладают – фактически, являются такими «бегунками» между губернатором и застройщиком», – сказал Илья Гращенков.

Добавим, что ситуация в области в ближайшее время может дополнительно осложниться: муниципальная реформа, проходящая в Подмосковье уже несколько лет и приведшая к возникновению ряда проблем, в том числе экономических, у региона, теперь может ускориться. 24 марта Госдума одобрила в третьем чтении законопроект, позволяющий органам региональной власти упразднять поселения и муниципальные районы, присоединяя их к городским округам.

 
Зима. Поселок городского типа

Как отмечает газета «Коммерсантъ», три думских фракции голосовали против документа. Депутаты подчеркивали, что эта реформа грозит деградацией системы местного самоуправления (МСУ). А в Подмосковье группа депутатов местных советов и главы некоторых муниципалитетов Подмосковья, недовольных ходом реформы, даже выразила недоверие губернатору. Они обратились к президенту России с просьбой «принять кадровое решение».

Свое недоверие губернатору муниципалы аргументировали просчетами Воробьева «в социально-экономической политике и обострением политической ситуации» в связи с преобразованием районов в городские округа.

Гращенков Илья
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).