Премьер Дмитрий Медведев 24 декабря провел совещание с экономическим блоком правительства, на котором обсуждались первые последствия от падения цен на нефть для федерального бюджета.
Совещание было рабочим, поэтому его итоги не объявлялись. Как удалось выяснить «Коммерсанту», министр финансов Антон Силуанов представил на совещании первые расчеты Минфина по необходимой коррекции бюджета на 2015-2017 годы в связи со снижением нефтегазовых доходов и девальвацией рубля. С четвертого квартала 2014 года по июль 2015 года правительство имеет право принимать оперативные решения по коррекции федерального бюджета без участия Госдумы и свободно расходовать Резервный фонд.
Согласно прогнозам Минфина, при цене нефти в 2015 году в 60 долларов за баррель ВВП России ждет снижение на 4% с отскоком в 2015 году на 2,4% и последующим ростом на 1,6%. Предположения также строятся на среднегодовом курсе рубля к доллару до 2017 года 51 рубль за доллар и прогнозе инфляции в 10% в 2015 году, снижающейся до 4% в 2017 году.
Кроме того, Минфин прогнозирует рост общероссийского фонда заработной платы в 2016 году к уровням 2015 года на 1,8 трлн рублей, до 20,1 трлн рублей (9,9%), и на 1,4% в 2017 году, до 21,5 трлн рублей (6,6%), что соответствует росту в несколько процентов реальных зарплат на второй-третий год кризиса.
Издание отмечает, что в целом прогноз Минфина не противоречит объявленной политике Банка России по жесткой денежно-кредитной политике. Однако Центробанк и агентство Moody's, представившее накануне свой прогноз, предполагают более глубокое падение ВВП в 2015 году и восстановление темпов роста выше 2% никак не ранее 2017 года. Предположения Минфина, возможно, оптимистичны, хотя и выглядят для бюджетной системы потрясением, пишет газета.
Как рассказали источники издания, из расчетов Минфина следует, что из-за снижения сырьевых цен доходы бюджета потеряют к плановым в 2015 году, утвержденным законом о бюджете, 2,5 трлн рублей — рублевые цены на нефть упадут примерно до 3 тысяч рублей за баррель. Необходимое повышение расходов в случае непринятия решений об экономии должно было бы составить около 0,5 трлн руб. Главное, что требуется изменить в этой части бюджета — трансферт Пенсионному фонду: туда нужно добавить 180 млрд рублей уже в 2015 году и приблизительно по 500 млрд рублей в 2016-2017 годах. Есть лишь варианты с принятием или непринятием решений по индексации ряда расходов (например, по индексации оплаты труда бюджетников с 1 октября 2015 года), но они более 100 млрд рублей экономии не дают, отмечает издание.
Несокращаемые расходы бюджета в 2015 году составляют около 5 трлн рублей, сокращаемые — около 10 трлн рублей. Соответственно, задачей правительства в целом и Минфина в частности является поиск недостающих сумм в объеме около 3,5-4 трлн рублей.
Большая часть этих средств (около 3,5 трлн рублей), по планам Минфина должна быть взята там, где и предполагалось ранее — в Резервном фонде, в котором, таким образом, к концу 2015 года останется около 1 трлн рублей. При этом по итогам необходимого увеличения расходов финансовому ведомству придется оптимизировать около 1 трлн рублей ассигнований 2015 года — то есть пока каждый десятый рубль, которым Белый дом распоряжается более или менее свободно.
Как рассказал источник газеты, на практике около 40% других формально сокращаемых расходов бюджета так или иначе защищено от сокращения, поэтому в реальности сокращение по большей части «секвестируемых» расходов составит в среднем 15-20%. В частности, по данным газеты, одним из обсуждаемых предложений в правительстве накануне совещания было замораживание с переносом проектов на последующие годы строительства новых федеральных трасс на 2015 год и сокращение Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) за счет объектов, у которых нет шансов быть завершенными в текущем году.
Планы Минфина предполагают некоторое ослабление бюджетного кризиса в 2016 году — тогда при росте ВВП сокращение источников финансирования дефицита бюджета снизится до 3 трлн рублей, а в 2017 году — до 2,5 трлн рублей. Впрочем, ожидаемое снижение инфляции все равно требует от Белого дома доиндексации на 0,5 трлн рублей расходов в 2016 году и почти такую же сумму в 2017 году. По данным газеты, основная идея Минфина состоит в том, что без сокращения госрасходов вариантов сохранения прежней бюджетной конструкции не существует уже даже технически: у России нет Резервного фонда в необходимых объемах, без изменений дефицит бюджета в 2015 году составит около 5% ВВП, а ненефтегазовый дефицит — около 13%.
Коррекция бюджета грозит напряженностью прежде всего региональных бюджетов — правительство сконцентрируется на решении федеральных проблем и резервов для дополнительной антикризисной поддержки регионов у Белого дома не остается.
Кроме того, правительству придется предоставлять по аналогии с 2008-2009 годами большие объемы госгарантий частному сектору и существенно тратить ресурсы Фонда национального благосостояния.
Издание считает, что поддержание курса на уровне 51 рубль за доллар при докапитализации банков через АСВ на 1 трлн рублей и требующейся масштабной поддержке ВЭБу (на уровне 200-300 млрд рублей) исполнимо только при введении в РФ в 2015 году элементов валютного контроля.
При этом проектировки бюджета на 2015-2017 годы пока не учитывают угрозу утраты Россией инвестиционного уровня кредитного рейтинга. Если это произойдет, Кремлю, ЦБ и Белому дому придется уже в январе обсуждать ради бюджетной стабильности, например, обязательную продажу валютной выручки.
«Вот тот триллион, который сейчас будет на поддержку банков, если он не дойдет до реального сектора, а будет лишь способствовать дальнейшей девальвации рубля, ну честно говоря, это будет демонстрация полной неэффективности нашей денежно-кредитно-финансовой политики. И я думаю, это понимают, и Минфин, и Центральный банк», — заявил РБК президент РСПП Александр Шохин.
По его словам, «для них это дело чести: триллион потратить так, чтобы не было потом мучительно больно за бесцельно прожитый год, а может быть и годы».