будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 9, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Механика экономического роста

Механика экономического роста
98_04

Мало кто обратил внимание на одно интересное событие нашей хозяйственной жизни. Авиационная компания «Атлант-Союз», которая занимается перевозками грузов и пассажиров, в основном по заказам правительства Москвы, обратилась с предложением к руководству Военно-воздушных сил России передать ей для эксплуатации 5 самолетов АН-124 («Руслан»), которые сейчас находятся в составе мобилизационного резерва Министерства обороны РФ. Эта частная сделка, тем не менее, отличный пример того, откуда в России может взяться реальный экономический рост. А также того, как его можно погубить.

Интерес авиатранспортной компании к самолетам, находящимся в резерве ВВС, очевиден. Старый парк сильно изношен, и его уже пора менять, да и по своим экономическим показателям «Руслан» значительно превосходит Ил-76. Кроме того, самолеты из резерва обойдутся компании «Атлант-Союз» гораздо дешевле, чем приобретение новых – на переоборудование в гражданскую версию и восстановительный ремонт требуется потратить всего $10-12 млн. И, наконец, получив в свое распоряжение несколько уникальных самолетов, «Атлант-Союз» получает серьезные конкурентные преимущества по сравнению с другими грузоперевозчиками, так как таких самолетов находиться в гражданской эксплуатации всего 24 штуки. Разумеется, в составе других авиакомпаний.

Кроме расходов на переоборудование, основной акционер авиакомпании готов взять на себя решение некоторых проблем ВВС России, в частности, удлинить взлетно-посадочную полосу военного аэродрома «Чкаловский» в Подмосковье (который, кстати, используется и для обработки гражданских грузов), достроить дальнемагистральный самолет Ту-214 для нужд ВВС и провести ряд других мероприятий в области укрепления обороноспособности страны.

То есть сделка по всем параметрам выглядит взаимовыгодной. Гражданский авиаперевозчик получит в свое распоряжение более совершенную технику, а Военно-воздушные силы смогут немного поправить свои дела, которые из-за скудного бюджетного финансирования идут не очень хорошо. Тем не менее, договоренности находятся под угрозой срыва, так как по действующим правилам имущество, обремененное мобилизационным предписанием, передаваться из состава Вооруженных сил «на сторону» не может.

Может быть, из-за этих самых строгостей военное имущество так и останется на приколе и не сможет приносить пользу людям в гражданском варианте. А зря, так как мы можем упустить хорошую возможность для проработки реального экономического роста, как бы выспренно не звучали эти слова. Потому что если распространить эту разовую, частную сделку на всю экономику, то эффект получиться очень даже весомый.

Если немного расширить горизонт этой сделки, то количество лиц, заинтересованных в конверсии военного оборудования, может значительно возрасти. Всего в резерве у ВВС находится до 20 таких же самолетов-тяжеловесов. Причем еще несколько авиакомпаний проявляют к этим летательным аппаратам коммерческий интерес и готовы или купить их, или взять в аренду. Таким образом, хотя бы теоретически, парк этих самолетов в гражданской эксплуатации сразу может увеличиться почти в два раза, что положительно скажется на показателях экономической эффективности как отдельно взятых компаний, так и в целом рынка авиаперевозок. Если, конечно, этому не помешают строгие мобилизационные предписания.

Правда, по нашему мнению, из этой ситуации есть хороший выход. И он состоит в следующем. Если Минобороны и Военно-воздушные силы смогут преодолеть свои же собственные запреты и избавиться от этого имущества, у которого, кстати, уже выработан ресурс двигателей и отдельных агрегатов, то на вырученные от его реализации средства оно совершенно спокойно сможет заказать себе новые самолеты для пополнения убыли мобрезерва. И тогда эффект от этой, казалось бы, рядовой сделки получит общеэкономический характер.

Прием на баланс бывшего военного имущества сразу же улучшит экономические показатели гражданских компаний. Но это еще не все. Получив от эксплуатантов денежные средства и направив их на строительство новых самолетов, ВВС не только восполняет убыль мобрезерва, но и дает хороший заказ для авиационной промышленности России, которая, если не брать экспортные военные заказы, простаивает чуть ли не со времен начала экономических реформ.

Сначала заводы поработают над восстановлением летного ресурса передаваемых гражданским компаниям аппаратов, а потом займутся сооружением новых для нужд военных. После такой загрузки должны автоматически вырасти доходы персонала авиазаводов, что опять же приведет к росту спроса, но уже на продукцию потребительских отраслей. Короче, в действие вступает хорошо известный механизм мультипликатора доходов, который и у нас все пытались применить, правда, не очень удачно.

Неудача состояла как раз в том, что предлагалось давать военным отраслям заказы из бюджета, и при этом было совершенно неясно, откуда у бюджета возьмутся на это средства. В излагаемой нами схеме это как раз ясно – средства возьмутся от продажи бывшей в эксплуатации военной техники. Конечно, стоимость продаваемого имущества и стоимость вновь приобретаемого совпадать не будут, но это не так важно.

Во-первых, исполнение военного заказа в любом случае будет растянуто во времени, так как за год или два возместить убыль из резерва промышленность все равно не сможет – не такая у нее «пропускная способность». А во-вторых, рост доходов персонала предприятий, занятых на этих работах, вызовет заодно и рост налоговых доходов бюджета. Не сразу, конечно, и не в нужном объеме, но, может быть, к определенному моменту времени, когда закончатся деньги от продажи военного имущества, прирост налоговых поступлений покроет возникшую нехватку финансирования.

Естественно, если опыт военных авиаторов окажется положительным, то его надо будет распространить и на другие рода войск и, соответственно, отрасли военной промышленности. Понятно, конечно, что далеко не все конечные изделия военного назначения конверсируются в гражданские. Но если хорошенько поискать, то кое-что можно будет пристроить к делу - если и не полностью, то по отдельным компонентам. И тогда экономическое развитие нашей страны пойдет как по маслу.

Поэтому остается ждать малого – снятия мобилизационного предписания с пяти самолетов АН-124, стоящих без дела на аэродроме Сеща в Брянской области.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).