28 ноября в России уже во второй раз состоялась «черная пятница» - уикенд, в который в розничных магазинах многие товары продаются с большой скидкой. Год назад российские ритейлеры позаимствовали этот праздник скидок у коллег из США, там эта акция проводится ежегодно, начиная с 1966 года. Тогда сложилась традиция устраивать распродажи в первую пятницу после Дня благодарения, и именно с нее начинается сезон рождественских распродаж.
В России «черная пятница» началась вечером в четверг, а завершилась поздним вечером воскресенья, продлившись в общей сложности 77 часов. Стремительное падение валютного курса рубля и едва ли не последняя возможность купить вещи по привычным ценам привели россиян в магазины.
Как сообщает gazeta.ru, этот уикенд оказался для российских ритейлеров вдвое более прибыльным, чем аналогичное мероприятие год назад. Наибольшим спросом у российских потребителей пользовались предметы бытовой техники и электроники, несмотря на то, что самые большие скидки предлагали производители одежды. Специально для «черной пятницы» был запущен специальный сайт, посвященный этой акции, на котором были собраны все магазины, принимающие в ней участие. По информации gazeta.ru, совокупный трафик общего сайта распродаж за первые 12 часов старта составил 2,5 миллиона человек. За каждый час на площадке совершалось более трех тысяч покупок.
В розничных магазинах наибольшим спросом пользовались iPhone и iPad, в частности, немецкий ритейлер Media Markt на открытии нового торгового центра «Авиапарк» объявил о распродаже гаджетов по старым ценам, которые были еще до официального повышения. В итоге многие россияне решили, что это последняя возможность приобрести гаджеты по приемлемой цене, и отправились за покупкой. Однако компания не рассчитала спрос, что привело к давке в толпе поклонников продукции американского бренда. Пользователи Twitter, находившиеся в это время в торговом центре, сообщали в микроблогах о том, что в гонке за выгодой посетители устроили давку, перевернули детскую коляску и, по выражению одного из юзеров, «творился ад».
Такая обстановка наблюдалась и в других магазинах, которые участвовали в «черной пятнице». Так, например, на видеосюжете m24.ru запечатлена давка в столичном «Ашане», в которой мужчина грубо ударил женщину по голове, и никто из окружающих не помог ей.
Директор аналитического департамента ИК «Велес Капитал» Иван Манаенко считает, что россиян за покупками в «черную пятницу» привело осознание грядущего повышения цен и возможность напоследок сэкономить: «Я думаю, это в первую очередь связано со стремительной девальвацией рубля, которая в том числе и в пятницу резко усилилась. Вообще опыт «черных пятниц» в России не очень большой, но те скидки, которые были, во многих случаях уже от новых цен, поэтому в пятницу получить выгоду от покупок было достаточно сложно, но все понимали, что уже с декабря цены могут вырасти», - говорит он. «Первой ласточкой стало повышение цен на продукцию Apple, и все на этом фоне тоже засуетились, и бытовая техника подорожала, и некоторые другие товары. Поэтому естественно в абсолютных масштабах ритейлеры получили максимальную выручку, точнее выручку выше, чем в прошлом году. Но надо понимать, что на их прибыли может это не так скажется, в рублевом эквиваленте безусловно», - рассуждает г-н Манаенко.
Однако по мнению эксперта, ритейлеры все же могли бы получить большую прибыль, если бы эта акция стартовала несколько раньше: «Но так как те же закупки производятся в иностранной валюте, то я думаю, что «черная пятница» слишком поздно наступила, чтобы ритейлеры могли так ликовать».
По словам Ивана Манаенко, есть один тонкий момент в механизме продаж в «черную пятницу» : «По опыту прошлой «пятницы», например, серьезных скидок не было, люди достаточно равномерно покупали. Но много где ажиотаж наблюдается еще с октября месяца и особенно в ноябре, когда люди активно скупали по старым ценам автомобили, например, пытаясь таким образом урвать еще хоть что-то перед очевидным повышением цен», - говорит аналитик. По его мнению, с нового года цены вырастут не меньше, чем на 10-15% по сравнению с нынешними, по которым сейчас магазины распродают остатки и товарные запасы. «На том же примере продукции Apple, которая без зазрения совести подняла цена на 25%. Конечно, цены будут расти в зависимости от, то есть часть продукции это все же может и не коснуться. Я думаю, что в меньшей степени, это затронет продукцию с азиатских рынков, но тем не менее рост процентов на 10% все же произойдет», - резюмирует эксперт.
Директор по стратегическому планированию Geometry Global Ольга Беляева тоже сопоставляет успех мероприятия с падением курса рубля: «У «черной пятницы» есть все шансы прижиться в России и стать традицией. Судя по всему, в этом году результаты будут значительно превышать прошлогодние, хотя так же, как и в 2013, покупатели жалуются на недостаточно большие скидки и проблемы с организацией как в онлайн, так и в офлайн-магазинах», - отмечает г-жа Беляева.
По ее мнению, у этой акции есть перспективы для дальнейшего развития: «В этом году в России успеху проекта, безусловно, способствовали панические настроения покупателей, связанные с падением курса рубля. Существующая динамика толкает покупателей искать способы потратить имеющиеся денежные запасы в рублях из-за боязни, что накопления обесценятся. Очень вероятно, что в будущем представители других категорий, в частности, сферы услуг, тоже присоединятся к проекту. Для таких брендов это хорошая возможность привлечь новых клиентов и стимулировать пробные покупки».
Американская «черная пятница» была омрачена трагедией: в Чикаго мужчина пришел в торговый центр с огнестрельным оружием и выстрелил в женщину, после чего покончил жизнь самоубийством. Пострадавшая была госпитализирована в тяжелом состоянии и вскоре скончалась. В таком контексте очень громко прозвучало сообщение о том, что в США в в эти выходные резко возросли продажи огнестрельного оружия, которое, оказывается, тоже можно было приобрести со скидкой. По сообщению РИА Новости со ссылкой на представителя ФБР Стивена Фишера, каждую секунду в минувшую пятницу сотрудники ведомства получали от магазинов по всей стране по три заявки с просьбой выдать разрешение на продажу пистолетов, винтовок и ружей. Отмечается, что несмотря на огромное количество желающих получить разрешение, в ведомстве тщательно обрабатывается каждая заявка.
Для жителей Соединенных Штатов «черная пятница» в этом году открылась с новой стороны, на этот раз к акции присоединились турфирмы, сервисы онлайн-бронирования, гостиницы и даже авиакомпании и медиакомпании, сообщает «Коммерсантъ». Кроме того, среди новых участников в этот раз появились и ведущие американские операторы мобильной связи, они предложили скидки на тарифные планы и многие мобильные гаджеты. Однако есть в западной версии распродажного уикенда и странные для обычного россиянина нововведения. Пользователи криптовалют, например, биткойнов, получили ряд спецпредложений только благодаря тому факту, что были готовы расплачиваться виртуальной валютой.
В то же время сообщается, что по сравнению с прошлым годом распродажи прошли не столь эффективно: количество покупателей снизилось на 5%, а денег на этот раз было потрачено на 7 миллиардов меньше. За выходные и «черную пятницу» американские магазины посетили 133,7 миллиона покупателей, а потратили они 50,9 миллиардов долларов, то есть в среднем это составило около 381 доллара на человека против прошлогодних 407 долларов.