Министерство экономического и развития и торговли представило обновленный вариант Сценарных условий социально-экономического развития России на 2006 год и на период до 2008 года.
Сценариев всего два, что немного, хотя, как говорят, краткость – сестра таланта. Да и потом, что может произойти с нашей страной за следующие три года? Скорее всего, ничего особенного, поэтому инерционный сценарий в данном случае был бы наиболее адекватным для описания нашего недалекого будущего. Но в инерционный сценарий МЭРТом почему-то заложены совсем не инерционные показатели: падение цен на нефть до 28 долл. за баррель с теперешнего уровня в 55 долл./барр. Это уже не инерция, а обвал, хоть и с последующей стабилизацией. Которая всегда наступает после обвала, так же как смерть наступает после внезапной болезни. Но нам, скорее всего, такое развитие событий не грозит. Падение цен на нефть маловероятно, Федеральная резервная система США постоянно наращивает количество долларов в обращении, и поэтому цены растут на все сырьевые товары подряд, в том числе и на наши любимые нефть и газ.
Продолжаться это будет еще долго – никак не меньше трех лет, так как американским нефтяным корпорациям нужно время, чтобы приступить к разработке нефтяных месторождений в самих Штатах, да и рентабельность добычи родной американской нефти требует сверхвысоких, по мировым меркам, цен на черное золото. Поэтому “инерционный” сценарий МЭРТа маловероятен, и события будут развиваться по второму варианту, который почему-то называется инновационным путем развития. Правда, в Сценарных условиях об инновациях говорится не очень-то много, и основной упор делается на постоянный рост экспорта энергоносителей, который с инновациями, понятное дело, связан не очень сильно, зато связан с высоким уровнем нефтяных цен, которые во втором варианте прогнозируются в размере $33-34/барр. Это гораздо выше цен первого варианта, хотя не дотягивают до фактически складывающегося уровня. Но, как говорится, спасибо и на этом. Тем более, что подвохи второго варианта Сценарных условий кроются не в уроне нефтегазовых цен, прогнозировать который иногда просто опасно для здоровья, а в планах расходования этих самых нефте- и газодолларов.
А тратить их мы будем следующим образом. Во-первых, Правительство, как оно и обещало, собирается-таки повысить заработную плату работникам бюджетных организаций и пенсии пенсионерам в два раза аккурат к 2008 году. Во-вторых, Правительство предполагает увеличить государственные инвестиции в основной капитал. И, в-третьих, правительство хочет досрочно погасить долг Парижскому клубу кредиторов к 2007 году, а по самым последним сведениям – к концу 2006 года. Естественно, при строгом соблюдении оригинального графика платежей по внешнему долгу. Не трудно заметить, что основные направления расходов, как они предполагаются правительством, существенно противоречат друг другу, и найти финансирование на реализацию всех трех проектов будет крайне затруднительно.
Например, как мы уже считали в статье “Как победить бедность”, расходы на оплату труда “бюджетников” в консолидированном бюджете РФ составляют сейчас около 1 трлн. руб. И их удвоение потребует еще одного триллиона. Покрыть такой большой прирост заработных плат только за счет “внутренних резервов”, как мы прикинули уже в другой статье, не получиться. Например, по нашим подсчетам получалось, что Министерство образования (без науки) сможет сэкономить от силы 9% своих расходов, которых хватит только на 25%-ое увеличение заработных плат преподавателей. Остальные 75%, нужные для удвоения, придется, видимо, изыскивать уже Министерству финансов за счет дополнительных доходов всего бюджета.
Но, кроме “бюджетников”, правительство собирается заодно удвоить и пенсии, финансирование которых в прошлом году обошлось Пенсионному фонду тоже в триллион рублей (и это только страховая часть, без базисной). Таким образом, и увеличение пенсий, и увеличение заработных плат тянет вместе на 2 трлн. руб. Напомним, что фактические доходы консолидированного бюджета РФ за 2004 составили 5,4 трлн. руб., а у Пенсионного фонда они должны быть не меньше 1 трлн. руб. Увеличить доходы Пенсионного фонда за ближайшие три года вряд ли получится – снижение ставки ЕСН ударило по ним больно и, как нам кажется, три года уйдут только на восстановление прежнего объема поступлений. Поэтому основная нагрузка, если повышение пенсий и заработных плат все же произойдет, ляжет на консолидированный бюджет. Его придется увеличить до 7,5 трлн. руб., или почти на 40% за три года. Хотелось бы верить, что такое может случиться, но вот как долго Министерство финансов может удерживать доходы на таком уровне – не ясно. Кто знает, как себя поведут экспортные цены после 2008 года, может быть, им все-таки захочется упасть? И тогда российский бюджет не сможет постоянно, год за годом, получать свои триллионы и, соответственно, выплачивать их в виде пенсий и заработных плат.
Таким образом, уже из приведенного примера видно, что наиболее ресурсоемкие проекты являются и наиболее опасными. Можно много наобещать людям, а потом, по объективным обстоятельствам, ничего не выполнить. Хотя в случае роста расходов на денежные выплаты бюджетному сектору экономики есть надежда на “мультипликативный” эффект. То есть рост расходов повысит внутренний спрос, который вызовет вторую волну спроса, потом третью, и наш ВВП начнет расти сам по себе – вне зависимости от мировых цен и мирового спроса. А с его ростом произойдет расширение налоговой базы и рост налоговых поступлений. Тогда эти “стимулированные” расходы получат покрытие в виде дополнительных налоговых доходов, и бюджетного кризиса даже в случае падения нефтяных цен может и не произойти. Но такая мечта может осуществиться или при наличии свободных производственных мощностей, или при наличии большого инвестиционного потенциала, который позволит быстро создать эти самые мощности, если их вдруг перестанет хватать для непрерывного наращивания производства.
Во всяком случае, сейчас этих мощностей точно не хватает. Судя, например, по ситуации на транспорте, о которой мы писали в статье “Транспортный диагноз”, автомобильные дороги и морские порты давно превратились в тромбы для товарных потоков, и с каждым годом эти тромбы все расширяются и расширяются. В результате, если не принять срочных мер, российская экономика может захлебнуться в потоке грузов и в один момент просто остановиться. Поэтому Правительство во втором варианте Сценарных условий предусмотрело в том числе увеличение доли инвестиций в основной капитал экономики России. По всей видимости, в крупные инфраструктурные проекты, которых нам так сейчас не хватает. Необходимость этих инвестиций настолько всем ясна, что никто уже давно не спорит, а все только спрашивают: когда же они все-таки польются в инфраструктуру? Но на этот вопрос нет ответа, потому что пока не ясен ни общий объем инвестиций, ни конкретные проекты, ни источники их финансирования. Но из отдельных цифр, которые довелось увидеть, следует, что суммы там тоже начинаются с триллионов рублей, то есть быстрого расширения производственных мощностей в ближайшее время нам не видать.
И, наконец, последний из самых затратных проектов Сценарных условий – досрочное погашение внешнего долга. По прикидкам Минфина, оно потребует дополнительных расходов в 10 млрд. долл. на протяжении трех ближайших лет. Эти платежи наш бюджет выдержит, не сильно напрягаясь, но при этом все остальные проекты, о которых шла речь выше, придется заморозить. На них денег точно не хватит, поэтому и обещание повысить доходы бюджетников, и желание профинансировать инфраструктурные проекты можно спокойно не принимать во внимание. Реализовать их будет невозможно, потому что средств государственного бюджета на все это просто не хватит.
Тем не менее, если правильно расставить приоритеты, то источники финансирования проектов отыскать все-таки можно. Например, мы приходим к соглашению с Парижским клубом, и досрочно, за три года, резко снижаем внешний долг. После чего нагрузка на бюджет резко падает, и он может позволить себе профинансировать остальные проекты. При этом, как нам кажется, ждать с реализацией инфраструктурных проектов не стоит, так как из-за плохой работы транспортной сети мы можем потерять большие деньги. Финансировать строительство мы можем начинать прямо сейчас, но для этого придется расширить эмиссию облигаций внутреннего долга, чтобы не затрагивать непосредственно бюджет. Потом, через три года, после сокращения внешнего долга, увеличившийся внутренний долг можно будет покрыть средствами, которые до того шли на погашение первого. Ну а проекты по двукратному увеличению денежных доходов бюджетников можно будет отнести на период после 2008 года или повышать их только в меру роста налоговых доходов консолидированного бюджета. Именно в такой последовательности, как мы считаем, и должны располагаться приоритеты в расходовании бюджетных средств на крупные проекты. В противном случае вместо прироста доходов и капиталов мы получим громкий пшик.