будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 16, 2025
Хозяйство

Михаил Фрадков и его настоящий рост

Михаил Фрадков и его настоящий рост
52_01

Глава правительства России Михаил Фрадков после почтительной паузы вслед за президентом обнародовал и свою программу действий. Причем если президент говорил в этом году  о социальной политике, то премьер по-прежнему стремится удвоить ВВП.

Документ под названием «Дополнительные меры, направленные на ускорение темпов экономического роста» и соответствующие поручения министерствам сформулированы как текущая программа правительства взамен той, что подготовило Минэкономразвития, но которая так и не была принята из-за неудовлетворительных темпов роста. Михаил Фрадков впервые выступил как инициатор некоторой вроде бы даже политики.

В качестве заглавной темы Михаил Фрадков продолжает предлагать радикальное снижение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 13% (с 2007 года). Правительство полагает, что эта мера даст дополнительные 0,5% роста, то есть все еще находится в мире идеальных экономических моделей, несмотря на участившиеся поездки по регионам.

Кроме того, в налоговой главе есть вполне очевидные и, кажется, уже общепринятые планы насчет налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Это налог планируется «отвязать» от мировых цен на нефть, что позволит несколько сдерживать внутренние цены на нефть и нефтепродукты, сохраняя таким образом «естественные» преимущества российской экономики, кроме того, дифференцировать его в зависимости от условий добычи и т.п., то есть сделать более справедливым. С другой стороны, экспортные пошлины все равно остаются зависимыми от мировой цены, что позволит снимать большую часть прибыли, связанной с мировой конъюнктурой.

Остальные пункты связаны с использованием «лишних» денег, в первую очередь на усиление финансовой мощи старых и новых институций, призванных инвестировать и кредитовать экономику. На базе Внешэкономбанка и Росэксимбанка создается государственный специализированный экспортно-импортный банк, чей уставной капитал планируется довести до 30 млрд руб., капитал государственного Венчурного инновационного фонда предлагается довести до не менее, чем 1,35 млрд руб., а Российского банка развития – до 25-30 млрд руб.; объем государственных гарантий по заимствованиям «Агентства по ипотечному жилищному кредитованию» на период 2006 - 2008 гг. будет доведен до 58 млрд руб.

Идея создания инвестиционных фондов и специализированных банков как хороший способ употребления «лишних» денег содержалась в экономической программе «Деловой России». Думается, что в программу Фрадкова они попали как раз из заседания «совета по конкурентоспособности», где в последнее время с несколько большим успехом встречаются представители бизнеса и правительства. Изначально нет никаких особенных противопоказаний к созданию и развитию подобного рода финансовых институций, но очень интересно, как именно они будут управляться, поскольку велика опасность непродуктивного лоббизма и коррупции.

Правильней всего было отдать Банк развития или Экспортно-импортный банк под контроль общественных организаций бизнеса, чтобы уже они отчитывались перед государством за эффективность. В конце концов, это соответствует позитивной трактовке принципа «инициатива наказуема» (в смысле «придумал – делай»). А также - дает правильную управленческую растяжку (хозяин – правительство, управляющий – общественная организация бизнеса) и переносит лоббистские дрязги из правительства внутрь общественных и отраслевых организаций бизнеса, где они давно собирались устроить досудебные инстанции, комиссии по этике и т.п. Государство при возникновении споров или фактов коррупции могло бы вмешиваться в качестве арбитра.

Это и политически верно: с одной стороны, если у «Деловой России», у РСПП, ОПОРы или отраслевых («цеховых») организаций получится сделать очевидно общественно-полезные вещи, то повысится их авторитет и политическая мощность. А с другой стороны, и правительство увеличивает здоровую часть своего влияния на бизнес и его организации, занимая позицию арбитра, к тому же свалив с себя часть ответственности.    

Если в результате исполнения программы Фрадкова дело дойдет до таких схем – это будет огромный прорыв. Тем более, что огромную кучу лицензионных, контрольных и регистрационных процедур, вопросов о добросовестности конкуренции можно было бы тоже опустить из правительства на уровень бизнес-организаций, что означало бы чрезвычайное облегчение для целого ряда бизнесов от теневого налога.

Вот тут-то мы приходим к началу, к несчастным 13% Михаила Фрадкова. Проблема в том, что, как мы не раз говорили, снижение ставки налога не приведет автоматически к снижению налогового и неналогового бремени на бизнес. Можно сколько угодно теоретически сравнивать оборотные налоги и налоги на прибыль или на фонд оплаты труда - здесь экономическая теория из учебников не сильно поможет. Разумная цель в том, чтобы для начала, до всяких регуляторных функций, максимально легализовать налоговую систему. Чтобы предприниматель мог по денежным соображениям выбирать между такой уплатой налогов, которая гарантирует отсутствие наездов со стороны налоговиков и прокуратуры, и «облегченной» формой, когда есть риск провозиться с поверяльщиками и, возможно, заплатить штрафы. И уж, конечно, уголовное преследование предпринимателей за экономические преступления надо прекратить срочно и надолго.

Самым проблемным налогом является, конечно, единый социальный налог (ЕСН), его частичное сокрытие является почти повсеместным, следовательно, налоговики могут прищучить любого. Но понятно, почему правительство не спешит продолжить его снижение, – ЕСН с другого конца завязан на социальную систему, и было бы странно отделять реформу ЕСН от социальных реформ.

Но даже если пока нельзя по-настоящему заняться социальной сферой, то все равно много чего можно сделать. Лучший способ использовать «лишние» деньги для поддержки бизнеса - это рискнуть небольшой частью бюджетных доходов, но зато ввести жесткие ограничения произвола налоговиков и прочих проверяющих служб. Однако как раз накануне публикации программы Фрадкова Дума приняла в первом чтении правительственный законопроект о реформе налогового администрирования. Как пошутил, кажется, Александр Шохин, этот документ вводит в целях налогового администрирования 30-месячный год (согласно закону, в год может быть две налоговые проверки, длительность каждой из которых в некоторых случаях может достигать 15 месяцев).

Между тем, было бы верно максимально потеснить налоговиков, да еще для решения споров между предприятиями и государством сделать отдельную судебную инстанцию (независимую от административной системы). Начать делать такие инстанции можно, например, в равных долях с организациями бизнеса. Это, по крайней мере, в одной отдельно взятой отрасли права создало бы более здоровую ситуацию, что могло бы стать локальной моделью построения судебной системы. Понятно, что в построении судебной системы в первую очередь придется решать вопрос о том, как создать независимую от административной системы авторитетную позицию судьи. А в спорах государства и бизнеса есть понятные мощные стороны, которые для обоюдной выгоды могли бы попробовать создавать фигуры независимые от них обоих. (И как раз в программе Фрадкова написано только про "прозрачность" судебных решений, и то полностью скопировано из среднесрочной программы МЭРТа).

Бюджетных денег все это требует немного. Данное направление движения лишит части черных и серых денег ряд чиновничьих корпораций. Но проверяльщиков и так слишком много, а официальные зарплаты и так надо поднимать. Тут не обойдется без увольнений, но кто не дурак, тот со своим налоговым опытом и связями нормально устроится в частном секторе, что будет еще одним толчком к росту экономики.

Не хотелось уже это вспоминать, но Михаил Фрадков еще будучи начальником налоговой полиции был близок к разворачиванию настоящего террора против налогоплательщиков. Этот террор, впрочем, успешно продолжает разворачиваться в несколько иных формах, что подтверждают, в том числе, и данные по сбору налогов, несмотря на снижение ставок, и намерение руководства МНС «добиться 100% результативности выездных налоговых проверок».

Так что пока нет никаких оснований считать, что острое желание Михаила Фрадкова удвоить ВВП – не имитация.

См. также:

  • Лейбин. Масштаб бедствия
  • "Программа Фрадкова" от 08.10.2005
  • "Основные направления "Политики роста". Доклад "Деловой России"
  • Гриценко. Конец реформ – начало сыска
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).