будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
госбюджет
Май 21, 2025
Хозяйство
Блохина Мария

Наутро. 10 августа

 

За период с января по июль этого года дефицит федерального бюджета составил 1,518 триллиона рублей, это на 35,4% больше дефицита за аналогичный период прошлого года. Согласно информации Федерального казначейства РФ,  за семь месяцев расходы бюджета составили 8,484 триллиона рублей, а доходы — 6,966 триллионов рублей.

Больше всего из бюджета было выделено на статью «социальная политика» (2,771 триллиона рублей), также затратными являются «национальная оборона» (1,684 триллиона рублей) и «национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (981,68 миллиарда рублей).

Руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина в беседе с «Полит.ру» напомнила, что федеральный бюджет на 2016 год и так был сверстан с дефицитом: «Нет ничего удивительного в том, что доходов меньше, чем расходов. Это вполне ожидаемая ситуация, которая является отражением того, что у нас очень низкие цены на нефть, соответственно, нефтегазовых доходов приходит очень мало, — объясняет эксперт. — Таким образом, денег фактически нет, кроме регулярных доходов, которые составляет НДС и прочие налоги, доля нефтегазовых снизилась существенно».

«Получается, что, как и ожидалось, из-за плохой макроэкономической конъюнктуры, из-за низких темпов роста, то есть темпов падения, которые у нас сейчас есть, у нас очень мало доходов, а расходы никто не отменял. Поэтому изначально планировался достаточно существенный дефицит, что сейчас и происходит. Финансироваться он будет в основном благодаря средствам Резервного фонда, и насколько я знаю, довольно существенная его часть уже потрачена на восполнение этого дефицита.

Все идет по плану, а у нас план был очень грустный, дефицит был прописан очень большой — 3% ВВП. На деле он будет, наверное, еще больше, потому что и ВВП другой, и цены ниже, чем планировалось, и так далее. Все идет по грустному плану», — констатировала Александра Суслина.

На вопрос о том, какие меры могут быть предприняты после того, как Резервный фонд и Фонд национального благосостояния будут исчерпаны, она ответила, что пока ясности нет: «Сейчас это очень острая тема, обсуждаемая бюджетными властями, потому что толком непонятно, что делать, но понятно, что меры будут очень жесткие. То есть это будет либо какая-то очень жесткая заморозка расходов, либо это будет повышение налогов, потому что резервов уже нет, а финансировать все остальное за счет чего-то нужно. Есть два нормальных пути: либо повысить доходы, либо снизить расходы, либо сделать и то и другое в какой-то комбинации. Могут быть и какие-то совсем маргинальные методы, например, напечатать денег, но я надеюсь, никто на это не пойдет», — заключила она.

Месяц назад правительство решилось на заморозку расходов бюджета в номинальном выражении на уровне 15,78 триллионов рублей в год на период с 2017 по 2019 год. При этом, по данным Минфина, Резервный фонд совсем скоро будет исчерпан: предположительно, за текущий год будет потрачено примерно 2,2 триллиона рублей, и в результате в Резервном фонде останется меньше триллиона рублей. Такого запаса хватит не дольше, чем на половину 2017 года. Затем дефицит бюджета будет финансироваться за счет ФНБ и внутренних заимствований.

Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений, экономист Василий Колташов считает, что дефицит бюджета будет и дальше расти в том случае, если будет поставлена задача удержать сильный рубль до президентских выборов, а не девальвировать его в промежутке между парламентскими и президентскими выборами.

«При этом не помогут никакие сокращения, потому что существует угроза нового падения цен на нефть, существует риск изменений в американской денежной политике и в экономической политике. То есть США могут просто отказать банкам в дешевых деньгах. Если президентом станет, к примеру, Дональд Трамп, то нельзя исключать такой вариант, когда в интересах американских промышленников он скажет, что больше сверхдешевых денег для банков не будет. Не будет сверхдешевых денег для американских банков, не будет нынешних комфортных цен на углеводороды для российских корпораций, а это означает обвал рубля», — рассуждает Колташов.

«Очень сложная ситуация, при этом некоторые либералы призывают нас к девальвации рубля, говоря о том, что это способ стабилизации бюджета, так как рубль девальвируется, и в результате бюджет станет исполним. На самом деле, это не совсем так, потому что вместе с девальвацией еще больше обрушится внутренний спрос, а процесс сокращения внутреннего потребления объективно усиливает экономический кризис и уменьшает поступление денег в экономику. Поэтому мы находимся в ловушке постоянного снижения потока денег в казну, и в общем-то сжатие экономики происходит одновременно с этим процессом. И это не тенденция нескольких последних месяцев, это продолжается уже несколько последних лет. По крайней мере, с 2012 года точно, то есть с того времени, когда правительство Дмитрия Анатольевича Медведева принялось рулить российской экономикой и дорулило нашу экономику до нынешнего состояния», — говорит эксперт.

Сам он крайне пессимистичен в этом вопросе: «Я считаю, что не будет никакого изменения экономической политики в ближайшие полгода-год, которые изменят ситуацию так, что удастся избежать девальвацию и падение спроса. Но в то же время, поскольку политика меняться не будет, мы будем постоянно иметь угрозу большого дефицита, возможно, рост государственного долга и периодическое обесценивание национальной валюты, которое не будет нас спасать от бюджетного дефицита. Это обесценивание будет нам давать только кратковременный выигрыш», — считает экономист.

«Мы прошли уже две волны девальвации: первая волна была у нас в конце 2013-начале 2014 года, потом рубль укрепился и казалось, что это некоторое ослабление помогло. Потом в 2014 году был обвал рубля, и нам тоже говорили, что это помогло бюджету, нормализовало ситуацию. Затем уже в 2015 году рубль обваливался, и уже можно ожидать, что к концу 2016 года он тоже обвалится. Это каждый раз будет встречаться заявлениями о том, что это поможет нам уменьшить бюджетный дефицит и оздоровить национальную финансовую систему. На самом деле, через некоторое время все снова будет ухудшаться. Позитивный эффект будет кратковременным, а негативный будет долговременным — такие реалии», — резюмировал Василий Колташов.

Напомним, что в 2015 году дефицит федерального бюджета составил 1,95 триллиона рублей (2,6% ВВП), в 2014 этот показатель был 327,963 миллиарда рублей (0,5% ВВП), а в 2013 — 310,5 миллиарда (тоже 0,5% ВВП).

Блохина Мария
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).