будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ВВП экономика Владимир Путин
Июнь 14, 2025
Хозяйство
Жаворонков Симон

Майские ресурсы

Майские ресурсы
800-600_Q4OUM5C
Владимир Путин в кабинете. Источник: kremlin.ru

Майский указ президента — это не только обозначение целей, к выполнению которых, по крайней мере в теории, должно двигаться федеральное правительство в ближайшие шесть лет. Умалчиваемая часть указа — это поиск ресурсов, которые необходимы для достижения объявленных показателей.

Во вторник президент Владимир Путин рассказал, что выполнение майского указа обойдется в 8 трлн рублей. Дмитрий Медведев добавил, что по «сугубо предварительным» расчетам в целом объем расходов для реализации всех задач, сформулированных в указе, составит 25 трлн рублей, ведь в указ включены уже существующие приоритетные проекты. А 8 трлн нужны только для исполнения новых направлений и задач.

Интересно, что вопрос о том, откуда брать эти деньги, руководство страны не обходит. Путин рассказал в Думе, что, во-первых, власти рассчитывают на ускоренный рост ВВП. «От роста объема экономики будут дополнительные доходы», — объяснил президент. Во-вторых, необходимо «внимательно посмотреть» на макроэкономическую политику и налоговую систему. «Есть и так называемые общие системные меры. Сейчас не буду их перечислять, они вроде бы мелкие, но по каждой из них надеемся получить по 300–400 млрд рублей. В целом 1,2 трлн», — отметил Путин. Все это «не просто болтовня и слова, мы все считали», заверил он.

 
В. Путин и Д. Медведев на заседании Госдумы / duma.gov.ru

Хотя президент и решил не вдаваться в подробности, в целом понятно, откуда государство может взять деньги — либо необходимо повышать налоговую нагрузку (через рост собираемости или увеличение ставки, это не так принципиально), либо наращивать заимствования.

Причем 8 трлн для России — это не такие большие деньги. Минфин оценивает общую сумму расходов бюджета в 2019-2024 гг. в 112 трлн рублей. 8 трлн — это лишь 7% данного объема.

Сегодня естественно предположить, что правительство может получить дополнительные деньги за счет нефтегазового экспорта. Правда, если исходить из действующего законодательства, то задействовать нефтегазовые доходы не получится, так как согласно бюджетному правилу все доходы от нефти дороже 40 долларов за баррель идут в резервы. Алексей Кудрин, который считается одним из авторов экономической программы президента, предлагал повысить порог отсечения до 45 долларов, но решение пока не принято, Минфин выступает против.

Возможно, назначение Антона Силуанова на место экономического вице-премьера заставит ведомство шире смотреть на ситуацию и все-таки смягчить бюджетное правило, предположил в разговоре с РБК экономист Центра развития ВШЭ Андрей Чернявский: жесткая фискальная политика негативно влияет на экономический рост. «За первый квартал 2018 года Минфин направил на закупку валюты около 750 млрд рублей. Если такой темп сохранится, то в течение года на валютный рынок будет направлено порядка 3 трлн. Это очень жесткая конструкция, а сейчас можно обсуждать вопрос о смягчении бюджетного правила хотя бы в части повышения цены отсечения до $45. Это развяжет руки и даст возможность тратить больше», — подчеркивает эксперт.

 
Табло обменных пунктов Москвы с курсами валют / mskagensy.ru

Второй вероятный источник доходов — увеличение налоговой нагрузки на экономику. Пока члены правительства или Кремль не сообщали о принятии какого-либо решения в этой сфере. Но активно обсуждалось несколько глобальных реформ: налоговый маневр (снижение страховых взносов с 30 до 22% при одновременном росте НДС с 18 до 22%), введение налога с продаж и увеличение НДФЛ с 13 до 15%. Правда, в Думе Медведев заявил, что правительство не поддерживает ни рост подоходного налога, ни отмены плоской шкалы.

Рост налоговой нагрузки всем хорош (для правительства), если бы не вел к торможению экономического роста, а это входит в противоречие с установленными целями. В мартовском послании Федеральному собранию Владимир Путин поставил задачу увеличить подушевой ВВП к середине 2020-х годов в 1,5 раза, а в майском указе говорится, что Россия должна через шесть лет обогнать Германию по ВВП по ППС (паритету покупательной способности). Для роста в 1,5 раза необходимо расти на 6% в год, а для опережения Германии — хотя бы не медленнее этой страны.

Третий сценарий предлагался Центром стратегических разработок под руководством Кудрина. Эксперты выдвинули идею не повышать доходы правительства, а совершить бюджетный маневр, перенести деньги из «оборонки» в социальные сектора экономики, образование и медицину. Учитывая, что в майском указе ничего не говорится о наращивании оборонного потенциала, такое развитие событий вполне вероятно.

 
Парад на Красной площади / kremlin.ru

Еще один вариант — правительство может начать наращивать госдолг, сейчас государство должно менее 14% ВВП, это достаточно низкий показатель.

И, наконец, не стоит забывать о пенсионном возрасте и других социальных обязательствах правительства. Их сокращение высвобождает значительные ресурсы, но может привести к социальным протестам, так как в условиях низкой инфляции придется физически отказываться от обязательств, а не просто не индексировать их.

Скорее всего деньги не будут браться из какого-то одного источника, как и сказал президент в Госдуме, решений может быть несколько. Но выбор, в любом случае, невелик.

Жаворонков Симон
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).