Министр финансов Антон Силуанов после встречи с коллегами по G20 в Стамбуле заявил, что уже объявленного сокращения государственных расходов на 900 млрд рублей, или 10%, недостаточно. Глава финансового ведомства уверен, что правительство должно сократить свои расходы еще на 600 млрд, только тогда удастся выйти на 5-процентное сокращение расходов бюджета в реальном выражении, что прописано в антикризисном плане действий правительства.
Разрыв в цифрах объясняется тем, что одновременно с сокращением расходов у правительства появились и новые обязательства. Например, дополнительные 190 млрд уйдут на индексацию с 1 февраля пенсий, они выросли на уровень инфляции в 2014 году, то есть на 11,4%. Также новые расходы предполагает антикризисный план правительства.
Потери бюджета, из-за чего и приходится сокращать расходы, связаны, в первую очередь, с падением цен на нефть. В среду премьер-министру Дмитрию Медведеву будет представлен макроэкономический прогноз Минэкономики, который рассчитан исходя из среднегодовой цены в 50 долларов за баррель.
В Минэкономики считают, что недобор доходов бюджета по сравнению с планом при такой цене на нефть составит около 2 трлн рублей. В Министерстве финансов, по данным «Ведомостей», смотрят на 2015 год еще более пессимистично: к потере 2 трлн нефтегазовых доходов специалисты ведомства прибавляют недобор 0,6 трлн из ненефтегазовых секторов экономики.
Резкое сокращение поступлений в бюджет ожидается уже в феврале: в этом месяце НДПИ, который рассчитывается исходя из цен на нефть за предыдущий отчетный период, будет считаться по минимальным январским ценам.
В итоге ведомство Антона Силуанова предлагает сократить финансирование старых и новых инвестиционных проектов, а также, что особенно важно, не повышать в 2015 году социальные расходы правительства и зарплату бюджетников. Министр подчеркнул, что его позиция пока не обсуждалась с другими членами правительства.
Силуанов считает, что правительство должно отказаться не только от индексации зарплат государственным служащим, но и «другим категориям граждан», например не повышать в 2015 году денежное довольствие военнослужащим и военные пенсии.
Министр уверен, что это позволит «с одной стороны, облегчить бюджет текущего и последующих годов, а с другой стороны — не стимулировать дополнительное потребление, дополнительный спрос, в том числе на импортные товары». Для этого придется подкорректировать законодательство — сейчас социальные выплаты и зарплату бюджетникам нельзя не повышать хотя бы на размер инфляции.
«Если мы будем индексировать все выплаты, зарплаты на новую инфляцию, мы никогда не справимся с инфляцией», — заявил министр.
«Коммерсанту» удалось ознакомиться с конкретными предложениями Минфина — проект закона об отмене индексаций внесен в правительственную комиссию по законопроектной деятельности.
Инициатива Минфина касается зарплат большей части государственных гражданских служащих, парламентариев, военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также судей. Минфин предлагает сохранить в законах принцип индексации, но изъять любое упоминание о том, что он должен быть не меньше прогнозируемой инфляции на соответствующий год. Таким образом ежегодно будет приниматься решение о том, на сколько именно поднять зарплаты чиновникам, или вовсе стоит их опустить.
В списке — не только зарплаты, но и заметная часть социальных выплат, которые обеспечиваются федеральным бюджетом. Это и пособия по беременности, родам и уходу за ребенком, и выплаты героям России и Советского Союза, и компенсации гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и размер материнского капитала. Также «отвязать» от инфляции предлагается размер военных пенсий, пособия детям военнослужащих, страхование сотрудников ФСКН и т.д.
Между тем и без отвязки от инфляции зарплат госслужащим и социальных выплат по итогам 2014 года реальные располагаемые денежные доходы россиян в декабре 2014 года понизились на 7,3% по сравнению с таким же периодом 2013 года, в целом за 2014 год доходы снизились на 1%. Реальными располагаемыми денежными доходами называют доходы за вычетом обязательных платежей, которые скорректированы на индекс потребительских цен. Сокращение реальных доходов за год произошло впервые с 1999 года. В своем макроэкономическом прогнозе, по данным прессы, эксперты Минэкономики подсчитали, что в 2015 году реальные доходы россиян сократятся еще на на 9%.
В начале января министр экономики Алексей Улюкаев предупредил россиян о начале сложной жизни, процитировав Владимира Ленина: «Эпоха благостного развития миновала безвозвратно, она сменилась эпохой гораздо более порывистой, скачкообразной, статичной, конфликтной». Министр посоветовал в связи с этим «сохранять душевное спокойствие, иметь крепкие тылы дома в семье и больше всего думать о собственном здоровье и здоровье своих близких». «Баррели, санкции — это все преходящее», — заявил он.
Предложение Минфина, впрочем, пока не принято. Вполне вероятно, что профильные ведомства, социальный блок, Минобороны и другие силовые структуры, смогут отстоять свое финансирование по прежним правилам.
Изменения законодательства, предложенные Минфином, затрагивают очень важный для самочувствия россиян вопрос уверенности в завтрашнем дне. Одно из важных достижений первой половины 2000-х годов состояло в том, что граждане страны перестали воспринимать государственную службу и работу в бюджетных организациях как что-то, куда идут только последние неудачники. Государство смогло показать, что оно если и не обеспечит своим чиновникам богатую жизнь, то во всяком случае гарантирует уверенность в завтрашнем дне, а точнее в том, что реальный доход госслужащего, бюджетника и пенсионера по крайней мере не будет снижаться.
Как показывает практика, с выражением недовольства целого социального слоя государство справляется плохо: тут можно вспомнить и монетизацию льгот, и демонстрации оппозиции в Москве в 2011-2012 гг. Захочет ли кто-то испытывать на себе гнев социального слоя госслужащих и бюджетников — очень большой вопрос.