будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ВВП
Июль 15, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Мифы экономического роста

Задача удвоения ВВП не то за десять лет, не то к 2010 году, появившись перед широкой общественностью впервые в Послании президента к Федеральному собранию, остается самой обсуждаемой экономической темой страны, несмотря на то, что президент успел фактически ее дезавуировать. Вчера Андрей Илларионов внес свой вклад в ее дальнейшую популяризацию, ознакомив общественность с докладом «Удвоение ВВП: Первый шаг к российскому экономическому чуду», в котором на основании статистического анализа опыта чуть ли не всей заграницы, а особенно Китая, утверждал, что, во-первых, без серьезного увеличения темпов роста ВВП не обойтись и, во-вторых, что для этого увеличения надо снижать государственные расходы. Эти рассуждение базируется на ряде часто повторяемых идей, неочевидность которых мы и попробуем показать.

Предлагаемый многими авторами метод достижения высоких темпов достаточно прост – постоянное сокращение государственных расходов. Оно якобы приводит к росту доходов частного сектора, за которым следует и рост частных инвестиций. А это, в свою очередь, стимулирует общий экономический подъем.

По мнению Андрея Илларионова, таким путем Китай идет очень давно, что и позволяет добиваться небывалых темпов роста. В России же постоянное падение производства происходит как раз потому, что, несмотря на провозглашенный экономический либерализм, доля государственных расходов в ВВП очень велика, и используются они крайне непроизводительно – в основном для субсидирования убыточной российской промышленности.

На самом деле сокращение доли государства в Китае – это фикция. Там действует централизованная плановая экономика, при которой финансы государственных хозяйствующих субъектов (собственно государства, предприятий, банков) являются единым целым. И именно через государственный финансовый план перераспределяется почти 100% национального дохода.

Поэтому в связи с китайским опытом речь может идти не о сокращении доли государства в ВВП, а о перераспределении финансовых ресурсов между субъектами государственной экономики – об уменьшении доли бюджета при увеличении доли предприятий. Но подобное перераспределение – вещь постоянная. Когда-то больше ресурсов потребляет бюджетный сектор, когда-то – производственный. В общем же случае сокращение госрасходов вовсе не является залогом столь лелеемого крайними экономическими либералами сворачивания участия государства в экономике.

Основным средством для стимулирования экономического роста считается сокращение госрасходов с пропорциональным сокращением налогов. Эффект от этого мероприятия, однако, оказывается достаточно неоднозначным. После сокращения госрасходов должна уменьшиться численность занятых в бюджетном секторе. То есть увеличивается безработица. А новые безработные начнут активно искать работу. И она для них найдется – после снижения налогов на корпоративный сектор экономики у него увеличится доля свободной прибыли, которую он и инвестирует в развитие бизнеса, в результате чего будут созданы новые рабочие места, которые займут уволенные из бюджетного сектора.

Эта модель стимулирования экономического роста активно применялась в США в 80-е годы и получила название «рейганомики». В США она могла быть успешной потому, что сокращение госрасходов, прежде всего пособий по безработице, действительно стимулировало безработных на поиск работы. Пособие по безработице до Рейгана составляло 90–50% от заработка, доходившего до 3000 долларов в месяц. Снизив его, администрация Рейгана вынудила людей, живших на пособия, отказаться от такого образа жизни и заняться трудовой деятельностью.

Если примерить американский опыт на нашу страну, то сразу же возникает вопрос – какие госрасходы нужно сократить, чтобы люди стали искать работу? Это пособия по безработице, что ли? Так ведь у нас не США – у нас не пособия, а слезы. Поэтому, по всей видимости, придется сокращать заработную плату и численность работников бюджетных организаций. Но на этом тоже много не сэкономишь, потому что ставки окладов низкие, и сокращать их просто невозможно. Если же людей просто увольнять, то тогда им надо платить пособия по безработице, а поскольку их зарплата и так не очень сильно от этих пособий отличается, то и здесь бюджетные расходы заметно не сократятся. Таким образом, в результате проведения политики госрасходов нас ждет экономическое фиаско и резкое усиление социальной напряженности.

Но проблема не только в средствах достижения экономического роста, но и в его собственном качестве. Всем экономистам хорошо известно понятие экстенсивного и интенсивного роста. Экстенсивный рост происходит за счет освоения чего-то нового, например, перекачки в промышленность трудовых ресурсов из сельского хозяйства и вовлечения в хозяйственный оборот ресурсов дополнительных (например, природных, инвестиционных). Интенсивный же – это рост за счет совершенствования уже существующего – внутренних ресурсов промышленности, технических нововведений и повышения квалификации рабочей силы.

Как правило, когда та или иная страна находится на этапе экстенсивного развития, темпы роста ее экономики очень велики – так, простая замена традиционных для аграрного общества орудий труда на изделия, изготовленные промышленным способом, производит качественный переворот в условиях труда и поднимает его производительность на порядок. В качестве примера можно привести процесс замены традиционного орудия труда – лопаты, на аналогичное, только изготовленное крупной промышленностью – экскаватор. Очевидно, что производительность труда одного и того же человека, в зависимости от его, так сказать, фондовооруженности, будет существенно различаться.

Теперь распространим наш пример на большую общность людей, к примеру – на Китай. Предположим, что в Китае живет один миллиард китайцев, вооруженных лопатами. И живут они так несколько тысяч лет. Но вот наступает новая эра и в страну начинают поступать экскаваторы. Сначала экскаватор получает один китаец, потом два, потом три, потом десять – они тут же начинают демонстрировать чудеса трудового героизма по сравнению со своими коллегами, вынимая за смену сотни кубометров грунта вместо четырех, как раньше. Но рано или поздно чудесам приходит конец. В конце концов, каждый китаец получает по новому орудию труда, и людей с лопатами больше не останется. Теперь темпы роста зависят уже не от того, с какой скоростью лопаты меняются на экскаваторы, а от скорости замены старой модели экскаватора на новую. Вот здесь и начинаются проблемы.

Насколько новая модель производительнее старой? Процентов на двадцать–тридцать, не больше. И если поменять все старые машины на новые, то никакого скачка в производительности, подобного предыдущему, уже не будет. Она вырастет на несколько процентов, а не в разы. Все, амба. Экстенсивное развитие закончилось, началось развитие интенсивное.

Когда у нас в стране рассуждают о Китае, не говорят главного: по многим параметрам он сейчас находится на очень низком уровне развития и поэтому сравнивать его с Россией некорректно. В Китае индустриализация еще только идет (по мнению автора, она началась в 1979 году; Гайдар в «Аномалиях экономического роста» датирует это 1973 годом), а в России она уже давно закончилась. Говоря проще, у них процесс массовой замены лопат на экскаваторы находится где-то в начале – современный же сектор занимает очень небольшое место в экономике. В России же сейчас типичный постиндустриальный кризис, через который прошли все промышленно развитые страны Европы и Америки. И мы должны пережить «великую депрессию», после которой начнем развиваться на какой-то уже новой экономической и технологической базе.

От редакции. Ниже мы публикуем ответ Виталия Лейбина на материал Григория Гриценко.

Слишком далеки они от реальности

Ох уж эти мне сказочники… В смысле – российские экономисты. Когда заходит разговор о судьбах страны, многие из них фантастически легко теряют ощущение грани между реальностью, рабочей экономической моделью и бесшабашными спекуляциями. И ладно бы это был просто профессиональный спор заумствующих субъектов, а то ведь некоторая часть этих субъектов реально влияет на принятие политических решений, от которых, между прочим, зависят кошельки граждан и развитие экономики (не научной дисциплины, а той самой, в которой мы работаем).

Поэтому к советнику президента по экономическим вопросам Андрею Илларионову, конечно, больше вопросов, чем к Григорию Гриценко, который на сегодняшний день ничей не советник. Но и к нему вопросы тоже есть.

Доклад Андрея Илларионова – просто классическое запудривание мозгов. Он взял два абстрактных экономических параметра – «рост ВВП» и «долю государственных расходов в ВВП» – по разным странам и с помощью статистического анализа попытался доказать, что между ними есть какая-то корреляция. Ну это все равно, что средневековая астрология – там якобы установили корреляцию между движением звезд и человеческой судьбой. Можно попробовать доказать связи практически между двумя любыми наперед избранными экономическими параметрами, но только к жизни это не имеет никакого отношения.

На пресс-конференции после доклада Андрей Илларионов признался, что все его выкладки «скорее иллюстрация», и он вдруг стал доказывать тезис о необходимости снижения госрасходов на пальцах: мол, частный сектор всегда эффективнее. С подобными иллюстрированными, но не доказанными убеждениями и спорит Григорий Гриценко. И правильно делает, потому что слишком высока цена убеждений и символов веры отдельных представителей власти. Хотелось бы их убеждения проверить разумом и подвергнуть общественной критике.

Текст Григория Гриценко читается убедительно, потому что от мифов и индивидуальных убеждений он сразу переходит к вполне рабочим моделям – про китайскую лопату и американских безработных. Понятно, что это упрощенные модели, но с ними можно работать – например, показать, что рейганомический рост у нас невозможен.

Но и Григорий Гриценко вдруг теряет реальность, когда в конце своей статьи начинает говорить о том, на какой стадии находится российская экономика и о том, что нашу «великую депрессию» надо пережить. Это опять спекуляция, причем очень абстрактная. На этот счет можно научно спорить, но странно было бы согласится с тем, что мы обречены ничего не делать для экономического роста, только из необходимости переживать какие-то стадии своего развития. Такие спекуляции возникают оттого, что не построена рабочая модель российской экономики, да и вообще реальная экономическая жизнь редко является предметом интереса людей с большими идеями. А зря.

И вот в этом месте я вынужден согласится уже с Андреем Илларионовым, когда он говорит, что экономический рывок нужен и возможен. Но не с его выкладками и личными убеждениями, а с постановкой такой задачи. Конечно, у нас нет китайских лопат, которые можно заменить на экскаваторы, и американских безработных, которых можно заставить работать. Но у нас есть многое другое, например активное население, которому не дают стать предпринимателями, граждане, которым не дают стать налогоплательщиками, личные накопления в иностранных банках и под подушкой, которым не дают стать частью российской экономики. Если убрать любое из этих препятствий, рост будет, и немалый, потому что заработает забитый доселе экономический ресурс. И практикующим экономистам следовало бы разрабатывать именно направленные на это действия, а не грузить народ разными, непонятно как считанными ВВП.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).