- А деньги куда потратишь?
- А на эти деньги, полученные от государства, куплю автомобиль "Москвич".
К/ф "Бриллиантовая рука"
Московский арбитражный суд вчера признал банкротом ОАО «Москвич» - бывший автозавод Ленинского комсомола. В отношении внешнего управляющего «Москвича» Анатолия Сивакова возбуждено уголовное дело по обвинению в нанесению государству ущерба в размере $200 тыс. По данным Газеты.Ру, сейчас рассматривается вопрос о лишении Сивакова лицензии на право работы арбитражным управляющим.
Новым конкурсным управляющим был назначен Александр Иванов - не сын министра обороны, наехавший на старушку. Суд также открыл в отношении предприятия конкурсное производство и обязал Александра Иванова через год представить отчет о его проведении.
Решение обратиться в суд совет кредиторов «Москвича» принял почти единогласно 30 января. С 2001 года завод не работал, было отключено электричество, оборудование было законсервировано, сломано или похищено. В любом случае пуск конвейера - некогда первого советского автоконвейера, предмета национальной гордости - стало невозможным.
Одной из мер по расчету с кредиторами была продажа или сдача имущества в аренду - собственно, в незаконной сдаче его и обвиняют Сивакова. В итоге, тем не менее, предприятию удалось погасить долги по зарплате. Правда, одной из первых мер по оздоровлению предприятия стало увольнение 1,5 тысяч сотрудников. Остальные работники многотысячного коллектива разошлись сами, намного раньше, когда предприятие перестало платить зарплату. Кстати, по утверждению Александра Сивакова, в кассе предприятия до сих пор лежат деньги рабочих, отчаявшихся получить зарплату родного АЗЛК.
Однако существенного результата эти меры не дали, и сейчас общая кредиторская задолженность завода достигла $1 млрд, причем 86% этой суммы приходится на Министерство финансов России. Это один из самых удивительных долгов предприятия.
Давний инвестиционный проект советского времени - создание второго "АвтоВАЗА", но уже в Москве и на итальянской, а не на французской основе (первые крупные иностранные инвестиции в СССР, не считая Тенгиза) - оказался целиком переложен на предприятие АЗЛК и оказался кредитом, а не инвестициями.
Трудно сказать, явилось ли именно это тем лишним весом, надорвавшим предприятие, которое должно было стать вызовом Форду в годы первых пятилеток, да потом вынужденно перешло на оборонные рельсы и лишь после войны на трофейной базе освоило выпуск легковых автомобилей.
Сейчас крупнейшим акционером ОАО «Москвич» является государство, которому принадлежит 60,4% акций завода. Оно же является и его крупнейшим кредитором: наряду с уже упомянутым кредитом, это - налоговая задолженность.
В принципе, предприятие на востоке Москвы, с общей площадью 170 тыс. кв. метров, с хорошим инвестиционным объектом, включая Дворец культуры, некогда известный в столице, должно быть продаваемо.
Тем более, что рядом работает предприятие "Автофрамос", созданное на основе тех давних и новых более поздних инвестиций Renault совместно с Московским правительством. Этот новый автозавод на месте умершего "Москвича" будет развиваться - в его производственных планах в следующем году выпустить 60 тысяч автомобилей.
Скорее всего, "Москвич" в нынешнем состоянии - это некий диагноз национальным автопроектам: если вспомнить возникшие на его базе представительские машины "Князь Владимир", "Юрий Долгорукий" и прочих монстров. Наверное, есть еще и немного оптимистический взгляд на устроителей нынешнего национального автопроекта - хорошо, что они не взялись за очередное переустройство "Москвича". Некое воспоминание о будущем и немного сентиментальный взгляд в прошлое. Хорошее когда -то было время. И был автомобиль "Москвич".