будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 13, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Механизмы застоя

Механизмы застоя
98_04

Федеральная статистическая служба опять сказала правду, хотя эта правда была для российских статистиков очень тяжелой: промышленное производство в истекшем году выросло всего на 3,9%.

Это существенное снижение темпов, по сравнению с несколькими предыдущими годами, в чем можно легко убедиться, посмотрев на таблицу с индексами промышленного производства.

Индекс промышленного производства по 10 основным отраслям промышленности в % к предыдущему периоду

 
1999
2000
2001
2002
2003
2004
Промышленность
111
111.9
104.9
103.7
107
106.1

Однако показатель 2006 года не очень сильно отличается от показателя 2005 года, когда промышленное производство выросло на близкую величину – на 4%. Таким образом, мы можем предположить, что российская экономика вступила в полосу стагнации и в 2007 году нас ждут приблизительно такие же результаты.

Надо отметить, что это уже вторая полоса стагнации за период после кризиса 1998 года. Из таблицы хорошо видно, что в 1999-2000 годах годовой рост превышал 11%, в 2001-2002 годах он обвалился до 4% в среднем за год, а в 2003-2004 годах подрос до 7% в год и вот теперь опять снизился до 4%.

Мы хорошо знаем, что скачкообразный рост 1999-2000 годов был вызван послекризисным восстановлением, когда благодаря устранению конкуренции со стороны импортных товаров, а также погашению бюджетных долгов российская промышленность быстро компенсировала падение выпуска продукции, имевшее место в период долгосрочного падения производства, начавшегося еще в 1989 году. Но после того как импортные товары были заменены отечественными, рост замедлился, так как других источников его продолжения тогда не просматривалось.

Однако здесь нам на помощь пришли внешние силы. Регулятивная политика ОПЕК, начало операции в Ираке, а так же политика администрации США по стимулированию экономического роста вызвали совершенно неожиданный для всех рост цен на энергоносители, после чего российская нефтяная промышленность стала резко увеличивать добычу и экспорт нефти и нефтепродуктов, что и послужило основным фактором экономического подъема 2003-2004 годов. Наряду с нефтью росли производство и экспорт черных и цветных металлов и природного газа, но нефтяной фактор был все-таки основным. Однако и этот фактор роста оказался исчерпанным, несмотря на сохраняющуюся внешнеэкономическую конъюнктуру, что и зафиксировали в своих отчетах статистические органы.

Почему произошло это торможение? Очевидно, что в условиях высокого внешнего спроса, который заодно мультиплицирует спрос внутренний, говорить о каких-либо спросовых ограничениях не приходится. Хотя, конечно, будь наше государство поэластичней, оно могло бы простимулировать спрос низкодоходных слоев населения гораздо более эффективней, чем оно это делает сейчас, и тогда темп роста производства (вернее, темп падения этого роста) был бы немного другим. Но что есть, то есть, поэтому будем считать, что в целом спросовых ограничений у нас нет, хотя спрос этот распределен не самым лучшим образом.

Но если спросовых ограничений нет, то у нас остаются только ресурсные ограничения, которые и могли ограничить промышленное развитие. И вот этих-то ограничений у нас полным-полно. Первое ограничение, которое не дает развиваться дальнейшему экспорту нефти (и, соответственно, ее добыче), состоит в нехватке транспортной инфраструктуры – трубопроводов, причальных и перегрузочных комплексов, терминалов по перегрузке специальных грузов и т.д. Нет инфраструктуры – нет и увеличения экспорта, а если нет роста экспорта, то тогда стимулы увеличивать производство отсутствуют.

Другое ограничение, носящее общий характер, о котором уже все давно знают, – это нехватка электроэнергии. Хотя в истекшем году энергетики выработали рекордное для России количество электричества – 991 млрд кВт-час, можно смело сказать, что повторить этот рекорд не получится. Максимум производства, которого вообще когда-либо достигали электростанции, расположенные на российской территории, – это 1086 млрд кВт-час в 1991 году, после чего пошло снижение выпуска до минимума в 827 млрд кВт-час в 1998 году. Потом началось восстановление, и в прошедшем году, судя по всему, был достигнут его пик. Дальнейшего увеличения производства мы не получим, так как оборудование на электростанциях сильно изношено и требует обновления, пропускная способность линий электропередач на пределе, и сами эти линии проложены не везде, где нужно, поэтому часть региональных энергосистем, где еще есть незагруженные мощности, являются «запертыми», а значит, не могут отпустить в общую сеть дополнительное количество электричества.

Именно понимание состояния нашей электроэнергетики и вызвало необходимость в реформе этой сферы, которая как раз сейчас входит в свою принципиальную фазу, включающую активное привлечение инвестиций в генерацию, параллельно с сосредоточением внимания госуправления на состоянии сетевого хозяйства.

Но ограничение по энергомощностям – не единственное, что задерживает развитие российской промышленности. Складывается впечатление, что предел загрузки производственных мощностей промышленности России уже достигнут, и поэтому дальше она может развиваться только за счет инвестиций в создание новых мощностей и капитального ремонта старых. А вот с инвестициями у нас пока не очень хорошо, поэтому такие производства развиваются только за счет продления ресурса имеющегося оборудования – на финансирование этой деятельности средства все-таки есть.

Как всегда, из общего правила бывают исключения. Российское исключение состоит в том, что несмотря на почти полную загрузку большинства производственных мощностей, ряд производств, таких, например, как авиационная промышленность или текстильно-швейная, выпускают очень мало продукции (по сравнению со своими возможностями). Хотя спрос на их продукцию, в принципе, существует, однако что-то мешает нарастить выпуск и удовлетворить его полностью, а это, в свою очередь, сказывается на общих показателях промышленности. Если ситуация в этих отраслях поменяется к лучшему, некоторого ускорения экономического роста можно будет добиться.

Следует сказать и еще об одном ограничении, о котором тоже теперь хорошо известно, – это нехватка рабочей силы. Конечно, в целом по России у нас этой нехватки не наблюдается, и даже, наоборот, во многих местах имеется избыток. Но вот по отдельным специальностям рабочих рук не хватает, и российские работодатели активно привлекают их из зарубежья – ближнего и дальнего. Пока ситуация на рынке труда находится в состоянии динамичного равновесия, но кто знает, как она изменится через несколько лет.

Мы видим, что дальнейшее развитие российской промышленности находится в рамках достаточно жестких ограничений, которые будут давать о себе знать еще несколько лет, и уж точно – весь 2007 год.

Возникает вопрос: нужно ли что-либо с этим делать или ситуация равно или поздно выправится сама?

Как нам представляется, та пауза в экономическом росте, которую мы сейчас наблюдаем, вызвана не только нехваткой мощностей, но и тем, что строительство новых мощностей пока только ведется. Понятно, что после того как будет запущен Северо-Западный газопровод и построен нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий Океан, экспортные возможности России резко увеличатся, и застой в нефтегазовой промышленности будет преодолен. Когда будут введены в действие новые энергомощности, например, Бурейская ГЭС, то тогда значительно увеличится предложение электроэнергии. И, наконец, если будут построены все те автозаводы, проекты которых регулярно представляют нам иностранные автопроизводители, то скачок в выпуске потребительской продукции будет гарантирован. Но для того чтобы все эти инвестиционные проекты реализовались, требуется время – два-три года, не меньше. А до этого момента промышленное производство в России будет находиться примерно на одном и том же уровне.

См. также:

  • Гриценко. Бег на промышленном месте
  • Гриценко. Тормоза экономического роста
  • Гриценко. Структурный дефицит
  • Гриценко. Принцип неопределенности
  • Ореховский. Эффект тромба в российской экономике
  • Гриценко. Статистические загадки российской экономики
Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).