будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 19, 2025
Хозяйство

Налоговая реформа: еще раз и все вместе

Налоговая реформа: еще раз и все вместе
rog7

Слухи о завершении налоговой реформы, обнародованные в декабре Михаилом Касьяновым, скорее всего, преувеличены.

“Снижение единого социального налога (ЕСН) является наиболее значимой мерой в налоговой реформе”, - заявил замглавы Минэкономразвития Аркадий Дворкович, выступая 21 января на “круглом столе” на тему “Как российские корпорации платят налоги”. Снижение ЕСН важней, чем снижение НДС и налога на прибыль, считает чиновник, поскольку поможет в легализации бизнеса. По словам Дворковича, многие сектора экономики платят меньше половины того, что должны платить по ЕСН, а контролировать их сложно, поэтому налог необходимо снизить.

Дворкович также отметил, что механизм снижения ЕСН пока не выработан. Одобренный правительством базовый вариант предусматривает снижение ставки налога до 26% с сохранением регрессии и без переноса страховых платежей на работников. Компенсировать потери бюджета от снижения ЕСН Дворкович предлагает за счет увеличения налогов на сырьевой сектор.

Налоговая система в России родилась с нуля в начале девяностых: в СССР она приблизительно ограничивалась налогом на бездетность. Причем при всей либеральности реформ девяностых система строилась как силовая и репрессивная: не было системы сбора налогов, не было настоящих денег, налоговиков просто стреляли на каждом шагу. Что касается систем, то выбрана была та, которая делала упор на НДС, потому что косвенные налоги легче собрать. К концу XX века налоговая система в России выстроилась как силовая, хорошо вооруженная (налоговая полиция) и коррупционноемкая, а ее объектом поначалу стали крупные предприятия, но не граждане-налогоплательщики.

В девяностые схема с упором на косвенные налоги усложнялась, поскольку правительство постоянно работало над проблемой стабилизации национальной валюты и проблемой наполнения бюджета и придумывало все новые налоги и сборы.

К концу девяностых в экспертном сообществе, понимающем в налогах, стали общепризнанными сведущие тезисы: бОльший процент налогов в отношению к объему экономики собирать нельзя, а налоговую систему нужно максимально упростить, хотя бы для того, чтобы государство могло справиться с системой. Соответствующий реформистский пакет был подготовлен в ИЭПП и Центре Грефа. Эти здравые мысли нужно, правда, квалифицировать с точки зрения политической позиции, которая за ними стоит. Ее здесь нет – это технические замечания, прямо не соотносящиеся с целями для страны и экономики: например, к легализации бизнесов и доходов граждан.

С 2000 года было сделано следующее: введена плоская шкала подоходного налога (13%), снижен налог на прибыль, но отменена инвестиционная льгота (что дало эффективный рост ставки налога), отменен дорожный сбор (и туча мелких налогов и сборов), введено особое законодательство по налогообложению малого бизнеса. С этого года отменен также налог с продаж, снижается ставка НДС на 2%. Отдельно сильно изменено и упрощено законодательство в части рентных налогов, что увеличило доходы бюджета. Идет процесс по некоторому упрощению налоговой отчетности и т.п. Это все можно отнести к теме микроскопических улучшений с хорошей результативностью в отдельных сферах (торговые сети наверняка довольны отменой налога с продаж, а бюджет - ростом собираемости нефтедолларов) и минимальными эффектами для экономики в целом. По сути, объектом реформ стали ставки налогов, то есть не имеющие отношения к жизни абстракции. В духе российской политики последних лет, в которой главный тезис “удвоение ВВП”  всерьез понять невозможно.

В свете такой предыстории, заявление Аркадия Дворковича, по крайне мере, содержит намек на цель – легализация бизнесов. Более того, замминистра безусловно прав в том, что формальной точка приложения политики по легализации должен быть именно ЕСН как самый тяжелый и самый несобираемый. Другое дело, что кроме снижения ставки налога для этого должна проводиться собственно политика: стимулирование легализации и роста зарплат, гарантии безусловной безопасности легализовавшегося бизнеса (борьбы против административного давления на предпринимателей и граждан) и т.п.

Если ставить целью легализацию бизнесов, то нужно сфокусировать и сосредоточить налоговую систему на тех налогах, которые собирать и контролировать легче (а бизнесу легче отчитываться и быть чистым перед законом), и вести реальную войну против массового и несистемного вымогательства со стороны государства.

В этой связи непонятно, в какую логику поместить отмену налога с продаж и снижение НДС. Легкособираемые (там, где взяткоемкость меньше) налоги можно было даже и повышать в обмен на радикальное снижение или отмену прямых налогов. Можно понять как-то и обратную логику, но не то и другое одновременно. Но уж точно нельзя понять представление о том, что простое снижение ставок любых налогов может возыметь хоть какой-то эффект. Здесь вам не там – в Штатах азбучные эффекты имеют место, потому что там все – налогоплательщики, а у нас легальное участие граждан и бизнесов в налоговой системе – еще нерешенная задача.

И решаема она только политически, но не формально-технически.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).