Мало кто обратил внимание на одно интересное событие нашей хозяйственной жизни. Авиационная компания «Атлант-Союз», которая занимается перевозками грузов и пассажиров, в основном по заказам правительства Москвы, обратилась с предложением к руководству Военно-воздушных сил России передать ей для эксплуатации 5 самолетов АН-124 («Руслан»), которые сейчас находятся в составе мобилизационного резерва Министерства обороны РФ. Эта частная сделка, тем не менее, отличный пример того, откуда в России может взяться реальный экономический рост. А также того, как его можно погубить.
Интерес авиатранспортной компании к самолетам, находящимся в резерве ВВС, очевиден. Старый парк сильно изношен, и его уже пора менять, да и по своим экономическим показателям «Руслан» значительно превосходит Ил-76. Кроме того, самолеты из резерва обойдутся компании «Атлант-Союз» гораздо дешевле, чем приобретение новых – на переоборудование в гражданскую версию и восстановительный ремонт требуется потратить всего $10-12 млн. И, наконец, получив в свое распоряжение несколько уникальных самолетов, «Атлант-Союз» получает серьезные конкурентные преимущества по сравнению с другими грузоперевозчиками, так как таких самолетов находиться в гражданской эксплуатации всего 24 штуки. Разумеется, в составе других авиакомпаний.
Кроме расходов на переоборудование, основной акционер авиакомпании готов взять на себя решение некоторых проблем ВВС России, в частности, удлинить взлетно-посадочную полосу военного аэродрома «Чкаловский» в Подмосковье (который, кстати, используется и для обработки гражданских грузов), достроить дальнемагистральный самолет Ту-214 для нужд ВВС и провести ряд других мероприятий в области укрепления обороноспособности страны.
То есть сделка по всем параметрам выглядит взаимовыгодной. Гражданский авиаперевозчик получит в свое распоряжение более совершенную технику, а Военно-воздушные силы смогут немного поправить свои дела, которые из-за скудного бюджетного финансирования идут не очень хорошо. Тем не менее, договоренности находятся под угрозой срыва, так как по действующим правилам имущество, обремененное мобилизационным предписанием, передаваться из состава Вооруженных сил «на сторону» не может.
Может быть, из-за этих самых строгостей военное имущество так и останется на приколе и не сможет приносить пользу людям в гражданском варианте. А зря, так как мы можем упустить хорошую возможность для проработки реального экономического роста, как бы выспренно не звучали эти слова. Потому что если распространить эту разовую, частную сделку на всю экономику, то эффект получиться очень даже весомый.
Если немного расширить горизонт этой сделки, то количество лиц, заинтересованных в конверсии военного оборудования, может значительно возрасти. Всего в резерве у ВВС находится до 20 таких же самолетов-тяжеловесов. Причем еще несколько авиакомпаний проявляют к этим летательным аппаратам коммерческий интерес и готовы или купить их, или взять в аренду. Таким образом, хотя бы теоретически, парк этих самолетов в гражданской эксплуатации сразу может увеличиться почти в два раза, что положительно скажется на показателях экономической эффективности как отдельно взятых компаний, так и в целом рынка авиаперевозок. Если, конечно, этому не помешают строгие мобилизационные предписания.
Правда, по нашему мнению, из этой ситуации есть хороший выход. И он состоит в следующем. Если Минобороны и Военно-воздушные силы смогут преодолеть свои же собственные запреты и избавиться от этого имущества, у которого, кстати, уже выработан ресурс двигателей и отдельных агрегатов, то на вырученные от его реализации средства оно совершенно спокойно сможет заказать себе новые самолеты для пополнения убыли мобрезерва. И тогда эффект от этой, казалось бы, рядовой сделки получит общеэкономический характер.
Прием на баланс бывшего военного имущества сразу же улучшит экономические показатели гражданских компаний. Но это еще не все. Получив от эксплуатантов денежные средства и направив их на строительство новых самолетов, ВВС не только восполняет убыль мобрезерва, но и дает хороший заказ для авиационной промышленности России, которая, если не брать экспортные военные заказы, простаивает чуть ли не со времен начала экономических реформ.
Сначала заводы поработают над восстановлением летного ресурса передаваемых гражданским компаниям аппаратов, а потом займутся сооружением новых для нужд военных. После такой загрузки должны автоматически вырасти доходы персонала авиазаводов, что опять же приведет к росту спроса, но уже на продукцию потребительских отраслей. Короче, в действие вступает хорошо известный механизм мультипликатора доходов, который и у нас все пытались применить, правда, не очень удачно.
Неудача состояла как раз в том, что предлагалось давать военным отраслям заказы из бюджета, и при этом было совершенно неясно, откуда у бюджета возьмутся на это средства. В излагаемой нами схеме это как раз ясно – средства возьмутся от продажи бывшей в эксплуатации военной техники. Конечно, стоимость продаваемого имущества и стоимость вновь приобретаемого совпадать не будут, но это не так важно.
Во-первых, исполнение военного заказа в любом случае будет растянуто во времени, так как за год или два возместить убыль из резерва промышленность все равно не сможет – не такая у нее «пропускная способность». А во-вторых, рост доходов персонала предприятий, занятых на этих работах, вызовет заодно и рост налоговых доходов бюджета. Не сразу, конечно, и не в нужном объеме, но, может быть, к определенному моменту времени, когда закончатся деньги от продажи военного имущества, прирост налоговых поступлений покроет возникшую нехватку финансирования.
Естественно, если опыт военных авиаторов окажется положительным, то его надо будет распространить и на другие рода войск и, соответственно, отрасли военной промышленности. Понятно, конечно, что далеко не все конечные изделия военного назначения конверсируются в гражданские. Но если хорошенько поискать, то кое-что можно будет пристроить к делу - если и не полностью, то по отдельным компонентам. И тогда экономическое развитие нашей страны пойдет как по маслу.
Поэтому остается ждать малого – снятия мобилизационного предписания с пяти самолетов АН-124, стоящих без дела на аэродроме Сеща в Брянской области.