будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 16, 2025
Хозяйство
Страхов Валентин

Лесной ресурс без национальной политики

На совещании по лесному сектору президент, как всегда, старался быть точным и логичным, отталкиваясь от достигнутого, – то есть переходя от реалий к перспективам. И как же, оказывается, легко заморочить голову даже умному, но не сведущему в лесном деле человеку, говоря о том, что «Концепция развития лесного хозяйства на 2003-2010 годы» и «Основные направления развития лесной промышленности до 2015 года», принятые правительством в начале 2003 года, есть «определенные шаги по выработке государственной политики в этой сфере» (из выступления Президента РФ 06.04.2006).

Эти документы не тянут даже на эскиз программы государственной лесной политики, потому что узко замкнуты, в основном, на регулировании лесопользования (Концепция) отдельно от модернизации лесозаготовки и деревопереработки (Основные направления). В «Концепции развития лесного хозяйства на 2003-2010 годы» нет ни слова о лесном рынке, на который работает лесное хозяйство, пусть даже и государственное, в рыночной экономике. А в «Основных направлениях развития лесной промышленности России» нет ни слова о лесном хозяйстве, поэтому оба документа трудно назвать определёнными шагами в сфере лесной политики России. Скорее, это просто дежурная отписка бюрократии.

Это значит, что правительство так и не вышло из зашоренного состояния, считая по инерции советских времён, что лесное хозяйство есть просто сырьевой придаток ЛПК. Лесной политики у нас как не было тогда, так нет и по сию пору.

Совещание в Сыктывкаре показало, что правительство наконец догадалось, какие огромные доходы может извлекать из федеральной государственной собственности – лесного фонда, если взяться за дело с умом. Ещё в 2002 году вопросы лесного хозяйства и ЛПК рассматривались Президиумом Государственного совета РФ. Созданная тогда специальная рабочая группа «Развитие лесного хозяйства и лесопользования в Российской Федерации» под председательством губернатора Новгородской области М.М. Прусака, в состав которой имеет честь входить автор данных заметок, подготовила доклад и рекомендации по устойчивому развитию лесного хозяйства и лесопользования в Российской Федерации. Доклад был заслушан на заседании Президиума Государственного Совета 3 июня 2002 года.

Приятно осознавать, что спустя четыре года основные положения этого доклада стали претворяться в жизнь. Медленно запрягают в России, а вот быстро ехать лесному сектору не удастся: незаконные лесозаготовки не позволят, потому что их рост – верный симптом потери управляемости лесным хозяйством и низкой эффективности ЛПК.

Когда Президент РФ говорил о необходимости повысить эффективность лесопромышленного комплекса, чтобы его доля стала более весомой, а не «чуть более одного процента ВВП», он имел в виду количество и качество производимой продукции. Об этом имеет смысл говорить только при наличии внутреннего оплаченного спроса на лесные товары и привлекательной конкурентной цены на вешних рынках. Почему-то наши лесоторговцы под конкурентной ценой понимают лишь заниженные цены на круглый лес, чего нельзя сделать в отношении продукции деревопереработки. Только недобросовестный производитель будет продавать свою продукцию по цене ниже себестоимости. А ведь там ещё и посредники есть… Поэтому и импортируем лесобумажную продукцию.

Отсутствие дорог до настоящего времени спасало остатки русского леса от коммерческих рубок; более 60% вывозки леса осуществляется в зимний период. Конечно, Президент РФ не может не знать этого. Но вот вопрос: кто оплатит строительство лесных дорог, без которых чисто технически невозможно организовать лесозаготовки в регионах, где период зимней вывозки слишком короток, например, в Северо-Западном Федеральном Округе? Неужели бюджет? Но тогда надо объявлять федеральной государственной собственностью не просто стоящий растущий лес, а древесину из этого леса, что было бы и справедливо, и экономически выгодно.

Не будем обольщаться результатами Сыктывкарского совещания. Конечно, всем стало ясно, что президенту заморочили голову достаточно серьёзно, коль он считает, что базовое решение проблемы – принимать Лесной кодекс. Это документ, как и всякий другой закон в России, «... куда повернул, туда и вышло».

Понятно, что если козла (то есть ЛПК), запустить в огород с капустой (то есть в лес) – он наестся до отвала. По сути, и новый Кодекс, и поправки к нему (ФЗ№199 от 31.12.2005) направлены именно на это – на отделение государства (то есть народа) от леса и запуск козла в огород. Лес теперь – просто рыночный ресурс. И нет сомнений, что лесные бароны скупят по всему миру лучшие технологии по переработке древесины, чтобы организовать здесь производство самых современных, лучших лесных товаров.

А европейцы, китайцы и даже североамериканцы будут беречь свои леса, потому что им очень нравится, как наш президент говорит, что лес – не просто природное богатство, а потенциальный источник устойчивых и солидных доходов и одновременно экологический щит не только для нашей страны, но и для всей планеты. И нужные им (европейцам, китайцам и американцам) лесные товары будут поставляться из России, которая должна очень гордиться, что мы скоро не просто кругляк будем экспортировать, но и лучшую в мире продукцию деревопереработки, купить которую народ в России не сможет по простой причине – зарплата не позволяет.

Как прав был Марк Твен, когда вложил в уста одного из своих героев исторические слова, что банки Техаса должны грабить только техасцы. Конечно, как же иначе. Пора покончить с жалкой практикой наживы на каком-то там кругляке, когда «Наши соседи продолжают зарабатывать на российском лесе миллиарды долларов» (из выступления президента Путина в Сыктывкаре). «Упущенная страной выгода» на самом деле – упущенная лесными баронами добыча, ведь банки Техаса должны грабить только техасцы. Конечно, не будут забыты слова президента о том, что «в передовых странах очень эффективно развиваются новые технологии восстановления лесов», потому что если рубить так, как хочется ЛПК, то скоро придётся закупать кругляк или брать в аренду леса в упомянутых передовых странах.

Что же касается желания президента «предпринимать срочные и конкретные меры», то при этих словах первым делом возникает безумная мысль: «Неужели во главе лесного хозяйства наконец поставят специалистов?».

См. также другие тексты автора:

  • Глобализация лесного мира
  • Лесной кодекс: возврат на позиции 1931 года
  • Лесные концессии в России: история вопроса
Страхов Валентин
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).