Перед уходом в отпуск, законодательная власть все-таки сделала отважный шаг по развитию экономического потенциала России. В воскресенье Совет Федерации принял набор законов о переводе натуральных льгот в денежную форму, чем завершил законодательное оформление самого громкого экономического действия правительства Фрадкова.
Эта мера, благодаря техническому характеру ее обсуждения правительством, получила незвучное название «монетизация льгот», что во многом предопределило возникшие у реформы политические проблемы. Льготы – это одно из социальных завоеваний некоторых слоев населения. Многие граждане заслужили их еще до того, как большинство членов правительства родились. И с этим завоеванием, имеющим долгую историю, правительство собралось что-то делать, объясняя это в своих технических терминах, то есть как бы из своей логики, для своего удобства, что населением ощущается как неправда и волюнтаристское превышение пределов власти и компетенции. Тем более, что номенклатурные льготы, в отличие от ветеранских, остались в неприкосновенности.
Желая дать экономический комментарий мы должны оставить сложности общения властей и народа, и рассмотреть «монетизацию льгот» именно как техническую меру в отношении экономики. А глядя с этой точки зрения, мы обнаружим ряд важнейших позитивных последствий, которые вполне могут дать мультипликативный эффект для экономического развития вне зависимости от того, какие цели и какая политика стоит за всем этим.
Необходимость замены натуральных льгот денежными субсидиями следовала, по всей видимости, из следующего анализа ситуации. Во-первых, наличие подобных льгот в советские времена, когда существовал тотальный товарный дефицит, давал их обладателям хоть какую-то гарантию получения этих самых товаров и услуг. Но сейчас, когда от дефицита остались одни воспоминания, необходимость в гарантированном снабжении отельных категорий граждан отпала. За деньги теперь можно купить все, поэтому льготы потеряли социально-экономический смысл.
Во-вторых, наличие льгот вносит существенные искажения в распределение ресурсов. Товары и услуги по льготным ценам предоставляются многими предприятиями и организациями, по поводу которых возникает ощущение, что эти они очень важные и нужные, так как несут на себе весомую социальную нагрузку. Но так ли это на самом деле, или нет, сейчас сказать трудно. Если у обладателя льгот нет выбора, в каком месте и у кого их получать, то выходит, что услуги некоторых организаций ему просто навязываются.
Пойдет ли он к ним после того, как льготные цены заменят на денежные компенсации, – это большой вопрос. Если пойдет, то и ладно. А если не пойдет, то получается, что организация, оказывавшая услуги гражданам по льготным ценам, просто не нужна, и раньше занималась только тем, что зря переводила скудные ресурсы российского бюджета. В то же время, граждане, получившие вместе с деньгами свободу выбора, смогут приобретать именно те товары и услуги и у тех производителей, которые им больше подходят, чем навязанные государством.
И в-третьих, ряд предприятий и организаций, оказывающих услуги по льготным ценам и тарифам, и имеющих право на денежную компенсацию из бюджета, полностью эту компенсацию никогда не получали. То есть оказывали слуги за свой счет, а государственный бюджет им за это не платил. Правительством неоднократно приводились данные, что «монетизация льгот» вызовет дополнительные расходы федерального бюджета в 180 млрд. руб., тогда как раньше бюджеты всех уровней перечисляли на покрытие оказанных льготных услуг только 40 млрд. руб. Получается, что оставшиеся 140 млрд. эти предприятия ежегодно оплачивали из собственного кармана.
Так, гендиректор «Связьинвеста» Валерий Яшин заявил, что в настоящее время суммарная задолженность по компенсациям услуг, оказанных льготным категориям граждан, составляет 1,5 млрд. рублей из федерального бюджета и 1,2 млрд. рублей из региональных и местных бюджетов. По сведениям АО «Российские железные дороги», огромный убыток в 36 млрд. руб. от пассажирских перевозок в прошлом году во многом был получен на счет перевозок льготных категорий граждан.
Естественно, подобные неоплачиваемые льготы не самым благоприятным образом сказываются не только на финансовом, но и на техническом состоянии связистов и транспортников. Длительные очереди на установку телефонов, нехватка вагонного парка, эксплуатация изношенных автобусов и трамваев – все это, в том числе, и следствие недофинансирования социальных льгот.
Разумеется, подобная ситуация не могла продолжаться долго. Рано или поздно вопрос надо было решать, иначе предоставлять льготные услуги было бы не на чем – из-за естественного износа общественного транспорта, например. Но теперь, благодаря принятым законам, есть надежда, что отрасли с наиболее изношенным производственным потенциалом получат дополнительное финансирование для своего обновления, а российское машиностроение – хорошо оплачиваемые заказы.
Если это произойдет, российская экономика получит дополнительный импульс к росту, причем он будет исходить от внутреннего рынка, а не внешнего, как это у нас обычно бывает. Хотя требует отдельного анализа вопрос, насколько полная оплата услуг клиентами поможет компаниям (скажем, в транспорте) свести концы с концами и приступить к переоборудованию, или их беды в чем-то ином, а льготы были только хорошим оправданием.