будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 13, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Многослойный упадок

Многослойный упадок
gric_big

Вопросы жителей небольшого российского городка Ржев, расположенного в Тверской области, и ответы на них Президента России высветили структурную проблему нашего хозяйства: что делать и как быть с малыми городами? Президент сказал, что их у нас около 1700, и в них живет 40% населения страны. И живет, надо сказать, в очень непростых условиях.

Эти непростые условия связаны не только с ветхим жилым фондов, изношенными инженерными сетями или плохим оборудованием районных больниц. Этим у нас никого не удивишь, к тому же, этих проблем хватает и в крупных городах. Непростые условия, в которых находятся малые города, связаны, как нам представляется, с тем, что у них нет возможности структурного маневра, поэтому перспектива их дальнейшего развития (правильнее будет сказать – выживания) видятся туманными. Но ведь не могут же жить в тумане 40% населения страны! С ними надо что-то делать, а вот что – непонятно.

Чтобы это лучше осмыслить, мы проанализируем структуру хозяйственной жизни относительно типового российского города. Это, естественно, районный центр, так как в нем сосредоточено максимально возможное количество функций, присущих именно городу.

Если брать структуру деятельности людей, проживающих в этих городах, то она сейчас является отражением разных этапов хозяйственной жизни, которые накладывались один на другой, в результате чего мы получили именно тот объект, с которым теперь непонятно, что делать. Не вдаваясь в длительные исторические изыскания, мы можем четко выделить следующие слои человеческой деятельности.

Первый слой, достаточно традиционный – это местная администрация, представители государственного управления. Понятно, что в каждом более или менее крупном населенном пункте должна быть милиция, суд и тюрьма, пожарная охрана, военный комиссариат, служба ЗАГС, земельный комитет, местная газета («районка»), которая информирует граждан о решениях власти, налоговая служба, управление статистики и метеорологическая служба, а если сильно повезет – воинская часть.

Другой слой, - это так называемая «местная промышленность», - то есть предприятия, ориентированные на переработку местного сельскохозяйственного сырья, производимого в окрестной местности, то есть легкой и пищевой промышленности, или, если речь идет о северных территориях, лесной и рыбной.

Роль третьего слоя играет железная дорога. Это кажется немного необычным, так как, несмотря на большое значение рельсового транспорта для нашей страны, его триумф остался далеко в прошлом, и времена, когда от прокладки железнодорожной линии зависело, будет ли данный район развиваться или сойдет на нет, давно прошли. Тем не менее, железнодорожники играют очень важную роль в экономике и социальной жизни каждого малого города. Во-первых, если продукция местной промышленности идет «на экспорт», то есть вывозится в другие регионы, то на товарной железнодорожной станции имеется элеватор, холодильник, и грузовой терминал. А это еще несколько объектов, которые расширяют экономический потенциал города. Во-вторых, считается, что городу очень сильно повезло, если рядом с ним находится узловая станция, а на этой станции, как и положено у железнодорожников, есть депо или даже локомотиво- или вагоноремонтный завод. Это филиалы и представительства гигантской корпорации, которая раскинула свою сеть по всей стране, и вот какому-то уголку страны повезло, что он получает часть доходов этой корпорации. И, в-третьих, даже если из данного города ничего не вывозится и там нет узловой станции, то поселок железнодорожников там есть точно. А это какой-никакой, но все же дополнительный спрос на продукцию и услуги, производимые местным населением.

Городу повезло еще больше, если рядом с ним проходит линия магистрального газопровода или нефтепровода, и находится перекачивающая станция. Это дает такие доходы у занятых на этих производствах, и такие доходы для местного бюджета, что даже дух захватывает. Но, к сожалению, сеть трубопроводов у нас гораздо реже, чем железнодорожная сеть, поэтому по степени влияния на экономику малых городов путейцы, конечно, лидируют.

Четвертый слой хозяйственной жизни у малых городов существует, если в советское время на их территории был построен какой-нибудь крупный завод гражданского или военного профиля. Это меняло жизнь города в принципе, так как доходы и спрос занятых на этих предприятиях подтягивали местную, коренную, если так можно выразиться, промышленность, до нового уровня. Потом, благодаря этому предприятию решалась проблема занятности и, что самое главное, специально под потребности его рабочих строился целый жилой микрорайон, позволяя решить уже и жилищную проблему. В том же Ржеве, например, в середине 80-х годов был построен завод строительных кранов, имеющий общесоюзное значение.

Правда, так везло далеко не всем городам, потому что в советские времена у нас предпочитали осваивать новые территории, и заводы строились именно там, за Уралом. А малые города и села европейской части России служили источником рабочей силы, которая переезжала жить во вновь осваиваемые места. С другой стороны, это везение могло оказаться крайне относительным, потому что в ходе экономических реформ большое количество промышленных гигантов оказалось банкротами, и наличие таких динозавров очень сильно давило на местную экономику.

Но если какое-нибудь отраслевое министерство строило в городе завод, то тогда были серьезные шансы на появление еще одного хозяйственного слоя – производственной инфраструктуры и сферы производственных услуг. Причем, этот слой был таким пестрым, что в него могли входить как традиционные для данной местности предприятия пищевой и строительной промышленности, нефтебазы и угольные склады, предприятия бытового ремонта, так и относительно новые, вроде грузовых автобаз, автобусных парков, городских электросетей и службы водопровода и канализации. Это еще больше расширяло экономический потенциал города, делало эластичным спрос и предложение рабочей силы и увеличивало уровень благосостояния территории.

И, наконец, если речь зашла о благосостоянии, то необходимо упомянуть о шестом, седьмом и восьмом слоях хозяйственной жизни – экономической, социальной и культурной инфраструктуре. Экономическая инфраструктура – это, понятное дело магазины, рестораны, банки, гостиницы, АЗС, частные такси и разного рода увеселительные заведения; кроме того, к экономической инфраструктуре малых городов можно отнести такой вид деятельности, который в крупных городах считается элитным видом отдыха, а в малых городах – предметом первой необходимости – бани. Дело в том, что в малых городах часто не бывает горячей воды, а во многих домах нет ванн и душа, поэтому мыться можно только в банях. К социальной инфраструктуре у нас относятся детские сады, школы, технические училища, стадионы, поликлиники, больницы и службы социального обеспечения; к культурной инфраструктуре - библиотеки, кинотеатры, интернет-кафе, дома культуры и художественные студии.

Таким образом, городское хозяйство - это достаточно сложная структура. Она может работать достаточно эффективно, однако сейчас ни о какой эффективности не может идти и речи, потому что из этих городских хозяйств фактически выдернут основной стержень, на котором они держатся – это доходы занятых на крупных предприятиях, расположенных в этих городах. Доходы занятых, если они есть, увы, очень низкие, поэтому содержать за их счет все городское хозяйство оказывается невозможно, в результате оно ветшает и приходит в упадок. Разного рода целевые программы и национальные проекты, о которых говорил президент, касаются только отдельных секторов сферы производственных или бытовых услуг, социальной сферы, но общую экономическую ситуацию поправить не могут.

Реакция людей, проживающих в этих городах, на подобного рода трудности хорошо известна. С одной стороны, люди в экономически активном возрасте стремятся такие города покинуть и найти работу в крупных промышленных центрах. Люди, заработавшие себе на пенсию и скопившие кое-какие деньги, стремятся перебраться в другие места. Этот отток особенно касается наших «северных территорий». Вследствие оттока с «северов», численность населения небольших городов может увеличиваться за счет приезжих пенсионеров.

Еще один источник притока населения – мигранты из южных регионов России или из бывших братских республик. Этот приток решает проблемы рабочей силы или даже создавать новые рабочие места и, в то же время, создает новые проблемы, связанные с взаимной адаптацией представителей несколько разных культурных укладов. Проблемы, проявляющие себя и в крупных городах, но в небольших стоящие существенно более остро – в силу, в том числе, и описанной выше застойной социально-экономической депрессивности.

К сожалению, никаких реальных программ, которые могли бы решить проблему малых и средних городов России по-прежнему не видно. 

Обсудить статью

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).