будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 14, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Ложные предпосылки ошибочной реформы

Ложные предпосылки ошибочной реформы
gric_big

Очередная реформа нашей многострадальной пенсионной системы ничего, кроме сильного удивления, вызвать не может. Резкое усиление налогового пресса, причем в самый неподходящий для этого момент – в экономический кризис – наверняка вызовет соответствующую реакцию налогоплательщиков, то есть массовое уклонение от уплаты взносов в государственные социальные фонды. И вроде бы благая цель – обеспечить каждого российского пенсионера более высокой пенсией и при том не допустить сильного дефицита социальных фондов – точно не будет достигнута.

Напомним, что согласно принятым Государственной Думой и подписанным Президентом РФ законам, с начала 2010 года налогооблагаемая база при расчете социальных платежей будет составлять 415 тысяч рублей в год на одного работника, и взиматься эти платежи будут по ставке 34%. На доход свыше этой суммы социальные платежи начисляться не будут. Таким образом, социальное налогообложение возвращается в прошлое, в далекие теперь 90-е, когда совокупная ставка всех социальных налогов составляла 35,6%.

Для сравнения, в настоящее время годовой доход физического лица до 280 тыс. руб. в год облагается по ставке единого социального налога (ЕСН) в 26%. Если доход физического лица доходит до 600 тыс. руб. в год, то 280 тыс. руб. дохода облагаются по той же ставке 26%, а разница между 280 тыс. руб. и 600 тыс. руб. облагается по ставке 10%. И, если годовой доход превышает 600 тыс. руб., то сумма дохода то 600 тыс. облагается по вышеприведенной схеме, а все суммы свыше 600 тыс. руб. – по ставке 2%.

То есть если вы сейчас получаете 280 тыс. руб. в год (23 тыс. руб. в месяц), то работодатель перечислит за вас в налоговую инспекцию 72,8 тыс. руб. в год. Если ваша заработная плата составляет 415 тыс. руб., то годовой платеж в налоговую составит 86,3 тыс. р. Ну, и если вы вдруг получаете 700 тыс. руб. (хотел бы я сам получать такую зарплату), то налоговики получат от вашего работодателя 106,8 тыс. руб. в год.

Такова действующая схема ЕСН, которая в свое время была сконструирована как регрессивная – в надежде на то, что снижение средней ставки налога по мере роста облагаемой базы вынудит налогоплательщиков раскрыть свои доходы полностью. Но надежде не суждено было сбыться, и поэтому вместо достаточно гибкой схемы налогообложения все налогоплательщики (и сознательные, и несознательные) получат теперь одну жесткую ставку и одну облагаемую базу. То есть не хотите по-хорошему – будем по-плохому.

В результате, за работника, получающего те же 23 тыс. руб. в месяц работодатель будет теперь платить 95,2 тыс. в год, а за работника, получающего 34,5 тыс. рублей в месяц (415 тыс. руб. в год) – 141,1 тысячу рублей. При этом предел налогооблагаемой базы взят с большим запасом, так как 34,5 тыс. руб. в месяц у нас получает меньшинство. Но даже если с течением времени выяснится, что 415 тыс. рублей в год – это не очень большая заработная плата, налогооблагаемую базу без проблем проиндексируют.

Это, на наш взгляд, гораздо более реалистичное объяснение грядущим новациям, чем предлагаемые правительством рассуждения, что облагаемая база не пересматривалась уже много лет и поэтому должна быть скорректирована с учетом инфляции, а также еще более отвлеченные рассуждения, что постоянные повышения пенсий делают бюджет Пенсионного фонда, из которого они выплачиваются, дефицитным. Правительство фактически, а не на словах, признало, что пенсионная реформа образца 2001 года провалилась, и что разного рода игры со стимулированием налогоплательщиков надо отставить в сторону. Отставить - и заменить пусть и не совсем удачную, но все же более или менее гибкую систему жесткой и однозначной.

Но, кроме краткосрочных фискальных соображений, на социальную активность Правительства влияют и более глубинные факторы. Как нам представляется, российские государственные мужи при определении политики в области пенсионного обеспечения исходят, как минимум, из двух предпосылок. Первая состоит в том, что государство должно обеспечивать каждому гражданину, достигшему пенсионного возраста, пенсию на уровне, обеспечивающем его безбедное существование вплоть до самой смерти. А вторая - что относительно высокий уровень пенсионного обеспечения должен достигаться при бездефицитном бюджете социальных фондов, в данном случае – Пенсионного фонда РФ.

К сожалению, и первая, и вторая предпосылки являются ложными, что и предопределяет, в конечном счете, провал всех пенсионных реформ.

Социальные обязательства государства относительно части своего населения могут, конечно, иметь большой размах, и гарантировать безбедное существование на протяжении очень большого интервала времени. Но при этом государство должно обладать соответствующими ресурсами. И если этих ресурсов недостаточно (а наш случай именно такой), то завышенные социальные обязательства оборачиваются обычным обманом населения. Честно признать, что располагаемых ресурсов для полноценного пенсионного обеспечения не хватает, никто, естественно, не хочет, поэтому пенсии, во всяком случае, номинально, постоянно повышаются.

Но если ресурсов нет, а социальным обязательствам надо соответствовать, то без дефицитов, увы, не обойтись. Поскольку налоговых доходов Пенсионного фонда не хватало и не будет хватать для полного выполнения продекларированных обязательств, то Пенсионный фонд постоянно будет дефицитным. И дефицит у него будет не год или два, а еще несколько десятилетий – до тех пор, пока в иной мир не перейдет последняя возрастная когорта пенсионеров, работавших в советские времена. До этого момента говорить о бездефицитном пенсионном фонде или о том, чтобы застрахованные лица за счет своих взносов сами формировали свои будущие пенсии, невозможно.

Российское Правительство этой жесткой зависимости, видимо, не понимает, поэтому пытается решить две несовместимые задачи – и дать хорошие пенсии, и сделать так, чтобы расходы Пенсионного фонда полностью финансировались его доходами, то есть за счет ЕСН, или теперь - страховых взносов. Для этого оно поднимает и ставку взносов, и облагаемую базу, и в результате делает уплату этих платежей неподъемной для налогоплательщиков. Которые, надо думать, в массовом порядке начнут уклоняться от уплаты этих взносов, и поэтому затея сделать
Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).