Федеральные и региональные камчатские власти решили вплотную заняться вопросом многочисленных нарушений со стороны некоторых золотодобытчиков Камчатки, которые своими действиями разрушают природу края. Горнодобывающая промышленность в ответ пытается доказать свою нужность для Камчатки. Тем не менее, думается, в этот раз достичь ложных компромиссов не удастся: экологию края нужно защитить.
Минприроды РФ должно выработать механизм учета решения о разработке недр в регионах, с учетом позиции самой территории, - такое поручение ведомству дал летом вице-премьер, полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев. Инициативу проявил врио губернатора Камчатки Владимир Солодов, выявив, что лицензию на добычу золота камчатские старатели получают подозрительно легко. Такое практиковалось при попустительстве прежней власти края под руководством бывшего губернатора Владимира Илюхина – но теперь на Камчатке такого разгула беззакония в сфере горнодобычи больше не должно повториться.
В качестве нарушителей в документах, в судебных процессах и в СМИ фигуровали только две компании – ООО «Дальстрой» и АО «Тревожное зарево» (учредители - Trans-Siberian Gold PLS). Как расценить этот факт? Может быть, это публичная порка? А может быть, это совершенно обоснованная ситуация, потому что это именно те компании, деятельность которых уничтожает камчатские реки, а с остальными камчатскими старателями все в порядке? Ведь, действительно, у властей нет задачи закрывать работу отрасли, которая дает и рабочие места, и прибыль для региона. Может быть, если разобраться с нарушениями, лишить лицензий компании, злоупотребляющие своими возможностями и не защищающие камчатскую экологию, а разрушающие ее, все наладится, а камчатские реки наконец-то освободятся от вредных отходов?
Люди, которые лоббировали интересы золотодобычи на Камчатке при Илюхине, похоже, намерены продолжить гнуть эту линию. Напомним, что во времена губернаторства Илюхина Алексей Войтов, вице-губернатор, руководитель аппарата губернатора и правительства Камчатского края, официально курировал деятельность многочисленных ведомств, но еще и вел неофициальное кураторство – прикрывал нарушения золотодобытчиков. Причем конкретной компании – «Тревожное зарево».
Именно в состав руководства «Тревожного зарева» Войтов вошел, уйдя с поста вице-губернатора, - и сразу стало понятно, чьи интересы он лоббировал. А теперь, как внезапно обнаружилось, этот человек начал вести направление GR в этой компании – и становится ясно, для чего это сделано: Войтова бросили на амбразуру, он и дальше будет отстаивать интересы этой золотодобывающей компании.
Действия Войтова прослеживаются, например, в обращении золотодобытчиков к Владимиру Солодову - они предложили провести в начале сентября 2020 года встречу, замечая, что «диалог бизнеса и власти будет способствовать привлечению инвестиций в Камчатский край, созданию новых рабочих мест, а также увеличению налоговых поступлений в краевой бюджет».
Это явная инициатива АО «Тревожного зарева» и «Дальстроя», которым после визита Юрия Трутнева грозят серьезные перемены в их деятельности в крае. Сейчас компании стараются выставить на первый план свои миллионные прибыли, пытаясь показать свою нужность краю. И даже утверждают, что их работа неопасна для территории. Однако от разговора об уничтожении природных богатств края не уйти. «Недропользователи отдают себе отчет в том, что без соблюдения строжайших экологических норм невозможно добывать полезные ископаемые, постоянно совершенствуют технологии», утверждается в письме к Солодову. Уже то, что об этом говорится, наводит на мысль, что не все так гладко – о чем, собственно, и свидетельствуют многочисленные многолетние проверки со стороны природоохранных организаций.
Да и сейчас эти нарушения продолжают вскрываться. Этим летом Фонд защиты дикой природы WWF Россия в рамках мониторинга обнаружил уже 42 случая загрязнения дальневосточных рек. Изменилось лишь одно – все нулевые годы на Камчатке молчали о проблемах золотодобывающей отрасли - пока губернатор Илюхин не ушел в отставку. И как только это случилось, страсти не утихают: наконец-то стало возможным открыто говорить о вопиющих фактах нарушений.
Будет ли продуктивен диалог горнодобытчиков с властью? Позиция Солодова ясна: новый руководитель края против коррупции и нарушения законодательства.
Кстати, заметим, что в бытность вице-губернаторства Войтов контролировал в том числе и мировых судей. Может быть, поэтому и разваливались дела в отношении «Тревожного зарева» в местных судах – Войтову удалось запустить руку еще дальше и влиять на весь судебный состав края? Ведь в отношении «Тревожного зарева» подавались десятки исков, но вместо десятимиллионных штрафов, которые требовали взыскать с нарушителя природоохранные ведомства, назначались мизерные наказания в виде 10-15 тысяч рублей.
Возвращаясь к новой ипостаси Войтова, появляется подозрение, что теперь он хочет перебросить проблемы своей компании на те золотодобывающие организации, к которым у власти нет претензий, подталкивая их к оправданиям и объяснительным разговорам с властью.
Ну а пока Камчатка продолжает задыхаться от загрязнений. Кстати, в том же письме горнодобытчиков к Солодову замечено, что «недобросовестное отношение к природе имеет место в регионе». Получается, сами же золотодобытчики и подтверждают эти факты! Они же цитируют сотрудника камчатского филиала Тихоокеанского института географии ДВО РАН, члена региональных отделений ОНФ и РГО, Общественной палаты края Татьяну Михайлову, которая говорит, что уже нельзя закрыть горнодобывающую отрасль, «которая занимает 2-е место после рыболовства». Все же второе! И с этим не поспоришь – добычей рыбы край жил всегда, рыба для Камчатки – настоящее золото. «Предприятия отрасли должны понимать масштабы негативных последствий, к которым приводит их деятельность и заранее думать о том, как их минимизировать", - замечает Михайлова.
А Сергей Мылов, руководитель Общественной организации «Экологическая безопасность Камчатки», считает, что если с Камчатки и вовсе уйдут золотодобытчики, вреда краю не будет: «От рыбы мы возьмем больше».
А ведь последствия еще давних разрушительных действий золотодобытчиков край расхлебывает до сих пор. Ну а новые нарушения усугубляют и без того трагичную ситуацию с камчатскими реками, куда попадают отходы золотодобычи. При Илюхине и сама власть не беспокоилась об этом. Да даже сам губернатор, не думая о последствиях, выводил охраняемые природные территории из этого статуса, отдавая на растерзание старателям. Например, буквально в прошлом году постановлением Губернатора Камчатского края № 25 «О ликвидации (снятии статуса) государственного биологического заказника областного значения "Берег Чубука»» была выведена из-под защиты очередная природная территория.И не просто так! Ведь в бухту, которая является частью заказника «Берег Чубука», впадает река Асача. А приштольневая площадка Асачинского рудника, на котором работает «Тревожное зарево», граничит с ручьем Семейный, это приток Асачи. В него впадает ручей Левый Асачинский. Получается, вся грязь уходила в воды и землю заказника. В заказнике «Берег Чубука» живут редкие животные каланы, занесенные в Красную Книгу. Но губернатор Илюхин с легкостью лишил территорию «Берег Чубука» статуса заказника. Прикрыл нарушения «Тревожного зарева», чтобы компанию не обвинили в том, что она загрязняет защищаемые законом природные территории – теперь они как бы и не являются ценностью.
Плохое экологическое состояние рек и моря Камчатки приводит к общему истощению биоресурсов. Водоемы перестают быть нерестовыми. Реки на Камчатке потеряли за несколько лет уже почти половину нерестилищ лосося! Камчатский краб скоро вообще станет редкостью.
А ведь рыба – это не только настоящее, но и будущее. А последствия нарушений экологии планета потом испытывает не менее 25 лет.
Например, буквально недавно Краевая комиссия по регулированию вылова анадромных видов рыб (лососей) закрыла промысел красной рыбы в нескольких морских заливах и в реках, которые выходят в море. Причиной стало именно слабое наполнение рек рыбой. Вот реальные последствия загрязнения камчатских вод.
Водный и нерестовый фонд Камчатки - это национальное достояние и наследие всей страны. А развитие крупномасштабной добычи золота на Камчатке может привести к настоящей экологической катастрофе. Река – это вообще уязвимая экосистема. А по данным Федерального агентства по рыболовству, современные технологии хранения и обезвреживания отходов не дают возможности безопасно разрабатывать месторождения. Кстати, похоже, в России просто забыли о том, что еще 27 лет было принято постановление Совета Министров РСФСР «О дополнительных мерах по усилению охраны природы в районах интенсивного нереста лососевых рыб в Камчатской области».
А причины происходящего понятны. Ведь владельцы компании "Тревожное зарево" – а ее учредителемявляется британская компания Trans-Siberian Gold PLS – иностранцы. Вряд ли их беспокоит экологическое состояние Камчатки. Прибыль важнее всего.