Президент Дмитрий Медведевым провел беседу с Михаилом Фридманом – главой Альфа-банка, который через суд выдвинул долговые претензии к структурам Олега Дерипаски. Итоги встречи оказались для хозяина «Базэла» приятными: было обнародовано совместное заявление, в котором бизнесмены признавались друг другу в дружбе, а Фридман обещал «поддержать партнера».
«Компании группы «Базовый Элемент» и ОАО «Альфа-Банк» связывает многолетняя история плодотворного сотрудничества. Многие компании, входящие в группу «Базовый Элемент», являются клиентами банка по кредитным и иным финансовым продуктам. Предыдущий успешный опыт нашего делового сотрудничества позволяет с уверенностью говорить о том, что решения, устраивающие обе стороны, будут найдены. Важным в этой связи является тот факт, что нас как акционеров связывают личные дружеские отношения», – говорится в заявлении.
И отдельно слова Фридмана: «Мы, безусловно, сделаем все возможное, чтобы в период экономического кризиса поддержать наших партнеров. Мы готовы быть открытыми, конструктивными, гибкими в поисках взаимоприемлемых решений, тем более с такой уважаемой компанией как «Базовый Элемент».
Согласно официальному сообщению пресс-службы Кремля, на встрече Медведева с Фридманом обсуждались лишь вопросы, «связанные с сохранением существующих и созданием новых рабочих мест на предприятиях консорциума в условиях кризиса». В открытой части встречи ничего не было сказано о конфликте с «Базэлом».
Однако одной из главнейших тем разговора за закрытыми дверями, очевидно, были взаимоотношения Альфа-банка и структур Дерипаски. Так, по данным «Ведомостей», президент попросил Фридмана быть «более конструктивным» в переговорах о реструктуризации долгов «Русала», группы ГАЗ, «Главмосстроя» и других компаний Дерипаски.
Днем ранее Медведев четко обозначил свою позицию по этому поводу: он потребовал от российских банков воздержаться от разорения крупных компаний-должников, даже при наличии законных на то оснований. Президент призвал «эгоистичные» банки не забывать о том, что государство помогло финансовому сектору, когда тот испытывал острый кризис ликвидности. «Мы не можем жертвовать судьбой целых предприятий, работой многотысячных коллективов для удовлетворения амбиций отдельных кредитных учреждений», – добавил он. Медведев не назвал конкретных компаний, но все подумали, что имел в виду именно претензии Альфа-банка к «Русалу».
Дерипаска, в прошлом году самый богатый человек в России по оценке журнала Forbes, потерял 88% своего состояния (осталось $3,5 млрд) и оказался должен миллиарды долларов. Только банковский долг «Русала», 57% акций которого принадлежат Дерипаске, составляет $14 млрд. На днях компания заявила о заключении двухмесячного моратория на выплаты по долгу перед международными банками в размере $7,4 млрд. На мораторий согласились не все: Альфа-банк начал взыскивать долги структур «Базэла» через суд. В Альфа-банке говорят, что структуры Дерипаски должны ему чуть менее $1 млрд, а «Базэл» утверждает, что должны лишь около $650 млн.
Сейчас в московском арбитраже лежат иски Альфа-банка к компаниям «Базэла» на несколько десяткой миллионов долларов, в том числе иск к двум заводам «Русала» (Саяногорскому и Красноярскому) на 11,9 млн рублей, к группе ГАЗ на 289 млн рублей, Главмосстрою – более чем на 860 млн рублей. В феврале по требованию Альфа-банка суд острова Джерси наложил арест на активы энергетического подразделения «Базэла» EN+ в размере $20 млн.
Ранее в СМИ появлялась информация о том, что Медведев вмешался в корпоративный конфликт потому, что об этом Кремль попросили иностранные кредиторы «Русала» (BNP Paribas, Societe Generale, ING Bank, Calyon, Unicredit Group, долг – $7,4 млрд). В пятницу их представитель попросил помощника президента Аркадия Дворковича обратить внимание на агрессивную позицию Альфа-банка по отношению к компании Дерипаски. Иностранные кредиторы хотели бы, чтобы в течение месяца «Русал» урегулировал свои разногласия с Альфа-банком. Агентство Reuters цитировало письмо банкиров Дворковичу. Там говорилось, что готовность Альфа-банка взыскивать долги через суд ставит под угрозу договоренность о реструктуризации долгов «Русала» с другими кредиторами, в том числе иностранными.